Новое русское кино

Снять фильм и снять имя с титров: три премьеры осени без подписи режиссеров

17 августа 2019 в 15:03
На кинофестивале «Окно в Европу» прошли премьеры сразу трех фильмов, в графе которых не значится имя режиссера. Убирать свое имя с титров становится неприятной тенденцией в русском кино. «Афиша Daily» разбирает три новых случая и дает слово обеим сторонам конфликта.

«Элефант»

Режиссер: Алексей Красовский

Продюсеры: Сергей Сельянов, Алексей Гуськов

О чем?

Трагикомедия про писателя Валентина Шубина (Алексей Гуськов), который прославился детской серией книг о слоненке. Шубину диагностируют редкую кардиомиопатию, тут как тут появляется известный меценат Венсан (Фредерик Бегбедер), готовый оплатить операцию по пересадке сердца. В обмен он просит написать Шубина еще одну детскую книгу с продолжениями приключений слоненка для его детей.

Что случилось?

Режиссер Алексей Красовский («Коллектор», «Праздник») написал сценарий и снял фильм, от которого впоследствии отказался, о чем объявил на своей странице в фейсбуке.

Съемки «Элефанта» завершились в середине мая 2018 года, через полтора месяца Красовский показывает продюсерам смонтированный фильм. По мнению продюсеров, версия оказывается затянутой, история в ней невнятна и безэмоциональна. Начальные три сцены, послужившие камнем преткновения для продюсеров и режиссера, по мнению продюсеров, неубедительны и не могут служить началом фильма. Продюсеры просят внести правки в монтаж, но через месяц получают фактически такую же версию с косметическими изменениями внутри сцен. В августе 2018-го, чтобы разрешить творческий спор, собирается фокус-группа для просмотра фильма и дальнейшей оценки. Мнение фокус-группы совпадает с мнением продюсеров.

Осенью 2018 года продюсеры подключают другого режиссера монтажа, который монтирует версию фильма, признанную продюсерами удовлетворительной. Красовскому предлагают начать дальнейшую работу над этой версией фильма. Красовский отказывается работать с новым режиссером монтажа, не реагирует на многочисленные просьбы продюсеров прийти в монтажную и утверждает, что если он проведет озвучивание фильма и подложит звук и музыку, то все будет выглядеть иначе. Продюсерами принимается решение пойти навстречу Красовскому и начать озвучивание при непринятой режиссерской версии фильма. Красовский заканчивает озвучивание, ничего не поменяв в монтаже. Озвучивание, звуковое оформление и музыка кардинально ничего не меняют.

Позиция продюсеров

Из письма продюсеров Алексею Красовскому: «Нужно, чтобы ты подключился сейчас, когда монтажер уже вошел в работу и разобрался с материалом. Лучше тебя дубли никто ведь не знает».

В ноябре 2018-го продюсеры идут на радикальный шаг: Красовскому предлагается сделать две версии, режиссерскую и продюсерскую. Красовский отказывается. По словам продюсеров, ведет дискуссию в невозможном тоне, называя продюсерские предложения «завиральными» идеями.

В январе Красовскому предлагается еще раз внести правки в монтаж. На этом контакт со стороны Красовского прекращается. В отсутствии ответа продюсеры принимают решение выпускать продюсерскую версию. По словам продюсеров, Красовский был письменно проинформирован обо всех этапах постпродакшена и приглашался на каждый из них. В ответ на это он пишет письма членам съемочной группы с утверждением, что на него оказывается давление и что фильм попал под цензуру, и уговаривает их остановить работу над фильмом. До того, по словам продюсеров, режиссер утверждал, что продюсеры не дают ему работать в связи со скандалом с фильмом «Праздник», хотя именно в этот момент его и просили прийти в монтажную.

Немногим ранее, в ноябре 2018-го, продюсеры находят на ютьюбе рекламный ролик офтальмологической клиники, в котором используется материал фильма (видео уже удалено. — Прим. ред.). Выясняется, что видео клинике передал Красовский как свою собственность, хотя в соответствии с договорами Красовский не имел права передавать рабочий материал. В июне 2019-го по неоднократной просьбе продюсеров наконец определиться со своим решением по упоминанию в титрах, в связи с участием в программе Выборга и предстоящим выходом фильма на экраны, по словам Алексея Гуськова, Красовский подписывает официальное письмо с отказом от упоминания в титрах. После премьеры в Выборге Алексей Красовский угрожает продюсерам судом. Сам Красовский получил гонорар в полном объеме и, по мнению продюсеров, не выполнил обязательства по договору, не предоставив продюсерам законченную версию фильма.

Позиция режиссера

«Зная, что продюсеры любят вмешиваться в окончательный монтаж, я обезопасил себя авторским договором, по которому финальную версию должны согласовывать со мной как сценаристом. Этого не случилось: из фильма выбросили четыре сцены, остальные эпизоды поменяли местами, проложив инородную музыку, подписываться под такой сумбурной версией фильма я не мог, ни как автор сценария, ни как режиссер»

Что происходит сейчас?

Фильм готовится к выходу в прокат 19 сентября.

«Успех»

Режиссер: Павел Руминов

Продюсеры: Сергей Бобза, Георгий Малков

О чем?

Молодая пара рокеров Артем и Лиза (Роман Курцын и Юлия Снигирь) знакомится в московском наземном переходе, ребята начинают жить вместе, у них рождается дочь Вита (Мария Лобанова). Лиза понимает, что семейная жизнь сильно отражается на музыкальной карьере, и принимает решение посвятить себя музыке, и уезжает в Америку, оставляя мужа с дочерью в Москве.

Что случилось?

Павел Руминов пишет сценарий по идее Сергея Бобзы. Режиссер и продюсер получают финансирование от «Фонда кино» на написанный сценарий. К проекту подключается продюсер Георгий Малков («Мамы», «Я буду рядом»), происходит актерский кастинг, и продюсеры просят Павла переписать сценарий за 10 дней. Павел переписывает сценарий, происходят съемки. Павел, учитывая требования, монтирует версию в 110 минут, удовлетворяющую запросам продюсеров, но остающуюся при этом авторским высказыванием. Продюсеров не устраивает хронометраж фильма, и они своими силами приступают к монтажу. На фестивале «Окно в Европу» продюсеры показывают свою версию, которая длится примерно 80 минут.

Позиция продюсеров

Продюсер фильма Сергей Бобза отказался комментировать причины снятия фамилии Руминова из титров фильма.

Позиция режиссера

Во время всего монтажного периода Павел ищет устраивающий продюсеров компромисс и предлагает несколько монтажных версий, которые впоследствии оказываются отторгнутыми.

Что происходит сейчас?

Во время работы над статьей Павел сообщил, что после премьеры на фестивале у него произошел разговор с продюсерами, и, кажется, они будут совместно работать над финальной версией. Вероятно, в прокат выйдет короткая версия фильма на полтора часа, которую Павел поможет продюсерам довести до ума. После проката на всех цифровых носителях выйдет режиссерская версия фильма. «Успех» появится в кино осенью.

«Подкидыш»

Режиссер: просил не упоминать его в связи с фильмом

Продюсеры: Сергей Зернов, Игорь Лопатенок, Андрей Апостолов

О чем?

Ремейк классического советского фильма с Фаиной Раневской. Маленькая девочка (Малика Лапшина) теряется в собянинской Москве и встречает на своем пути злобного таксидермиста (Сергей Маковецкий), добрую Лелю (Инга Оболдина), а еще Антоху МС и самого Романа Каримова в роли режиссера.

Что случилось?

Студия им. Горького не подпустила режиссера к монтажу фильма. Снятая концепция, задуманная динамичной, яркой и современной, на монтаже не устроила продюсеров. Из фильма полностью вырезали роль Антохи МС и убрали музыкальный трек, который должен был стать центральной музыкальный темой фильма. Режиссер много раз просил продюсеров пригласить его на монтаж, но в итоге получил ссылку на фильм с предложением оставить комментарии.

Позиция продюсеров

Продюсеров не удовлетворил отснятый материал. «Режиссеру не удалось выдержать жанровую цельность, он избрал слишком реалистическую манеру съемки и актерской игры, не справился с работой с девочкой и со сложными съемками c собаками, что стало причиной нехватки материала. В работе с актерами делал чрезмерную ставку на импровизацию и самостоятельность артистов, что распространялось даже на непрофессионалов. Сцена с Антохой была исключена исключительно из‑за качества актерской игры, музыкант был очень скован и скучен в кадре, режиссер не добился от него никакого результата», — рассказал «Афише Daily» один из продюсеров фильма, пожелавший остаться неизвестным.

Позиция режиссера

Анонимный режиссер о снятии своего имени с титров: «Причина банальная, я не видел монтажа вообще ни разу! Фильм смонтировали без меня. Разумеется, я не могу ставить под ним свое имя».

Что происходит сейчас?

Фильм готовится к выходу в прокат 26 сентября 2019 года.

Расскажите друзьям