Кибердевочка: «Алита: Боевой ангел» — первый проблемный блокбастер года

11 февраля 2019 в 17:44
Егор Москвитин — о том, почему будет жаль, если в прокате провалится «Алита: Боевой ангел» режиссера Роберта Родригеса и продюсера Джеймса Кэмерона.

В далеком будущем, где человечество окончательно разделилось на тех, кто сверху, и тех, кто снизу, в облаках парит процветающий город Залем, а на радиоактивной земле под ним бьется в конвульсиях ржавый мегаполис Айрон-Сити. По огромным стальным жилам в Залем отправляют всевозможные ресурсы. Но иногда что-то ценное падает и обратно. Например, останки редкого киборга, из которого доктор Дайсон (Кристоф Вальц) соберет девочку по имени Алита (Роза Салазар) — то ли боевого ангела, то ли трудного подростка. Впрочем, очнувшись на операционном столе, Алита долго не сможет ни вспомнить, ни узнать, почему ее так зовут, откуда у нее смертоносные навыки, сколько ей на самом деле лет и в чем ее цель.

И всем этим терзаниям она предпочтет нормальную тинейджерскую жизнь. Встретит собственных Тотошку, Страшилу, Железного Дровосека и храброго Льва, познакомится с местной то ли доброй, то ли злой Ведьмой (Дженнифер Коннелли) и главным волшебником страны Оз (Махершала Али в костюме Блейда и с синими линзами). Впрочем, не исключено и то, что фильм равняется не на сказку Баума, а, например, на «Русалочку». Только вот ради любви в нем не кибердевочка обязана стать человеком, а, наоборот, прекрасный принц должен закалить в себе сталь. На дворе ведь XXI (а точнее, XXVI) век, как никак.

Русский трейлер «Алита: Боевой ангел»

Пока на кинофестивале в Берлине показывают немецкие ремейки «Груза-200», в широкий прокат возвращаются не то 1990-е, не то 1980-е: «Алита» Роберта Родригеса и Джеймса Кэмерона — кино именно из той прекрасной эпохи. В те времена фантастические фильмы никуда не спешили. Сам факт, что кто-то вложил в них деньги и что эти деньги благополучно превратились в декорации и спецэффекты, вдохновлял режиссеров не вылезать из своей песочницы как можно дольше.

Вот и «Алита» тратит на экспозицию едва ли не больше времени, чем на развитие конфликта и развязку. Героиня без спешки познает мир как компьютерную игру. Вот кибертрактир, где собираются охотники за головами, чтобы получить новый заказ или кредиты за пойманного злодея. Вот рампа, где встречаются местные подростки, все как один мечтают запрыгнуть в социальный лифт до Залема. Вот листовки, предупреждающие о происках полуночного маньяка — и охота на этого товарища превратится для Алиты в отдельное приключение в духе детективной серии книг «Черный котенок». А вот грандиозная арена, где трансформеры на роликовых коньках играют в хайтек-аналог афганской национальной игры бузкаши — той самой, в которой когда-то преуспел Рэмбо.

Размеренность и старомодность «Алиты» объясняется еще и тем, что мировой зритель не знаком с исходным кодом фильма — мангой «Боевой ангел». Ее начали издавать в Японии в год, когда Кэмерон еще лично возглавлял сопротивление «Скайнет» (1991), а закончили примерно тогда же, когда Родригес обнаружил гнездо вампиров на границе Мексики и США (1996). С тех пор фильмы вроде «Матрицы» и мультфильмы типа «Последней фантазии» несколько обесценили идеи «Боевого ангела» для насмотренной аудитории, но продюсеру Кэмерону, как обычно, нужны не фанаты, а весь мир, и в первую очередь — девочки 13 лет в зрительском зале.

Поэтому киновселенная, как и всегда у Кэмерона, c волевой героиней в центре и с фокусом на латиноамериканскую и азиатскую аудиторию, вероятно, казалась авторам следующей франшизой на миллиард. К тому же, это роман воспитания и грандиозная история любви, аранжированная не хуже «Титаника». К тому же все вокруг снимают что-то подобное: Спилберг с «Первому игроку приготовиться», Ридли Скотт и Дени Вильнев с «Бегущим по лезвию 2049», да хоть бы и «Дисней» с «Ральфом против интернета».

Так думали немолодые повесы, но сегодня предсказания насчет «Алиты» сулят фильму серьезные проблемы в прокате. Основные претензии из первых рецензий — наивные характеры, сомнительные злодеи (Эдвард Нортон здесь даже менее узнаваем, чем в «Царстве небесном»), слишком очевидные конфликты и нагромождение идей, превращающее фильм из удобного парка развлечений в гигантскую свалку.

Все это действительно так, но «Алита» в любом случае не заслуживает ни зрительского пренебрежения, ни кассового фиаско. Хотя бы по самым сентиментальным соображениям: это кино с чистой, как у киборга после амнезии, душой. Кино родом из самого-самого детства. От нарисованной Алиты не оторвать глаз, ее вроде бы нехитрые приключения интересно подвергать декодировке (тут та еще морфология сказки), а построенный вокруг нее мир хочется немедленно получить в виде компьютерной игры — даже зная, что ты уже все равно не будешь в нее играть, потому что давно вырос и погряз в миллионе якобы важных задач.

В общем, если это кино провалится, то значит, нынешние подростки не способны испытывать священную радость от чтения с экрана. А раз такое дело, то, чего уж там, пора запускать протокол Судного дня.

8
/10
Оценка
Егора Москвитина