— Вы создали хоррор-вселенную «Заклятья», приложили руку к «Форсажу», а каково было переключиться на кинокомиксы?
— Как ни странно, работа над «Акваменом» меня расслабляла. Это вовсе не значит, что работать над ним было легко. Но в случае с «Форсажем-7» я пришел работать над чьей-то франшизой, где был свой, устоявшийся состав. Это как на семейном ужине, куда ты приходишь в качестве друга одного из членов семьи, знакомишься со всеми и подстраиваешься под их разговоры. А в случае с «Акваменом» мне позволили создать мой собственный фильм, начать все практически с чистого листа. Хотя моя картина начинается с того, чем закончилась «Лига справедливости», но это фильм про Аквамена и его приключения с Мерой — наступило время их персонажам быть в центре внимания.
— Вам предоставили полную свободу действий?
— Да, и я это очень ценю. Мне показалось, чтобы создать успешный фильм, нельзя было слишком уж привязываться к другим картинам. Спасибо DC, они еще на берегу сказали мне, чтобы я не волновался о том, как это будет пересекаться с другими фильмами, и заверили меня, что если где-то и будут какие-то несостыковки, они займутся этим сами. Так что пока они снимали «Лигу справедливости», я готовился к съемкам «Аквамена». Если было что-то, чего я не хотел, чтобы они делали, я им сообщал. Например, мог позвонить среди ночи и сказать, чтобы в «Лиге справедливости» они не посещали Атлантиду и не показывали Аквамена в его классическом костюме. Я хотел, чтобы эти две вещи были в моем фильме. Зак Снайдер (режиссер и продюсер, запустивший киновселенную DC — Прим. ред.) с большим уважением отнесся к моим пожеланиям.
— Как долго вы снимали «Аквамена»?
— Очень долго. Боже, это, пожалуй, самый длинный фильм в моей карьере. «Форсаж-7» был длинным, потому что после смерти Пола Уокера мне нужно было доснять некоторые моменты. А здесь было столько всего сложного, что мы снимали больше 100 дней — и это даже не включая работу второй съемочной группы. Просто для контекста — я снял «Пилу» за 18 дней, а «Астрал» за 20 дней.
— Но с «Пилой» вам и не надо было отправляться в другие миры!
— Верно! Но когда я думаю о том, что за время «Аквамена» я мог бы снять несколько «Пил», я поражаюсь, как можно так долго фильмы снимать — это же очень утомляет!
— Расскажите об этом Джеймсу Кэмерону. Учитывая масштаб фильма, вы режиссер, которому удается делегировать некоторые обязанности, или же вы по своей природе микроменеджер?
— Я и то, и другое! Если я что-то делегирую и отдаю на откуп другим, мне надо быть уверенным, что я разъясню каждый нюанс. Мне нравится прорабатывать каждый фильм до мельчайших деталей — не только уделять время костюмам, волосам и гриму, важно обращать внимание на совсем небольшие вещи. К примеру, я решил в большой сцене с Джейсоном [Момоа] и Эмбер [Херд] взять и разместить в самом углу экрана небольшого краба, который крадет золотую монетку и улепетывает с ней. Конечно же, это никаким образом не влияет на сюжет и не имеет большого значения, но такие детали завершают образ подводного мира. Для меня такие вещи очень важны — взять даже сцену с рыбами: я хотел, чтобы каждая из них немного отличалась от другой, а это занимает очень много времени и работы.
— А как вы подошли к выбору актеров?
— Джейсон и Эмбер уже были заявлены в «Лиге справедливости», но для остального состава я хотел найти самых лучших актеров. Легче всего было, конечно, с Патриком Уилсоном (вместе актер и режиссер сняли уже 8 фильмов — Прим. ред.). Я подошел к нему во время съемок второго «Заклятия» и сказал: «Слушай, дружище, я не уверен, что буду снимать кинокомикс, но если это все же случится, тебе было бы интересно присоединиться и сыграть суперзлодея?». Он тут же согласился. Стоит ли говорить, что за эти годы Патрик и я так подружились, что теперь хотим работать всегда и везде? И Патрик так хорош в «Аквамене» — визуально он полная противоположность Джейсону Момоа, что на руку нашей истории. Их маму играет Николь Кидман, с которой я всегда мечтал поработать. Она, как и я, австралийка! Приятно было поработать и с Дольфом Лундгреном, и с Уиллемом Дефо.
— А не было соблазна взять Веру Фармигу на роль королевы? Ведь вы с ней работаете чуть ли не так же часто, как и с Патриком Уилсоном.
— Вы знаете, я думал о Вере Фармиге, когда подбирал актеров на этот фильм, но потом решил, что это будет как минимум странно. В фильмах из вселенной «Заклятие» они муж и жена, а в кинокомиксах они что — мать и сын?!
— Вы как-то направляли Джейсона?
— Он очень веселый и харизматичный парень, так что все, что мне нужно было сделать — перенести эти черты его характера и на Аквамена. Мы все знаем его по ролям большого и сильного парня, теперь же я хотел, чтобы люди увидели его в другом свете — что он же может быть романтическим героем. Кто знает, может быть, в будущем он даже будет играть в ромкомах?
— Все актеры жаловались на то, что им приходилось проводить половину фильма мокрыми — тот же Джейсон Момоа говорил, насколько тяжело прыгать в мокрых джинсах. Как вы их мотивировали?
— Я просто подходил и выливал на них ведро воды. Они подписались на фильм с названием «Аквамен» — они должны быть готовыми к воде! Фильм же не называется «Сухой человек».
— А насколько много воды было задействовано в съемках «Аквамена»?
— Первым делом я выразил свое пожелание, чтобы воды было как можно меньше! У меня до этого был небольшой опыт работы с этим элементом, и это было ужасно. Процесс, который мы использовали для съемок под водой, называется Dry for wet. Если я не ошибаюсь, эту же технологию применил и Гильермо дель Торо в «Форме воде» для открывающей сцены фильма.
Тут [в Dry for wet] все буквально — мы снимали актеров сухими, чтобы показать их в воде. Мы снимаем фильм на голубом экране, актеры подвешены к потолку на тросах и постоянно болтаются в воздухе, ну а я тем временем бегаю и снимаю. Уже потом мы начинаем использовать наши кинематографические трюки — в итоге это выглядит так, будто бы они плавают!
Снять супергеройский фильм под водой невозможно ни при каких условиях. Ведь люди под водой двигаются так медленно, а супергерои не могут быть настолько нерасторопными. Они двигаются быстро, как дельфины. Так что мне нужно было начать думать так, словно мы все живем в воде. Конечно же, не обошлось без воды. Как можно снять фильм «Аквамен» совсем без воды? Для сцен с подводной лодкой приходилось затоплять всю съемочную площадку и создавать огромные водные бассейны. Или, к примеру, каждый раз, когда герои выходят из воды, тут одними спецэффектами не обойтись — нужно было буквально затаскивать актеров в воду и снимать их выходящими из воды.
Так что мы проводили много исследований еще до начала съемок фильма — окунали в воду и каскадеров, и костюмы, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в воде, как они будут двигаться, как будет выглядеть тот или иной материал, стоит ему соприкоснуться с влагой. Мы все записали и сфотографировали, чтобы потом воссоздавать на компьютере.
— Как вы разрешили проблему с разговорами в воде?
— Меня об этом часто спрашивают, и ответ всегда один — да они просто разговаривают, просто открывают рот. И меня вновь спрашивают, так что же, никаких пузырьков не будет выходить из легких? Нет, когда ваши персонажи — подводные создания, у них нет кислорода в легких. Нет кислорода — нет и пузырьков. Я хотел все максимально упростить, если бы я начал усложнять, это бы отвратило зрителей от просмотра.
Удивительно, что в нашем с вами реальном мире люди посвятили больше времени и сил исследованию космоса, чем океану. Ведь по сути мы так мало знаем о подводном мире, хотя он прямо здесь, на нашей планете. То же самое и с кинематографом — о космосе снято больше фильмов, чем об океане. «Звездные войны» повлияли на наше видение космоса, космических кораблей и наши представления о том, как могут происходить битвы в космосе. Но вселенную подводного мира так никто толком и не снял — и это была одна из причин, почему я захотел стать частью «Аквамена». У меня появилась возможность создать целую вселенную, создать то, чего раньше не было в кино.
— Как же вы тогда готовились к фильму?
— Я смотрел документальные сериалы — «BBC: Планета Земля» и все в таком духе. Мне нравилась работа их операторов. Хотелось начать с этого, чтобы нечто подобное легло в основу моего фильма.
— А вы читали комиксы в детстве?
— Не так много, как некоторые: есть люди, которые с раннего возраста проглатывали номер за номером. Я же ребенок 1990-х, поэтому толком не читал мейнстримовые комиксы от двух основных «домов» [Marvel и DC]. Моей основной страстью были фильмы. Хотя постойте, в детстве я зачитывался итальянскими комиксами в жанре ужасов «Дилан Дог»!
— Что вы знали об Аквамене до того, как подключились к проекту?
— Многие знают Аквамена как объект насмешек. Говоря о нем, люди часто шутят, но я знал, как превратить этот багаж во что-то очень крутое. Это был единственный способ сломать смешной стереотип. К примеру, в мультсериале «Супердрузья» Аквамен ездит верхом на морском коньке. Я тоже решил привлечь эту «тварь», но в моем случае это животное по-настоящему страшное и больше напоминает морского дракона.
— Удалось ли в «Аквамене» как-то еще применить знания, которые получили во время работы над хоррорами?
— Я думаю, что мой интерес к саспенсу и созданию этого напряжения в фильмах распространяется и на другие мои проекты, даже в «Форсаже». На самом деле не важно, в каком жанре ты снимаешь, главное — история и персонажи, которые понятны зрителю и которым можно сопереживать. Важно снять историю, которая будет удерживать зрительское внимание.
— Не могу не спросить про сцену, где Аквамен говорит на чисто русском языке. Обойдемся без спойлеров, но как возникла эта идея?
— Мне очень хотелось создать знаковый имидж Аквамена, который поднимает подлодку со дна океана, приходит и спасает русскую команду от плохих парней, которые их атаковали. И, конечно, было очень весело смотреть на Джейсона, который учил русский. Он постоянно репетировал, так старался отточить свое произношение! И хотя Аквамен — одиночка по своей сущности, мне хотелось показать, что он плавает в самые разные точки планеты и учится той или иной культуре. В фильме были моменты, где я хотел, чтобы он говорил на японском и китайском. В итоге это не сложилось, но я рад, что в фильме остался эпизод, где он говорит на русскомВ русском дубляже героя Джейсона Момоа озвучивает актер Денис Шведов. В итоге в российской прокатной версии национальность подводной лодки сложнее идентифицировать.. Мне хотелось, чтобы он был по-настоящему международным героем.