«Хроники хищных городов»: фантастический эпос, спродюсированный Питером Джексоном

8 декабря 2018 в 11:15
UPI
Станислав Зельвенский разбирает «Хроники хищных городов», в котором авторы под предводительством продюсера Питера Джексона попытались уместить так много всего.

Человечество чуть не погибло в результате Шестидесятиминутной войны, радикально изменившей и геополитическую, и даже геологическую обстановку на Земле. Прошло больше тысячелетия. В Европе, насколько можно судить, воцарился «муниципальный дарвинизм»: центрами цивилизации посреди пустыни и хаоса стали мобильные города-трансформеры, передвигающиеся на гусеницах и при случае пожирающие друг друга ради топлива.

Одним из «хищных городов» является Лондон, в буквальном смысле переехавший на континент. После того, как он съедает мелкий шахтерский городок, на одного из лондонских боссов, бывшего археолога Валентайна (Хьюго Уивинг) набрасывается с ножом и криком «за маму» девушка Эстер со шрамом на лице (Гера Хильмар). Также участником этого инцидента оказывается лондонский сирота Том (Роберт Шиэн), работающий в историческом музее (одна из жемчужин коллекции — статуя «миньонов»). Валентайн выживает, у Тома и Эстер начинаются разные приключения.

Пока Питер Джексон раскрашивал хронику Первой мировой, его старинный соратник Кристиан Риверс, специалист по раскадровкам и спецэффектам, дебютировал в режиссуре сразу на исполинском джексоновском проекте: экранизации романа «Смертные машины» (2001), первой части тетралогии британца Филипа Рива про «хищные города». Сам Джексон не только спродюсировал «Хроники», но и (в традиционной связке с супругой Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс) написал сценарий. Забегая вперед — это далеко не безупречное кино, но, конечно, слишком большой фильм — и не только в смысле стомиллионного (что по нынешним меркам довольно скромно) бюджета — чтобы его не заметить.

Одна из хороших новостей состоит в том, что хотя исходный материал проходит по категории «Young Adult», то есть для старшего школьного возраста (автор Рив, писатель и иллюстратор, вообще больше по детям), к фильму это почти не относится. Если в книге главные герои — подростки лет пятнадцати, то здесь обоим актерам по тридцать, выглядят они тоже скорее на тридцать и ничего специфически тинейджерского не делают (взрослого, впрочем, тоже). Единственное, пожалуй, что роднит «Хроники» с YA-антиутопиями вроде «Дивергента» или «Бегущего в лабиринте» — вялая попытка подогнать героям смазливых ровесников: дочку Валентайна, сумрачного парня по имени Бивис, еще какого-то ябеду — но все эти роли не то что недописаны, а просто брошены на втором абзаце.

На самом же деле Джексону и Риверсу хочется сделать что-то среднее между «Звездными войнами», «Безумным Максом», Миядзаки, Терри Гиллиамом, игрой «BioShock» и так далее — стимпанковскую вселенную, в которой потом (если это «потом» наступит — пока об этом говорить явно преждевременно) можно будет двигаться в любом направлении. И в плане оформления проблем меньше всего: это мир, который хочется рассматривать, причем на самом большом экране. Когда в прологе Лондон, гора железа на огромных гусеницах, увенчанная собором Святого Павла, гонится за баварским городком-карликом под традиционно оглушительного Junkie XL, сложно хотя бы ненадолго не разинуть рот.

И авторы демонстрируют отменную дисциплину, необходимую для того, чтобы втиснуть разветвленную мифологию первоисточника в два часа — одно из известных препятствий, погубивших на корню, например, милейшую экранизацию «Темных начал» Филипа Пуллмана. Здесь все, в общем, понятно, даже слишком; война между агрессивными и изнеженными европейскими буржуа и благородными народами востока (китайско-индийский альянс, судя по всему) — концепция то ли чересчур прогрессивная, то ли чересчур архаическая, ну да ладно. Писатель Рив все-таки пришел из детской литературы: если персонажа зовут Пандора, то у него будет опасный ящичек.

Конечно, диалоги по большей части смехотворны, эмоциональный фон — опереточный, главные герои — особенно милый раззява Том — набросаны грубо и особой симпатии не вызывают. Опора на флешбэки выглядит механистично, сама история — незатейливо. Самые колоритные персонажи — азиатская воительница в красном плаще (кореянка Джихе) и терминатор с зелеными глазами (номинально Стивен Лэнг) — все время балансируют на грани между иконой и пародией, но чаще склоняются к последнему.

И когда очередные повстанцы полетят в атаку на очередную «Звезду смерти», впору пригорюниться (хотя это все равно не так тоскливо, как недавний фильм про Хана Соло). А с другой стороны: города! На гусеницах! Если все, кто в Москве и Петербурге называют себя урбанистами, купят билеты, глядишь, и сиквел перестанет быть такой туманной перспективой.

6
/10
Оценка
Станислава Зельвенского