Каждый месяц Станислав Зельвенский отслеживает интересные фильмы, которые не выйдут в российский прокат, но доступны для домашнего просмотра. В выпуске за сентябрь: джентрификация с «Сандэнса», полнометражная версия «Между двумя папоротниками», новая комедия режиссера «Четырех львов», смесь жанров автора «Холода в июле» и даже один фильм «Амфеста».

«Последний черный в Сан-Франциско» («The Last Black Man in San Francisco»)

Сандэнсовский хит, получивший приз за режиссуру, начинался с краудфандинга, а закончился участием продюсерской компании Брэда Питта. Дебютант Джо Талбот (белый из хорошей семьи, его дед был кинозвездой, а отец, среди прочего, основал Salon.com) рассказывает историю своего друга детства по имени Джимми Фейлз, который играет (отлично) художественную версию самого себя. Джимми, молодой мужчина из разорившейся черной семьи, одержим домом невероятной красоты, расположенным в джентрифицированном квартале Сан-Франциско: он утверждает, что дом (почему‑то в викторианском стиле) сразу после войны построил его дед. Когда живущая в нем пара вынуждена съехать и дом временно пустует, Джимми вместе с лучшим другом, начинающим драматургом и художником, у которого он годами спал на полу, туда вселяется. Это частный, локальный сюжет про превратности судьбы и тающий на глазах прекрасный город, захваченный понаехавшими айтишниками, но он, как положено, вырастает в универсальное актуальное высказывание на тему идентичности — социальной, расовой, географической, кровной. Превосходно сделанный меланхоличный, с сухим юмором и долгими проездами на скейтборде, очень нежный фильм о том месте, где сердце.

Смотреть Amazon

«Между двумя папоротниками» («Between Two Ferns: The Movie»)

Попытка растянуть интернет-шутку на полный метр — скорее удавшаяся, чем нет, хотя неровная и, безусловно, проходная. Фильм по мотивам поддельного ток-шоу Зака Галифианакиса — серии роликов на «Funny or Die», где артист берет оскорбительные безобразные интервью у знаменитостей от Брюса Уиллиса до Обамы, а тем приходится играть скучные и обидчивые версии самих себя. Теперь по мотивам этого дела сняли мокьюментари: Галифианакис — как бы ведущий на общественном кабельном телевидении, который после потопа на студии (закончившегося клинической смертью его гостя Мэттью МакКонахи) отправляется со своей верной съемочной группой в Лос-Анджелес, где Уилл Феррелл пообещал ему контракт. По дороге он берет интервью (Бенедикт Камбербатч, Пол Радд, Джон Хэмм, Дэвид Леттерман и другие), грабит Питера Динклейджа, спит с женой Джона Ледженда и ловит рыбу на сосиску. Местами истерически смешно, но этих мест, может быть, чуть меньше, чем хотелось бы.

Смотреть Netflix

«Наступит день» («The Day Shall Come»)

Редкая — собственно, вторая — работа для условно большого экрана британского телесатирика Криса Морриса, автора «Четырех львов» про джихадистов-идиотов. Здесь материал, в общем, схожий. Дело происходит в Майами, где самопровозглашенный пророк по имени Моисей Аль Шабаз (Маршан Дэвис, может далеко пойти), одевшись в треуголку и занавеску от душа, проповедует трем своим приятелям какую‑то совершенно безобидную, но воинственно звучащую эсхатологическую лабуду — коктейль из разных религий. Иногда они еще ходят уточкой. И вот на них натыкается местное ФБР, занятое поиском врагов народа, и карьеристка-агент (Анна Кендрик) через своего информатора, сирийского педофила, подсылает к Моисею поддельного шейха из «Исламского государства» с предложением финансовой помощи. Иначе говоря — «Новое величие» по-американски: и смешно, и не очень. Есть отличные эпизоды в духе моррисовского товарища Ианнуччи — особенно внутри ФБР, где авторам не приходится находить в эпической глупости своих героев какие‑то симпатичные стороны. Как кинофильм это все равно слабовато, но как карикатура (за исключением неудачной концовки) — вполне вдохновенно.

Смотреть iTunes

«В тени Луны» («In the Shadow of the Moon»)

Новая серия саги «многообещающий режиссер пришел в «Нетфликс» за творческой свободой и в ней захлебнулся». Режиссер — Джим Микл, автор «Земли вампиров» и «Холода в июле». Фильм — амбициозная смесь фантастики, детектива, хоррора, мелодрамы и чего только не. Начинается в 1988 году: загадочная девушка в худи убивает несколько вроде бы не связанных между собой человек, сделав им инъекцию, от которой у них через уши и глаза красиво вытекает мозг. Делом интересуется молодой патрульный (Бойд Холбрук), у которого дома глубоко беременная жена, — еще не подозревая, что оно определит его личную и профессиональную жизнь на многие десятилетия. Это, впрочем, не «Зодиак» или «Воспоминания об убийстве», а скорее неудачная версия «12 обезьян» (с элементами «Терминатора»). Довольно изящно снятый, но нескладный, нелепый, а зачастую попросту глупый фантастический нуар, чей политический и, так сказать, гуманистический подтексты выглядят одинаково неубедительными.

Смотреть Netflix

«Звук тишины» («The Sound of Silence»)

Питер Сарсгаард играет слегка свихнувшегося — или прозревшего, если угодно — музыковеда, который считает, что миром правят звуки и ноты. Он живет в бомбоубежище и на досуге занимается своим magnum opus — звуковой картой Манхэттена. А зарабатывает тем, что «настраивает» частные дома: проведя вечер в квартире, сообщает хозяину, что у того бессонница, потому что частота радиатора вступает в диссонанс с частотой входной двери (самое странное, что это вроде бы работает). Но вот у него появляется новая клиентка (Рашида Джонс), печальная женщина, которой не помогает прописанная замена тостера. Идею фильма хочется пересказывать, потому что она хорошая. Другое дело, что все это в итоге медленно и неумолимо упрощается до встречи двух одиночеств в окружении тяжеловесных метафор — как если бы из «Разговора» Копполы сделали безобидную мелодраму. Но все равно мило: приглушенные цвета, хорошие артисты, Центральный парк. Фильм даже можно посмотреть на большом экране в рамках «Амфеста», что неслыханная редкость и исключение для этой рубрики.

Смотреть iTunes
Смотреть «Амфест»