Публикуем полезный список для тех, кто следил за Каннами-2019: когда и какие фильмы будут доступны для российского зрителя (из того, что известно на данный момент).

«Рокетмен» («Rocketman»), реж. Декстер Флетчер

Специальный внеконкурсный показ Канн-2019

Музыкальный байопик с поющим актером Тэроном Эджертоном по мотивам жизни и песен Элтона Джона, на ура принятый каннской публикой и неизбежно сравнимый с «Богемской рапсодией», потому что фильм снял тот же режиссер Декстер Флетчер, который завершал кино о группе Queen. Подробнее — в рецензии Станислава Зельвенского.

В российском прокате: с 6 июня («Централ партнершип»)

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), реж. Педро Альмодовар

«Серебряная пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль (Антонио Бандерас), приз за лучший саундтрек

Лучший за долгие годы фильм Альмодовара о любви и кино, очень автобиографично подводящий промежуточные итоги карьеры режиссера. Антонио Бандерас убедительно скопировал повадки своего мастера, за что получил заслуженный приз. Рецензия Станислава Зельвенского.

В российском прокате: с 12 июня («Вольга»)

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» («Too Old to Die Young»), реж. Николас Виндинг Рефн

Специальный показ Каннского кинофестиваля

Концентрированный кинематограф Виндинга Рефна с неоном, насилием и элегией криминальному Лос-Анджелесу, растянутый на 14 часов запойного смотрения, потому что все серии разом выходят на «Амазоне». В Каннах показали 4-ю и 5-ю серию, но и из них стало понятно, что на замороченный стиль Виндинга Рефна можно смотреть с любого момента.

Во всем мире: 14 июня (Amazon Prime Video)

«Дылда», реж. Кантемир Балагов

Приз за лучшую режиссуру и приз FIPRESCI в секции «Особый взгляд»

Второй фильм автора «Тесноты» о болезненных отношениях двух подруг, вернувшихся с фронта в послевоенный Ленинград. Вывернутый цветом наружу свежий взгляд на последствия войны, весьма молчаливо снимающий завесу замалчивания о женском посттравматическом синдроме после Великой Отечественной. Подробности в рецензии на «Дылду».

В российском прокате: с 20 июня («Пионер»)

«Паразиты» («Gisaengchung»), реж. Пон Чжун Хо

Лучший фильм основного конкурса — «Золотая пальмовая ветвь»

Триумфатор фестиваля, который одновременно набрал большинство баллов у критиков и покорил жюри Канн-2019 (то, что в прошлом году не удалось другому корейскому фавориту — «Пылающему»). Будем надеяться еще и на зрительский успех, так как это довольно резвое кино, заигрывающее и жанрами вроде хоррора, комедии и триллера. Рецензия Станислава Зельвенского.

В российском прокате: с 4 июля («ПРОвзгляд»)

«Соблазн» («Sibyl»), реж. Жюстин Трие

Из основного конкурса Канн-2019

Симпатичная французская трагикомедия от режиссера «В постели с Викторией» с той же Виржини Эфира в главной роли: теперь она психоаналитик, которая начинает писать роман и пристально следить за своей пациенткой-актрисой (Адель Экзаркопулос). Но в актерском плане всех убирает Сандра Хюллер из «Тони Эрдманна», которая здесь играет женщину-режиссера.

В российском прокате: с 18 июля (Russian World Vision)

«Мертвые не умирают» («The Dead Donʼt Die»), реж. Джим Джармуш

Фильм открытия и участник основного конкурса

То ли мертворожденный, то ли животрепещущий проект Джармуша о том, как куча звезд медленно убивает ходячих мертвецов, ищущих плоть, вайфай и кофе. На словах все звучит смешно, на экране — спорно. Подробности в рецензии Станиcлава Зельвенского.

В российском прокате: с 11 июля (UPI)

«Гив ми либерти» («Give Me Liberty»), реж. Кирилл Михановский

Из программы «Двухнедельник режиссеров»

Фильм американца русского происхождения Кирилла Михановского, приехавшего в Канны из программы «Сандэнса». Место действия — маленький город в Висконсине и охваченный бунтом черный квартал. Герой — парень из русской семьи, который принципиально не говорит по-русски и работает водителем в социальном центре с людьми с инвалидностью. Манера съемок и игры почти документальная. Подробнее — в репортаже «Кино ТВ».

В российском прокате: с 25 июля (A-One Films)

«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино

Приз за лучшую собачью роль — Palm Dog — питбулю по кличке Брэнди

Самый ожидаемый фильм фестиваля для зрителей, которые из всей каннской программы слышали только фамилию Тарантино, но жюри обделило картину наградами, если не считать побочный приз в виде ошейника для собаки. Тем не менее это большое событие для голливудского кино, очень личное кино для скучающего по былым временам Тарантино и лучший из возможных мужских дуэтов Леонардо Ди Каприо и Бреда Питта. Полноценная рецензия здесь.

В российском прокате: с 8 августа (WDSSPR)

«Малышка зомби» («Zombi Child»), реж. Бертран Бонелло

Из программы «Двухнедельник режиссеров»

Зомби-ответ Джармушу из программы «Двухнедельник режиссеров» от французского режиссера Бертрана Бонелло («Ноктюрама»). Гаитянская девочка в парижском пансионате рассказывает своим друзьям, как в Гаити в 1960-х один человек вернулся из мертвых. Теперь ее одноклассники решат повторить этот обряд.

В российском прокате: с 15 августа (A-One Films)

«Портрет молодой женщины в огне» («Portrait de la jeune fille en feu»), реж. Селин Скьямма

Приз за лучший сценарий в основном конкурсе, «Квир-пальма» Каннского фестиваля

Броское костюмированное кино, красиво воспевающее дорогие сердцу режиссера отношения художницы и ее музы (Адель Энель в главной роли). Помимо того, что это красиво и мастеровито, многим эта драма женских отношений полюбилась и по феминистской линии.

В российском прокате: в октябре («ПРОвзгляд»)

«Матиас и Максим» («Matthias & Maxime»), реж. Ксавье Долан

Из основного конкурса Канн-2019

Буксующий на прежних темах Долана (отношения с мамой, гендерная флюидность) фильм о квебекских парнях, которые снимали поцелуй для короткометражки, но вдруг поняли, что чувства были настоящими. Сам Ксавье Долан снова в главной роли.

В российском прокате: в ноябре 2019-го («Русский репортаж»)

«Свистуны» («The Whistlers»), реж. Корнелиу Порумбою

Из основного конкурса Канн-2019

Киноманский прыжок в сторону Хичкока и старого нуара от одного из самых лучших румынских режиссеров. Детектив приезжает на Канарские острова, где ему предстоит выучить местный свистящий диалект, чтобы противостоять мафии.

В российском прокате: в декабре 2019-го («Русский репортаж»)

«Вечный свет» («Lux Aeterna»), реж. Гаспар Ноэ

Специальный полуночный сеанс Канн-2019

50-минутный эксперимент Гаспара Ноэ для Saint Laurent о ведьмах, творчестве и прочих неприятностях, о которых болтают актрисы Беатрис Далль («Что ни день, то неприятности») и Шарлотта Генсбур («Антихрист») прямо на вымышленной съемочной площадке.

В российском прокате: релиз в 2019 году (A-One Films)

«Маленький Джо» («Little Joe»), реж. Джессика Хауснер

«Серебряная пальмовая ветвь» за лучшую женскую роль (Эмили Бичем), приз за лучший саундтрек

Похожий на одну из серий «Черного зеркала» англоязычный хоррор австрийки Джессики Хауснер («Лурд»). Эмили Бичем и Бен Уишоу играют ботаников, которые вырастили красные цветы, способные воздействовать на гормоны радости у людей. Но вскоре выясняется, что цветы этим не ограничиваются, а хотят поработить хозяев.

В российском прокате: релиз в 2019 году (Russian World Vision)

«Рубэ, свет» («Roubaix, une lumière»), реж. Арно Деплешен

Из основного конкурса Канн-2019

Социальная полицейская драма, неслучайно похожая на сериал: режиссер вдохновлялся телепередачей, где расследовали реальное жуткое дело из 2002-го: две девушки-наркоманки убили старушку. В роли одной из девушек — Леа Сейду.

В российском прокате: релиз в 2019 году (Russian World Vision)

«Жаль, что мы вас не застали» («Sorry We Missed You»), реж. Кен Лоуч

Из основного конкурса Канн-2019

Британец Кен Лоуч, живой классик социально ответственного реализма, дважды победитель Каннского фестиваля, снял кино о мужчине из Ньюкасла, который, устав сидеть без работы, устраивается развозить посылки в службу доставки. Идейный, гуманистический и замечательный фильм о проблемах на границе семья — государство, как всегда у Лоуча.

В российском прокате: релиз в 2019 году (Russian World Vision)

«Семейный отдых» («Frankie»), реж. Айра Сакс

Из основного конкурса Канн-2019

Снятый в красивейшем португальском городе Синтра размеренный и отпускной фильм со звездами — Изабель Юппер, Брендан Глисон, Жереми Ренье, Мариса Томей, Паскаль Греггори и Грег Киннир играют кучку родственников и друзей, которые тихонько ругаются. Американский инди-режиссер Айра Сакс («Маленькие мужчины») впервые снял фильм за пределами США и впервые попал в Канны, но не особо сошел за нового Вуди Аллена.

В российском прокате: релиз в 2019 году (WDSSPR)

«Комната-2012» («Chambre 212»), реж. Кристоф Оноре

Лучшая женская роль в секции «Особый взгляд» — Кьяра Мастроянни

Женщина после 20 лет брака уходит от мужа, переезжает в номер отеля 212 и начинает кутить с молодыми французами, которые болтают, курят, занимаются сексом и снова курят, — так выглядит новый фильм француза Кристофа Оноре («Все песни только о любви»). Актриса Кьяра Мастроянни (да, дочь Марчелло Мастроянни и Катрин Денев) взяла актерский приз за эту роль.

В российском прокате: релиз в 2019 году («ПРОвзгляд»)

«Виварий» («Vivarium»), реж. Лоркан Финнеган

Приз фонда Гана в рамках «Недели критики»

В секции «Неделя критики» внезапно побывала фантастика с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс в роли молодой пары, которую инфернальный агент по недвижимости заманивает в потусторонний лабиринт. Социальный хоррор, доводящий до абсурда родительские и жилищные страхи молодоженов.

В российском прокате: в январе 2020-го (Russian World Vision)