За день до старта самого большого кинофестиваля в Северной Америке провели опрос — в результате «Кролик» в рейтинге самых ожидаемых фильмов уступил только «Джокеру» Тодда Филлипса, который буквально на днях получил «Золотого льва» в Венеции (теперь билеты на премьеру в Торонто продают с рук за 600 долларов). Самого Тайку, режиссера «Реальных упырей» и «Тора: Рагнарек», в Торонто нежно любят, хотя по сути «Кролик Джоджо» — первый проект, который новозеландец представляет на кинофестивале. Перед началом показа Вайтити со сцены «Кинотеатра принцессы Уэльской» поблагодарил Fox Searchlight (теперь принадлежит Disney), ведь «никакая другая студия просто не хотела снимать фильм». Еще бы, «Кролик Джоджо» — редкий зверь для сегодняшнего кино: это не адаптация бестселлера, не ремейк и не кинокомикс — и даже не часть большой франшизы. Более того, в центре сюжета фильма Вайтити — маленький мальчик по имени Йоханнес или, сокращенно, Джоджо (дебютная роль Романа Гриффина Дэвиса), у которого есть воображаемый друг, Адольф Гитлер.
Тема нацистской Германии витала в воздухе кинофестиваля в Торонто: сюда из Венеции и Канн приехали картины «Раскрашенная птица» Вацлава Маргоула и «Тайная жизнь» Терренса Малика, о нацистском прошлом вспоминали и в нетфликсовских «Двух папах» с Энтони Хопкинсом (о нем расскажем позже), но, кажется, только Вайтити хватило духа превратить олицетворение нацизма в объект для насмешек. И именно Тайке, впервые за последние 80 лет после Чарли Чаплина и его «Великого диктатора», это удалось. Тарантино не в счет — в «Бесславных ублюдках» фигура Гитлера проходила лишь мельком.
Еще до премьеры фильм Вайтити окрестили смесью ленты «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи и картин Уэса Андерсона (если бы они были сняты со свастикой), но комедия новозеландца о Третьем рейхе стоит особняком. Тайке хватает духа зайти туда, куда не ступала нога возлюбленного американского режиссера: пустить в титры немецкую версию песни The Beatles «I Want to Hold Your Hand», открыто насмехаться над фюрером и нацистами, превратить лидеров гестапо в попугаев, которые не перестают повторять «Хайль Гитлер» и совершать кретинские поступки — офицеры, к примеру, приводят на службу немецких пастухов вместо немецких овчарок (игра слов от английского german shepherd, что означает и породу собак, и национальность, и профессию).
Роль лидера нацистской Германии Вайтити доверил самому себе — и он безупречен в этом. В его исполнении Гитлер — преданный друг, опора и поддержка, но даже воображаемый друг не идеален. Едва занервничав, он все время предлагает своему 10-летнему приятелю закурить, в его голове постоянно рождаются странные стереотипы о евреях, он часто впадает в нервные истерии и говорит, что в его жизни слишком много стресса. Гитлер Вайтити полон идиотских идей, которые, к примеру, приводят к тому, что Джоджо подрывается на гранате. Впрочем, стоит сделать скидку за излишний кретинизм, все-таки Адольф — плод воображения 10-летнего мальчика.
События фильма разворачиваются за несколько месяцев до окончания Второй мировой, Джоджо живет вместе с мамой (Скарлетт Йоханссон), его отец находится на войне, и ходят слухи, что он дезертировал. Мама любовно называет сына «фанатиком» — он искренне верит в идеи нацистской Германии, его комната увешана портретами Гитлера и агитплакатами. У Джоджо ушло три недели на то, чтобы переварить информацию о том, что его дед не был блондином, — словом, настоящая арийская трагедия.
Джоджо, как истинный «патриот», вместе со своим другом Йорки (великолепная работа Арчи Йейтса) на выходные отправляется в детский лагерь для юных нацистов. В качестве вожатого — Сэм Рокуэлл, полуслепой, но уверенный в себе капитан Клезендорф. Справиться с юными нацистами ему помогают офицеры Третьего рейха в исполнении Ребел Уилсон («Холостячки») и Алфи Аллена (Теон из «Игры престолов»). В лагере девочки учатся, как перевязывать раны и «беременеть», а мальчики — перетягивать канаты, метать ножи (не всегда удачно), сжигать книги и бросать гранаты, а искусство убивать практикуют на кроликах. На последнее Джоджо решиться не сможет, отсюда и возникла заглавная кличка — Кролик Джоджо.
Вдохновленный Гитлером мальчик, которого дразнят Кроликом, хромой и со шрамом после случая с гранатой возвращается домой к матери, где по чистой случайности находит спрятанную в стене еврейскую девочку Эльзу (Томасин МакКензи из «Не оставляй следов»). Эльза была лучшей подругой старшей сестры Джоджо, а теперь вынуждена скрываться от гестапо. Между детьми завязывается странная дружба — вместо того, чтобы выдавать мамин секрет нацистам, Джоджо использует присутствие Эльзы для написания книги-инструкции о том, как же определить евреев. Он выведывает у тайной подруги еврейские особенности и даже отчаянно ищет рога на ее голове. Девочка ему подыгрывает, рассказывая байки о том, как евреи спят вниз головой, словно летучие мыши, откладывают яйца и питаются человечиной. Постепенно реальная дружба с Эльзой заменяет Джоджо воображаемую с Гитлером, хотя тот всячески пытается вернуть внимание своего друга — даже греет постель Джоджо, которого он еще пару недель назад любя называл «самым преданным нацистом».
Мы знали, что Тайка умеет рассмешить зрителей и снимать кино про детей («Охота на дикарей» и «Мальчик»), но, как оказалось, вызывать слезы Вайтити способен ничуть не хуже. В третьем акте «Кролик Джоджо» одномоментно превращается из фильма-сатиры в настоящую драму. Основной темой становятся отношения Джоджо с его матерью, которую после премьеры Тайка и Скарлетт Йоханссон любя называли «клоунессой». Ее красные туфли то и дело мелькают в кадре, пританцовывая то здесь, то там, несмотря на мрачные времена, в которые живут герои. Она танцует с сыном, разыгрывает и приободряет юного фанатика, хотя и не одобряет его политических пристрастий. К примеру, Джоджо, пытаясь вывести мать на чистую воду и выведать у нее историю об Эльзе, специально оставляет их без ужина, съев весь суп и хлеб в доме. Мама искренне любит сына-нациста, а когда тому не хватает жесткой отцовской руки, мажет сажей лицо и притворяется своим строгим супругом — это одна из самых чудных сцен в фильме. Скарлетт Йоханссон блестяще справилась с ролью матери — ее чувство юмора, любовь к сыну и жизни, силу воли можно буквально почувствовать с экрана.
К слову, идею фильма «Кролик Джоджо» Вайтити подарила мама — еврейка русского происхождения, которая в свое время рассказала Тайке о книге Кристины Люненс «Caging Skies» (на самом деле серьезный роман). Именно неловкий и вольный пересказ этой книги из уст матери и лег в основу комедии. После премьеры «Кролика Джоджо» Тайка Вайтити признался, что посвятил картину всем матерям и своей маме в особенности. Так что для «Джоджо» сатира и комедия — всего лишь приманка, за которой скрывается куда более важная и глубокая идея, чем просто шутки о Третьем рейхе. В конце концов, «Кролик Джоджо» — кино о горе, потери любви, настоящей дружбе, материнстве, которая может стать своего рода предостережением, ведь история, как известно, любит повторяться.
На момент публикации ничего не известно даже о примерной дате релиза «Кролика Джоджо» в России.