«Леди в озере» (Lady in the Lake), 1947
Один из самых давних примеров использования POV, который часто поминают как одну из первых удачных попыток выстроить кино вокруг этого приема. Сюжетно «Леди в озере» мало чем отличается от рядовых черно-белых нуар-фильмов о частных детективах, а вот необычный визуальный эффект застолбил ему местечко на полке истории мирового кино. Интересно, что картина рекламировалась примерно так же, как сейчас преподносится «Хардкор»: «инновационное кино, где главный герой — это ты». Прием оправдывался тем, что фильм снят по мотивам популярного палп-фикшна, где повествование велось именно от первого лица. Режиссером выступил сам актер Роберт Монтгомери, который здесь играет закадрового главного героя и лишь трижды появляется прямо перед камерой, давая разъяснения зрителям. В остальном все полтора часа сняты c точки зрения главного героя, что действительно до сих пор выглядит невероятно для ленты из 1940-х.
«Черная полоса» («Dark Passage»), 1947
Следом за «Леди в озере» еще один нуар замахнулся на эффект субъективной камеры, правда, использовал его в более щадящем режиме: главной герой прячется за камерой только первую треть фильма, потом он делает пластическую операцию и появляется перед объективом с лицом Хамфри Богарта, который остаток фильма играет в обычном режиме.
«Байки из склепа», серия «Ты — убийца» («You, Murderer»), 1995
Режиссер Роберт Земекис поставил для шестого сезона «Баек» отличный эпизод, полностью снятый от первого лица, в котором угадывается явный поклон вышеупомянутому нуару «Черная полоса». Здесь главный герой тоже делает пластическую операцию и приобретает лицо Хамфри Богарта — зритель видит его в отражении в зеркалах. Изображение актера хитрым образом вырезали из старых фильмов и вклеили в сериал. Помимо поддельного Богарта серия прекрасна появлением Изабеллы Росселлини и звезды «Твин Пикса» Шерилин Фенн.
«Невероятный Человек-паук» («The Amazing Spider-Man»), 1977–1979
Почти забытый сериал из 1970-х про приключения Человека-паука, который закрыли после четырнадцати эпизодов. Главное достоинство — захватывающие вкрапления POV-кадров ползающего по стенам и крышам супергероя, которые снимал специально обученный каскадер с прикрепленной камерой на голове. Нечто подобное пытались повторить в «Новом Человеке-пауке», но при помощи спецэффектов, тогда как в стареньком сериале все делалось вживую.
«МЭШ», серия «Точка зрения» («Point of View»), 1978
Эпизод славной комедии про военный госпиталь, который ровно так и называется «Point of View» — вся серия снята от лица раненого солдата, с чьей точки зрения телезритель наблюдает за своими любимыми персонажами. Довольно смелое решение для рейтингового телешоу 1970-х.
«Странные дни» (Strange Days), 1995
Эффектная открывающая POV-сцена из мрачной фантастики Кэтрин Бигелоу — с погонями, прыжками по крышам, ограблением и вертолетом. Все — одним планом. Выглядит это как явный предвестник «Хардкора» — все операторы, снимавшие подобные сцены, так или иначе оглядывались на этот фрагмент из «Странных дней».
«Doom», 2005
Злостное пятиминутное мочилово от первого лица с монстрами и пушками. Экранизации известного шутера, само собой, полагалось визуально процитировать компьютерную игру. Не хватает только индикатора остатка жизни в верхней части экрана для полного сходства с игрой.
«Вход в пустоту» («Enter the Void»), 2009
Кинотрип Гаспара Ноэ для выносливого зрителя отличался невероятными визуальными кульбитами — камера то ныряла в самые труднодоступные места, то притворялась парящей душой драгдилера. Но для эффекта POV Ноэ придумал еще дополнительный бонус — вид от лица главного героя зачастую прерывается морганием персонажа.
«Маньяк» («Maniac»), 2012
Переснятый полностью от первого лица ремейк слешера 1980 года. Элайджа Вуд снимает скальпы с девушек, но зритель в основном видит в кадре только его руки по локоть в крови да редкие отражения в зеркальных поверхностях. По большому счету все подобные сцены убийства глазами маньяков вышли из легендарной открывающей сцены «Хеллоуина», которую не цитировали только самые ленивые создатели хорроров.
«Пип-шоу» («Peep Show»), 2003–2015
Британский комедийный сериал, в котором практически все девять сезонов держались на приеме POV, но сюжет показывается не глазами одного персонажа, а постоянно переключается от героя к герою. Выглядит это непривычно, но «Пип-шоу» продержалось на этом приеме более десяти лет и завершилось только в прошлом году.
«Моими глазами», 2012
Если «Хардкор» Ильи Найшуллера можно считать первым большим фильмом, снятым полностью от первого лица с некоторыми оговорками, то телешоу, где все действие мы видим глазами одного персонажа, действительно первыми в мире сняли русские. Экспериментальный фантастический сериал канала ТНТ про загадочную черную субстанцию успели оценить за рубежом — продюсер сериала «Грань» уже мастерит ремейк русского POV-сериала для телеканала Fox.