Интервью

Александра Бортич: «Дженнифер Лоуренс — мой кармический близнец»

3 декабря 2018 в 15:50
Фотография: Эрик Панов/«Афиша»
В прокате идет детективный фильм ужасов «Проводник», где Александра Бортич играет двух сестер-близняшек. Мы поговорили с Бортич о Цыганове, двойниках и хоррорах.

«Проводник» — нет, это не фильм про железнодорожного служащего. «Я вижу умерших людей», — могла бы повторить за мальчиком из «Шестого чувства» героиня Бортич, которая тоже видит призраков, застрявших на грешной земле после смерти. Среди них — герой Александра Робака и почему-то певица из группы «Мираж». Катя может с ними общаться, то есть стать проводником между миром живых и миром мертвых.

Катя — сирота, потеряла родителей в детстве, но у нее есть сестра-близнец Лариса (ее тоже играет Бортич, как сейчас модно у актеров), которая бесследно исчезает. Катя верит, что во всем замешан маньяк и старинный дом с призраками, знакомый ей с детства, но разобраться в деле берется следователь Капков (Евгений Цыганов). Александра Бортич часто выбирает роли девиц с семейными травмами из детства, но впервые она это делает в мистическом формате с элементами хоррора. Например, ближе к концу есть сцена, где героиня начинает демонически хохотать и перекатываться по кадру, как в «Изгоняющем дьявола». Вот если бы весь фильм был с такой Бортич — мы бы его с удовольствием посмотрели.

— Однажды вопрос «Почему стоит пойти на этот фильм?» породил мем «Камон, ребят, Козловский»

— Ха, да! У нас был пресс-день (речь о фильме «Викинг». — Прим. ред.), к которому я не была готова, — ну, думаю, сейчас дам интервью и освобожусь, а оказалось, что у меня там 15 журналистов, которые по 15 минут со мной разговаривали, потом еще десять на видео. Это так высасывает! Прям очень тяжело. При этом не все вопросы стоят ответа, а отвечать приходится, и чувствуешь себя странно. Потом мне еще говорят: «Саша, поехали, нам еще фильм о фильме снимать». Я приезжаю уже ни жива ни мертва. Мне начинают задавать опять те же вопросы, и я просто не выдержала — это и был мой крик души [на вопрос «Почему стоит пойти на фильм?»] «Камон, ребят, Козловский!».

— Так если тебя бы спросили: «Почему стоит пойти на фильм «Проводник»?»

— Я бы сказала: «Камон, ребят, Цыганов!» (Смеется.) Но на самом деле я считаю, что это очень крутой фильм. Я его сама посмотрела. Мне кажется, что это как минимум интересно, не стыдно. Его реально стоит посмотреть. Мне нравится моя работа в нем, а это редкость, чтобы, посмотрев фильм с первого раза, я сказала: «Блин, я справилась». Я такое не испытываю обычно. Просто когда такие сложные и морально, и физически съемки, как на «Проводнике», — было холодно, были огромные переработки, — то по-актерски не совсем понимаешь, что ты делаешь, правильно ли играешь. Но я посмотрела и поняла, что все получилось.

— То есть это вообще был трудный проект?

— Да, выстраданный, в хорошем смысле.

— Потому что, я помню, когда он еще назывался «За чертой» и собирался выходить еще год назад…

— Вообще, «За чертой» — так назывался первый сценарий, а потом он переписывался и стал «Проводником». Мне очень нравится, как он по-английски называется: «The Soul Conductor». Оно более конкретное, а «Проводник» — более двоякий смысл.

— Почему из первоначального сценария вырезали любовную линию с Цыгановым?

— Ну она была не до конца… Ее и не было, можно сказать. То есть она была в каком-то самом первом сценарии, потом она видоизменилась до более странной. А потом исчезла и превратилась вот в такое. Мне кажется, все равно понятно, что они будут вместе. Там есть очень крутой момент в фильме, когда она к нему приходит и они вдвоем такие просто сидят, ничего не происходит. Общий план на комнату. Я думаю: «Черт, это фильм про одиночество». Про то, как люди часто бывают одиноки, как они несут свою боль, страдания, несчастья, которые у них были в жизни.

— В фильме ты сыграла двух сестер-близняшек. Удалось ли их сделать разными? Чем они отличаются?

— На удивление эта часть моей работы тоже меня вполне устроила. Илья Максимов (режиссер фильма. — Прим. ред.) говорил про сцену в машине, которая в финале, где я, снова я и родители: «Я не понимаю, вроде бы один и тот же человек сидит рядом, а на самом деле два». Это же видно по фильму, что они тотально разные, как это часто бывает у близняшек. Катя — жесткая, злая, огрызающаяся, совершенно не любвеобильная. Лариса — слегка блаженная, святая душа. В Кате говорит то, что она всю свою жизнь обвиняет себя за смерть родителей. Плюс дар, который ее мучает.

В начале фильма есть сцена, где мы видим сестер вместе. Сцена достаточно драматичная. Это одна из ключевых сцен в фильме. По сути это первый и единственный раз, когда мы видим сестру живой. Я попросила Марину Васильеву, с которой у нас есть фильм «Как меня зовут», приехать и помочь мне — и это Марина играла со мной то одну сестру, то другую. То есть я нашла себе максимально хорошего партнера, чтобы не просто кто-то мне подкидывал текст. Потому что просрать эту сцену было бы просто катастрофой. Спасибо Марине за это большое.

— Цыганов признавался, что сразу в трех фильмах, включая «Проводника», он сыграл одного и того же следователя, потому что не видел между ними разницы. А ты не ловила себя на таких дежавю?

— Ой, нет, с Катей точно такого не было. Это прямо такая роль, отзывов на которую я жду от зрителей, коллег, критиков. Особенно после «Я худею», мне кажется, это прямо другая для меня роль.

— Есть кто-то, кого называют твоим близнецом? С кем тебя обычно сравнивают?

— Самое приятное сравнение — с Дженнифер Лоуренс. Это мой кармический близнец. Просто найдите фотку, где она перелезает через стулья на «Оскаре» с бокалом, задрав платье, и вы все поймете. У нее даже есть смешное интервью, где она сделала так (делает такое лицо). А у меня просто миллион таких фоток. Я, конечно, ни на что не намекаю, но, может быть, нас разлучили в роддоме.

— В «Проводнике» ты снова отказалась от каскадеров, снова все трюки делаешь сама. Тебе не кажется, что новое молодое поколение актеров, в том числе ты, более безбашенное, чем предыдущее?

— За всех мне сложно сказать. Я все делаю сама, потому что когда ты горишь фильмом, веришь в него, то не возникает вопросов — делать это или не делать. Даже то, что я голая на лошади проехала (речь о фильме «Неуловимые-3». — Прим. ред.). Я хочу, чтобы круто получилось, поэтому выполняю сама. Хотя на самом деле нет! У меня была суперкрутая дублерша в «Проводнике» — это она в некоторых кадрах, где мы вместе с сестрой. У нее даже лицо похоже с определенного ракурса. Она мне очень помогала. Это ее волосы я трогала в одной из финальных сцен. И в сцене кровавой бани все-таки большую часть она была на тросах. А там, где хорошо видно лицо, — это везде я.

Александра Бортич с дублершей на съемках «Проводника»

— Вообще ты любишь хорроры?

— Да, это мой любимый жанр.

— Какие любимые?

— Я очень люблю фильм «Визит» — на 100% могу посоветовать. Фильм «Питомец». Я считаю первое «Заклятие» очень хорошим. «Оно», и есть другое «Оно», тоже он такой интересный. Есть просто охренительный фильм «Не дыши», где ребята забрались к слепому ветерану и там начинается лютый замес. Я обожаю вот такое.

— А что с русскими хоррорами? Тебе не кажется, что их вот-вот не было, а теперь ими занимаются все подряд, но это был поворот не туда?

— Да была волна, но что-то пока ничего хорошего. Но посмотрим, может, мы это изменим. Я верю, правда.

Расскажите друзьям