Что это?
Фронтмен Radiohead Том Йорк в последнее время все ближе подбирается к кино: например, в прошлом году записал специальный саундтрек к «Суспирии» Луки Гуаданьино, а в этом решил продвигать свой новый альбом одновременно с короткометражной премьерой на Netflix. Только это не совсем короткометражка, а все-таки самый настоящий 15-минутный клип, просто торжественно снятый высшим светом кинематографа: режиссер «Нефти» и «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон вместе с великим оператором Дариусом Хонджи («Ускользающая красота») сняли фильм в Чехии и Франции на широкоформатную пленку.
О чем это?
Видеоверсия «Анимы» начинается со сцены в пражском метро, где уставшие пассажиры проваливаются в сон, и в обклеенном постерами по мотивам Юнга вагоне начинается балетная прелюдия в стиле Пины Бауш к истории о том, как Том Йорк в полусне встретил и начал преследовать незнакомку (ее играет реальная подруга музыканта, итальянская актриса Даяна Рончоне). Для абсолютно гипнотического творчества Тома Йорка, конечно, близок мотив разрыва тонкой грани между сном и реальностью (вспомните «Nice Dream» или «Daydreaming»), но, помимо всей операторской хореографии, «Anima» удивляет еще и тем, что Йорк выглядит полноценной кинематографической единицей — эдаким безмолвным бродягой в механическом мире, где все мы бесконечно крутимся и катимся.
Особенно трогательным кажется спокойный момент ближе к концу, когда начинает играть новая лирическая песня, и финал оказывается чистейшим тактильным выражением романтики между мужским и женским началом, которые сливаются в единое сознание, если следовать той же юнгианской теории. Собственно, анима — и есть термин Юнга, обозначающий женскую часть психики мужчины и связывающий с его бессознательным. То есть, если буквально расшифровывать сюжет, то безымянный герой наконец-то нашел свою иррациональную женскую часть (половинку, если угодно) и благополучно очнулся в мире без тревог.
Смотреть
Любимый прием Андерсона с долгими проездами был еще в клипе 1997 года.
В конце 1990-х ПТА встречался с певицей Фионой Эппл и снял для нее несколько клипов, в том числе этот черно-белый, с множеством пролетов камеры.
Эйми Манн записала саундтрек для «Магнолии», поэтому Андерсон сделал клип, где певица оказывалась в сценах с главными героями фильма.
А вот клип Фионы Эппл, где, как и в «Anima», тоже было много танцев и забытый чемоданчик.
Еще одна любимица ПТА, для которой он снял несколько клипов.
Ну и куда же без Тома Йорка. Клип, в котором он открывает множество дверей.
Один из последних фаворитов Пола Томаса Андерсона — девичья рок-группа из Лос-Анджелеса Haim, которую он готов снимать даже просто в студии.