Откуда взялся «Кобра Кай»?
В середине 70-х американский режиссер Джон Дж.Эвилдсен, снимавший про проигравших («Джо», «Спасите тигра»), вдруг стал снимать про победителей. Сначала у него вышел оскароносный «Рокки», а через несколько лет «Малыш-каратист», известный также как «Парень-каратист», «Карате-пацан» и «Карате-кид».
Обе эти спортивные франшизы сделали Эвилдсену имя. И «Рокки», и «Карате-кид» стали коммерческими хитами (а фильм со Сталлоне еще и принес кинематографисту «Оскар» за лучшую режиссуру). Но, как часто бывает с обласканными героями момента, вскоре Эвилдсен подвергся остракизму. Пятый «Рокки» и третий «Малыш-каратист» получили чудовищную критику и номинировались на «Золотую малину». Номинировался на «Малину» и сам режиссер — а карьеру он вовсе закончил на минорной ноте: его последним фильмом стал дурацкий боевик «Инферно» с Жан-Клодом Ван Даммом, вышедший сразу на видео.
Однако, несмотря на столь печальный казус, вклад Эвилдсена в жанровый кинематограф, несомненно, весом. Во-первых, он вместе со Слаем сочинил канон для «Рокки». Во-вторых, в «Малыше-каратисте» вывел формулу идеального летнего приключенческого кино с применением восточных боевых искусств. Оказалось, что для этого только и нужен, что школьник, который недавно с матерью переехал в другой город, задирающий его хулиган, девушка как яблоко раздора и мудрый учитель карате.
Так по сюжету «Карате-кида» юноша по имени Дэнни ЛаРуссо (Ральф Маккьо) селится с матерью в калифорнийском мотеле, но его быстро начинает донимать главарь банды местных отморозков Джонни Лоуренс (Уилльям Забка), так как его девушка — Элли (Элизабет Шу) — находит Дэнни весьма симпатичным. Разруливает ситуацию японец, мистер Мияги (Пэт Морита), который становится для Дэнни другом, ментором и своего рода отцом. Он учит юношу карате и технике журавля, а затем выводит на ринг в турнире на звание лучшего мастера долины до 18 лет.
На этих соревнованиях Дэнни сходится в противостоянии с Джонни, который тоже занимается карате, но в бесчестном додзе «Кобра Кай». Собственно, сериал «Кобра Кай» — это прямое продолжение «Малыша-каратиста», действие которого происходит спустя 34 года, но в котором (и это самое главное!) все переставлено с ног на голову.
И чем же так хорош «Кобра Кай»?
Это идеальный сиквел. Проблема большинства продолжений состоит в том, что они делаются ради наживы («Пираты Карибского моря»). Сила же «Кобры Кай» в том, что сериал не паразитирует на модной нынче восьмидесятнической ностальгии, а, как уже было сказано, переворачивает все с ног на голову. Главным героем тут становится не повзрослевший Дэнни ЛаРуссо, а проигравший забияка Джонни Лоуренс — и нам предлагают его точку зрения на давние события. Это очень смешно, потому что она кардинально отличается от взгляда Дэнни и мистера Мияги. А вот где нет смешного, так это в жизни Джонни. Как и следовало ожидать, он вырос в неудачника, который страдает от вечного похмелья, перебивается чем попало и во всех своих бедах винит Дэнни. Джонни — типичная школьная звезда, которая оказалась не готова к взрослой жизни и не нашла себе место под солнцем.
Однако все резко меняется, когда он неожиданно (в первую очередь для самого себя) берет в ученики школьника Мигеля Диаса (Ксоло Маридуэнья), которого третируют хулиганы. Формально Мигель — это новый Дэнни, такой же неиспорченный и добродушный подросток, но сериал переворачивает игру и в учителя дает ему не Дэнни ЛаРуссо, а Джонни Лоуренса. Дальше — больше: Мигель влюбляется в дочку Дэнни — Саманту (Мэри Маусер), а Дэнни начинает тренировать сына Джонни — Робби Кина (Таннер Бьюкенен). Надо ли говорить, что при такой санта-барбаре давняя вражда между Дэнни и Джонни вспыхивает с новой силой, особенно когда Джонни снова открывает додзе «Кобра Кай», чтобы с учениками участвовать в чемпионате долины и доказать себе, что он чего‑то стоит.
В том, как авторы «Кобры Кай» спутывают все карты, отходят от канона, перепридумывают его заново и усложняют исходный материал, кроется главная фишка шоу. Никогда не знаешь, что шоураннеры выкинут в следующей серии, ведь умное нарушение канона ведет к полной непредсказуемости сюжета, а тотальная ревизия знакомых образов — к их жесточайшему переосмыслению. Плюс у каждого из персонажей «Кобры Кай» своя правда (совсем как куросавском «Расемоне» или великом сериале «Рим»), а это рождает не игрушечный, а самый настоящий конфликт, который усугубляется еще тем, что на подросших героев поп-культуры пытаются посмотреть трезвым взглядом и показать, что в их жизни сложилось все не так уж хорошо.
Единственный, быть может, минус сериала заключается в том, что ближе к финалу первого сезона шоураннеры совсем уж уходят в отрыв и каждую минуту идут с козырей, а в качестве джокера достают из колоды бывшего тренера Джонни — Криза (Мартин Коув), который уже пытался безуспешно отомстить Дэнни в третьем «Малыше-каратисте», а тут, кажется, снова набрался сил. Так что настоятельно рекомендуем перед просмотром второго сезона пересмотреть оригинальную трилогию.
Кто есть кто в сериале «Кобра Кай»
Так это первый перезапуск «Малыша-каратиста»?
Не совсем так. Поскольку «Малыш-каратист» получил культовый статус и разошелся на мемы (к примеру, русский рэпер Мияги взял себе псевдоним в честь добродушного сенсея), только у оригинального фильма вышли сразу три сиквела — причем четвертый был как раз ребутом, но заметим, что Эвилдсен уже не имел к нему никакого отношения.
В 2010 году франшизу перезапустили еще раз с Джеки Чаном и Джейденом Смитом под чутким продюсерским присмотром его родителей — Уилла Смита и Джады Пинкетт Смит. Ремейк отличался от оригинала в деталях (взять хотя бы то, что действие было перенесено из США в Китай, а Джеки учил Джейдана не карате, а кунг-фу, поэтому в Азии фильм вышел под названием «Парень-кунгфуист», а не «Карате-пацан»), но в остальном соответствовал духу первоисточника. В частности, создатели картины бережно сохранили одну из главных сцен старого фильма, когда мистер Мияги напивается и рассказывает Дэнни о своем прошлом, таким образом раскрывая перед ним душу.
В 80-е студия хотела вырезать этот эпизод, так как, по ее мнению, он замедлял развитие событий («Малыш-каратист» без малого идет почти два часа, что, конечно, сильно отличает его от полуторачасовых «бэшек» того времени), но Эвилдсен отстоял эту сцену — и, как оказалось, не зря: она принесла Пэту Морите номинацию на «Оскар» и превратилась в прием. В том же ремейке схожий перформанс в исполнении Джеки Чана производит гораздо более душераздирающие впечатление. Да и сам ремейк получился очень достойным, однако у него не последовало сиквела. Зато несколько лет спустя Уилл Смит и его шурин Калиб Пинкетт спродюсировали тот самый «Кобра Кай», удостоившийся восторженных рецензий кинокритиков.
Что не так с женскими персонажами в «Малыше-каратисте»? И как это отзывается в «Кобре Кай»?
Тема, которую нельзя обойти стороной. «Малыш-каратист» вышел в 80-е — и это, конечно, накладывает свой отпечаток. Фильмы Эвилдсена — гуманистическое, но все же очень пацанское кино: у женщин тут по большей части обслуживающая роль «бондовских подружек».
Да, девушка может выступить в качестве мощнейшего триггера (причиной раздора Дэнни и Джонни как раз становится Элли), однако никак не отделаться от ощущения, что в споре двух парней она лишь трофей и что ее отношения с Дэнни не будут долговечными. Так, собственно, и происходит: уже в следующей серии героиня Элизабет Шу бросает его ради лос-анджелесского футболиста. Однако Дэнни недолго переживает эту потерю: оказавшись со своим учителем Мияги на Окинаве, он тут же влюбляется в другую девушку — Кумико (Тэмлин Томита). Но и с Кумико отношения Дэнни оказываются непродолжительными: из Окинавы он возвращается без нее — чтобы сразу найти себе новую подружку в гончарной мастерской (Робин Лайвли, всеобщий объект желания во втором сезоне «Твин Пикса»).
То есть Дэнни меняет возлюбленных как перчатки. Такую чехарду с женскими персонажами в «Малыше-каратисте» можно объяснить как занятостью актрис, так и легкомысленностью всяких отношений в столь юном возрасте (напомним, что у куда более зрелого Рокки Бальбоа из соседней спортивной франшизы была только одна спутница на всю жизнь), но в любом случае она выглядит крайне нелепо и комично.
Как будто спохватившись от подобной оплошности, в следующей части «Еще один парень-каратист» главной героиней сделали девушку Джули (Хилари Суонк). От этого русский перевод названия фильма звучит несколько абсурдно — впрочем, не менее абсурдно выглядит и сюжет. Несмотря на профеминистский посыл, картина была растоптана критиками — не совсем заслуженно. Просто продюсеры захотели сменить вектор и сделать из фильма про боевые искусства семейную картину про воспитание девочки-бунтарки, где карате не значит ровным счетом ничего (с таким же успехом вместо него могли быть танцы). Тем не менее Джули стала первой девушкой, которая во франшизе занималась боевыми искусствами — и не хотела быть ничьим трофеем.
Прошло время, в «Кобре Кай» в додзе уже ходят и девочки (и этим никого не удивишь), Саманта ЛаРуссо тоже знает карате, а лучшая сцена между Дэнни и Джонни происходит в баре, когда они вспоминают Элли. Глупость ситуации подчеркивается тем, что девушка, которая стала причиной их длительной вражды, оставила их обоих. В итоге Дэнни остепенился и женился на Аманде (Кортни Хенггелер), которая держит его в ежовых рукавицах, а Джонни и вовсе развелся. В «Кобре Кай» уже нет «бондовских подружек», а есть усталые и нереализовавшиеся мужчины за 50, какая-никакая girl power и шекспировские страсти в духе «Ромео и Джульетты». В общем, если вы грустили после закрытия зомби-сериала «Эш против зловещих мертвецов» и не знали, чем закрыть дыру в сердце, самое время обратиться к другому переосмыслению культовой видеосалонной классики.
Смотреть «Кобру Кай»
на YouTube