«Ночная рыбалка» (2011), реж. Пак Чхан Ук, Пак Чхан Кен
Рыбацкий хоррор Пак Чхан Ука, за который он получил короткометражного «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Это довольно мутная история про то, как кореец с удочкой (О Гван Рок) ночью выловил утопленницу (Ли Чжон Хен), после чего началась адская чертовщина. Ночные сцены выглядят жутко — по крайней мере в первые пятнадцать минут, когда ничего не понятно, а из камышей прет сумрачная гоголевщина напополам с «Ведьмой из Блэр». Потом градус напряжения несколько спадет — и дышать станет легче, но неприятный осадочек останется. Если Дэвид Линч знает, как поймать большую рыбу, то Пак Чхан Ук знает, как ее с толком освежевать.
«Другая сторона» (2013), реж. Конрад Месс
Испанская черно-белая (с вкраплениями красного и оранжевого) готическая страшилка про то, как в старом особняке женщина, ставшая вампиром, уже отведала мужа — и теперь готовится приступить к дочерям, однако те спрятались у себя в комнате, а как известно, кровосос не может зайти, если его не пригласят. Эта эстетская стилизация под хорроры 30-х снималась на смартфон, но на зеленом экране, из‑за чего картинка немножко напоминает вампирский «Город грехов», однако не более чем на один поворот винта. Несмотря на то что в фильме есть гнетущая атмосфера, местами он похож на затянувшейся шоу-стоппер, а финальная мораль, следующая после титров, превращает ленту из хоррора в басню.
«Мандарин» (2015), реж. Шон Бейкер
Головокружительная рождественская история про злачные улицы Лос-Анджелеса, на которых все ищут немного любви — особенно на праздники. В центре повествования — две чернокожие трансгендерные секс-работницы, сутенер, таксист-армянин и блондинка, которые оказываются связаны диккенсовским сюжетным узлом. Шон Бейкер снял фильм на три смартфона с использованием мобильного приложения Filmic Pro и запредельной фактуры — картина позволяет окунуться в скрытый от непосвященных глаз маргинальный мир, где люди барахтаются на дне, но даже там помнят, что главное не «зеленый франклин», а то, что человеку нужен человек.
«Снег, пар, железо» (2017), реж. Зак Снайдер
Стильная короткометражка Зака Снайдера, снятая в основном при помощи смартфона, хотя не обошлось без дрона и стедикамов. Как и снайдеровский «Запрещенный прием», фильм рассказывает про бунт работницы борделя — по-люмьеровски без слов, но с большим количеством ультранасилия: в дело идут мясницкий нож, плетка и револьвер. Впрочем, для режиссера эта работа стала не только очередным упражнением в визионерстве, но и своего рода арт-терапией, очищающим опытом, ведь эту короткометражку он снял со своими детьми после самоубийства 20-летней дочери. А диалогов в фильме нет, потому что когда, по словам Снайдера, «мы собрались вместе, то поняли, что нам легче вместе работать над фильмом, чем говорить».
«Détour» (2017), реж. Мишель Гондри
Приключенческая зарисовка Мишеля Гондри про семью, которая поехала на отдых, но по дороге потеряла красный трехколесный велосипед. Теперь велосипед пытается нагнать машину и вернуться к своей хозяйке — не расстающейся со шлемом маленькой девочке. Эту короткометражку, в которой угадывается история, похожая на «Историю игрушек», Мишель Гондри снял на смартфон. Камера гаджета тут нужна режиссеру главным образом для всяких визуальных экспериментов, которыми он славится еще со временем музыкальных клипов (того же «Everlong»), а велосипед — для трогательной и романтической истории, которыми француз славится со времен «Вечного сияния чистого разума».
«Не в себе» (2018), реж. Стивен Содерберг
Первый и сразу же прорывной хоррор Стивена Содерберга, почти целиком снятый на смартфон. Подвергшаяся сталкингу девушка (Клэр Фой) перебирается в другой город, но, обратившись за помощью в группу поддержки, оказывается в психологической клинике строгого режима, где, похоже, работает ее преследователь. Так что фильм не только щекочет нервы, но еще и содержит социальный комментарий — не только по поводу абьюза и токсичных отношений, но и незаконной деятельности медицинских учреждений. Что касается формы, фильм — плод идеального союза Содерберга-режиссера и Содерберга-оператора. Съемка на смартфон создает клаустрофобическую атмосферу, поэтому начинает казаться, что стены сжимаются не только вокруг главной героини, но и вокруг тебя.
«Профайл» (2018), реж. Тимур Бекмамбетов
Виртуозный десктоп-триллер Тимура Бекмамбетова из его линейки Screen Life, куда также входят «Убрать из друзей» и «Поиск» («Взломать блогеров» не считается частью канона). В «Профайле» все действие происходит на экране ноутбука, но для съемки также использовались смартфоны. Если отвлечься от инновационной формы, то перед нами — старомодная шпионская история про вербовку: журналистика (Вален Кейн), пишущая про исламских джихадистов, выходит на террориста (Шазад Латиф), с которым у нее завязывается виртуальный роман. Саспенс тут аккумулируют современные технологии, благодаря которым люди выдают себя за тех, кем не являются — или с помощью которых скрывают свою настоящую натуру. Не зря Латиф до этого играл доктора Джекила в сериале «Страшные сказки»: здесь он не спеша выпускает на волю своего внутреннего мистера Хайда.
«Фагот» (2018), реж. Борис Гуц
Борис Гуц продолжает экспериментировать с киноформой. Если в дебютной картине «Арбузные корки» он выстраивал повествование по расемоновскому методу, то «Фагот» снял на смартфон — причем от первого лица (мужского), хотя все остальные персонажи в фильме — женщины. Прогрессивные критики могут увидеть в этом метафору незамутненного male gaze, но только если они не видят дальше собственного носа. Наоборот, здесь женщины — мать (Юлия Ауг), сестра (Ольга Кавалай-Аксенова) и подружка (Анастасия Пронина) — играют на главном герое Максе (Александр Дривень), как на музыкальном инструменте (фаготе), поэтому, чтобы бросить свою девушку, он, например, не придумывает ничего умнее, чем сказать ей, что он гей (фагот). Эта глупая отмазка открывает настоящий ящик Пандоры и дает режиссеру возможность иронично порассуждать на тему «о времена, о нравы (российские)» — впрочем, без каких‑либо радикальных выводов.
«Птица высокого полета» (2019), реж. Стивен Содерберг
Следующую свою картину Стивен Содерберг снова снял на смартфон. Вместе с техникой усложнилось и кино. «Птица высокого полета» — околоспортивная драма про баскетбольный локаут, поставленная с присущей Содербергу (когда дело заходит про капитализм) серьезной миной, но и с некоторой долей язвительности — в фильме не обойдется без библейской аллюзии на, например, змея-искусителя. Сам же режиссер чурается всяких искушений и снимает для «Нетфликса» кино про большие деньги в максимально спартанских и экономных условиях: трудно, конечно, не заметить в этом оригинальное противопоставление формы и содержания.
«Ведро» (2019), реж. Цзя Чжанкэ
Как это часто бывает в короткометражках, в новом фильме китайского классика Цзя Чжанкэ все действие крутится вокруг одного предмета — запечатанного белого ведра, которое мать дала в дорогу взрослому сыну, но вот беда: тот его вечно теряет. Напоминанием чего служит ведро, станет ясно в финале, а сама картина служит напоминанием о том, что кино сейчас можно снять на что угодно, главное — знать, о чем и зачем.
Хороший повод начать снимать свое мобильное кино — конкурс от Sony Xperia: до 25 августа успейте загрузить свой фильм, снятый на смартфон, и ждите объявления победителей. Кураторы проекта Xperia Film Academy — эксперты кино: Анна Меликян, Михаил Идов, Максим Муссель и преподаватели Московской школы кино (МШК). Перед съемкой вы можете изучить теорию по мастер-классам от кураторов проекта.
Победитель получит мобильный телефон Xperia 1 и на выбор — обучение в МШК или набор профессиональной техники для съемок кино. Призер, занявший второе место, получит смартфон Xperia 1 со штативом; третье место — Xperia 10 Plus с кинематографическим соотношением сторон 21:9.