Документальное кино

«20000 дней на Земле»: Ник Кейв притворяется Ником Кейвом

25 января 2019 в 10:05
Фотография: Beat Film Festival
2 февраля (Москва) и 9 февраля (Санкт-Петербург) кинофестиваль Beat Film Festival отпразднует свое 10-летие показом знакового фильма про Ника Кейва «20 000 дней на Земле». Мы делаем републикацию любимой рецензии Юрия Сапрыкина на это псевдодокументальное кино.

Ник Кейв продирает глаза, встает с постели, чистит зубы, потом одевается, пьет кофе, садится в «Ягуар», отправляется на студию, а дальше на сеанс к психоаналитику. Кейва, совершающего свой рутинный утренний обряд, сопровождает его внутренний голос, который излагает какие-то банальные мудрости и умеренные остроты (а вовсе не то, что обычно звучит в голове по утрам). Камера при этом и не думает притворяться, что снимает подлинного Кейва, — нам ясно дают понять, что чистку зубов сняли приблизительно с десятого дубля, когда сумели наконец правильно установить свет. К десятой минуте начинаешь понимать, что документальный фильм как бы про обыденную жизнь Ника Кейва — фейк, подстава, что-то типа телепередачи «Один день с Кириллом Набутовым». Или вот еще в журнале «Афиша–Еда» снимают холодильники знаменитостей — владелец холодильника обычно рассказывает на полях, что не мыслит жизни без именно такого сочетания маринованных артишоков и трюфельного масла, но все равно не покидает ощущение, что фотографа полдня держали за порогом, дабы замаскировать чем-нибудь одинокий запылившийся помидор.

В принципе, это логично: авторы фильма известны в артистических кругах именно подобными реконструкциями — правда, не обыденного, а уникального. Иэн Форсайт и Джейн Поллард занимались в 2000-е годы живыми ремейками исторических концертов — вроде последнего шоу Боуи с «Зигги Стардастом» или концерта группы The Cramps в психбольнице Напа, чем заслужили, в частности, отдельную главу в книге Саймона Рейнолдса «Ретромания». В фильме, однако, едва ли не главным реконструктором является сам Кейв — он значится одним из авторов сценария, и он же, как нетрудно догадаться, убедительно исполняет главную роль: где-то к середине диалога с психоаналитиком становится ясно, что это не певец Ник Кейв неловко пытается изобразить самого себя; это Кейв-человек придумывает, как выглядел бы его обычный день, если бы его проживал Кейв-миф, Кейв — культурный герой. Кейв печатает тексты на старой пишущей машинке, Кейв вспоминает, как отец читал ему первую главу «Лолиты», Кейв приходит к неизменному соавтору, скрипачу-бородачу Уоррену Эллису, и тот угощает его черными тальятелле с угрем — все это слишком нарочито и оттого не вполне серьезно.

Мир Кейва — это готический нуар с навязчивыми библейскими аллюзиями, в который встроена едва заметная ирония, это драма, на которую сам автор смотрит с лукавым прищуром, здесь сражаются Бог и дьявол, но они на колесиках. Если Кейв чересчур театрально вспоминает о первых встречах с женой или ранних концертах The Birthday Party — это не режиссеры лажают, это герой придумал такие правила игры.

А потом внутри фильма вдруг что-то начинает мерцать, пульсировать. Кейв же среди прочего еще и музыкант, и съемочная группа заезжает на студию, и Кейв начинает наигрывать на рояле «Higgs Boson Blues» — РАЗ. В студию приводят детский хор, чтобы записать бэк-вокал для песни «Push the Sky Away» — ДВА. Музыканты кейвовской группы The Bad Seeds собираются на репетиции и немного лениво, переваливаясь, но все же вкатываются в очередной трек — ТРИ. Музыка становится тем моментом истины, который прожигает все картонные декорации, она сильнее и подлиннее, чем мир кейвовского воображения, не говоря уж о мире кейвовской обыденности, она и есть его Мемориальный музей (о котором он в шутку говорит, разбирая архивы), который уже построен и всегда открыт — здесь и сейчас. И фильм, который притворялся инсценировкой «одного дня из жизни», оказывается трансляцией главного, что есть в этой жизни, — волшебного светящегося зерна, которое и придает ей смысл и силы которого хватает, чтобы пробить человека насквозь — даже на расстоянии, даже через экран. Грандиозный двухчастный финал со съемками живого концерта Кейва в сиднейской опере — это и есть реалити-шоу в самом высшем смысле этого слова, когда от сердца к сердцу, через грохот, крик и слезы приоткрывается какая-то высшая реальность. И если финал, где Кейв на берегу ночного моря в буквальном смысле разговаривает со Вселенной, и выглядит слишком патетическим — ну и ладно, мы только что видели, каким становится этот великий притворщик, когда перестает притворяться, ему можно, он заслужил.

Впервые этот текст вышел на «Афише Воздух» 22 октября 2014 года.

20000 дней на Земле
Документальный / Великобритания, 2014
Расскажите друзьям