Исчерпывающий гид, зачем ехать в город Иваново на кинофестиваль «Зеркало», который пройдет там с 14 по 21 июня (не пугайтесь продолжительности, можно прибыть и убыть в любой момент).

Региональный российский кинофестиваль — не совсем то времяпрепровождение, которое можно было бы посоветовать в подборке лайфстайл-издания «Чем заняться в выходные». Скорее это экстремальный отдых, иногда куда более экстремальный, чем какие‑нибудь горные лыжи.

Если взять сочинский «Кинотавр», на который со стороны не попасть никак, а даже если и пролезть обманом, то с грандиозным трудом и за много денег, он похож на сам Сочи — дорогой, вечно не спящий курорт. А «Зеркало» в такой же параллели куда ближе к городу Иваново и окрестным великорусским городкам: тишь да гладь, немного показов, чуть-чуть премьер, несколько именитых гостей, все легко, непринужденно и дешево. На «Зеркале» в программе нет мировых и российских звезд уровня Тарантино или Тодоровского, по дорожке не ходит Ксения Собчак (и вообще нет красной дорожки в привычном смысле), в спонсорах значится ОАО «Шуйские ситцы», но там тоже может быть хорошо.

Фестиваль, посвященный Тарковскому и названный в честь его главного фильма, изначально имел просветительскую цель: «Зеркало» катается по всей Ивановской области (сам Тарковский тоже не из Иванова, а из села Завражье, аж под Юрьевцем) и показывает везде арт-хиты, которые бы иначе туда не добрались. Фестиваль таким образом приобретает характер хождения в народ. Но, хоть и по области тоже можно при желании покататься, основная программа проходит в областном центре.

Как доехать

Иваново недалеко, туда ходят моднейшие сидячие «Ласточки». Меньше чем за четыре часа они доезжают в обе стороны четыре-пять раз в день. Поездка стоит от 700 рублей, но места быстро раскупают. Еще есть автобусы от метро «Щелковская» за те же деньги, ехать придется пять-шесть часов, отправления раз в полчаса-час.

Билеты и аккредитации

Как ни неожиданно, но на показы в Иваново попасть едва ли не проще, чем на премьеры ММКФ. На половину сеансов вход свободный, на другую половину — вызывающе дешевые билеты. Расписание — на сайте фестиваля, платить — на сайте кинотеатра «Лодзь», где все проходит.

Есть также фестивальная аккредитация для особых ценителей: выдадут сувенирные футболку с сумкой и пару бесплатных билетов на показы в день. Если доплатить (а стоит все удовольствие от 1000 рублей за самый куцый набор, если вы все сделали заранее, до 3500 рублей за полный кейс с оплатой уже в Иванове), то можно еще и доехать вместе с фестивалем на автобусе из Москвы, и сходить на чинную церемонию закрытия. Кажется, так можно сэкономить, но зависит от того, насколько много вы готовы смотреть кино.

Фильмы

Программа «Зеркала» — это такой антихайп среди околомосковских фестивалей: здесь строят по-настоящему неожиданную конкурсную программу из невиданных здесь фильмов, которые обычно можно описать всего парой слов — полная дичь. Но хорошему фестивальщику такое тем более интересно. Еще есть так называемый «Тарковский контекст» для исследователей бездонных миров Андрея Арсеньевича: фильмы вокруг и около его работ, современники, коллеги (например, в эту программу включили неожиданную ретроспективу всяких неизвестных картин Вернера Херцога). Есть и другие милые мелочи: например, программа, исследующая кинокостюмы.

Набор минимум: увидеть раньше всей московской публики два больших каннских хита — русский и корейский. Оба этих фильма совсем скоро в прокате, но важно не это, а увидеть первым — это особое ощущение.

«Паразиты»
«Паразиты»

«Золотая пальмовая ветвь» Канн, максимально зрительская трагикомедия о социальном расслоении от без пяти минут гения, режиссера Пон Чжун Хо.

«Дылда» Кантемира Балагова
«Дылда» Кантемира Балагова

Венец программы, который даже на главном в стране фестивале «Кинотавр» идет уже вне конкурса, на правах центрального российского фильма года: «Дылда» Кантемира Балагова, героя свежего «вДудя», если это для кого‑то аргумент. Тягучая послевоенная драма о руинах на ленинградских улицах и в душах.

Набор максимум: весь конкурс отчаянно любопытный, наверняка неровный, но если смотришь много фильмов на фестивале, то обязательно надо калибровать вкус и ничего не пропускать, досиживать даже то, что не нравится.

Кроме «Дылды» есть также:

«Бумажные флаги»
«Бумажные флаги»

Кажется, триллер о девушке, жизнь которой разрушает вышедший из тюрьмы брат. Фильм снял внезапно 19-летний французский вундеркинд Натан Амброзиони, он сам приедет, можно будет у него спросить, как осмелиться снимать в любом возрасте.

«После моего ухода»
«После моего ухода»

Проникновенное израильское самокопательное кино, кстати, показанное на «Берлинале-2019» — вряд ли куда еще его привезут.

«Конец сезона»
«Конец сезона»

Многоязычная история азербайджанской семьи, которая перессорилась, пока ехала на пляж.

«Красный»
«Красный»

Исполненный в рефновских цветах (судя по кадрам) аргентинский триллер о 70-х, адвокате и мести.

«Отвези меня туда, где хорошо»
«Отвези меня туда, где хорошо»

Голландско-боснийское (!) роуд-муви о поисках отца.

«Слепое пятно»
«Слепое пятно»

Полнометражный дебют актрисы Тувы Новотни (вы можете ее найти в фильмах «Аннигиляция» и «Борг/Макинрой») о проблемах с психикой.

«Тридцать»
«Тридцать»

Фестивальный хит Симоны Костовой о жителях берлинского тусовочного района Нойкельн и их некузявых судьбах.

Наконец, несколько премьерных повторов «Кинотавра» для интересующихся российским кино:

«Давай разведемся»
«Давай разведемся»

Первый полнометражный фильм постановщицы клипов «Ленинграда» Анны Пармас, горько-сладкий ромком о попытке развестись. Потенциальный прокатный хит, новая комедия для всех. Типа «Горько», только без русской хтони. В главной роли — Анна Михалкова.

«Мальчик русский»
«Мальчик русский»

Артовое кино ученика Александра Сокурова о Первой мировой и музыке Рахманинова. Не для всех, но точно для кого‑то.

«Однажды в Трубчевске»
«Однажды в Трубчевске»

Нежная деревенская история супружеской измены, снятая на телеоптику. Между прочим, фильм вместе с «Дылдой» соревновался за призы на Каннском фестивале.

Что еще

Фестивали — это всегда место неожиданных встреч и адовых
пьянок, странных дискуссий, поисков правильного зала и прочих приключений вокруг и около кино. Вот несколько кейсов, чем можно заняться, но лучше придумать свои:

Внезапно вновь увлечься советским кино после паблик-тока главного исследователя по теме Дениса Горелова (заодно подписать у него замечательную книжку «Родина слоников») и литкритика «Коммерсанта» Игоря Гулина.

Познакомиться с чудесной Дарьей Жук. Режиссер нашумевшего «Хрусталя» приедет как член жюри, представит фильм и проведет сессию вопросов-ответов, где, например, можно предложить ей свой сумасшедший сценарий.

Наконец, рвануть в последний день в Плес, забежать в Музей Левитана, на берегу Волги обнять березку и понять в этот момент, о чем снимал Тарковский.

Для тех, кто все-таки не сможет добраться до Иваново, состоится московское эхо фестиваля «Зеркало» в киноцентре «Октябрь» и Музее современного искусства «Гараж».