«Вдовы» Стива МакКуина: идейный триллер про ограбление и муниципальных депутатов

24 ноября 2018 в 14:08
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Станислав Зельвенский — о показательном фильме Стива МакКуина «Вдовы», который помогала написать Гиллиан Флинн («Острые предметы»).

В Чикаго группа взломщиков во главе с известным рецидивистом Гарри Роулингсом (Лиам Нисон) крадет пару миллионов у черного гангстера (Брайан Тайри Генри), который как раз собирается легитимизироваться, а для этого баллотируется в муниципальные депутаты против белого потомственного политика (Колин Фаррелл), а для этого нуждается в деньгах на избирательную кампанию. Но преступников в каком-то взрывоопасном гараже блокирует спецназ, и они вместе с похищенным красиво взлетают на воздух.

Русский трейлер «Вдов»

Долг таким образом переходит к вдове Роулингса Веронике (Виола Дэвис), которой от мужа остались только пентхауз, терьер и толстый блокнот, куда методичный Гарри записывал всякие полезные вещи, в том числе детали следующего ограбления. Которое Вероника и решает провернуть — а чтобы было веселее, рекрутирует еще двух вдов, оставшихся у разбитого корыта после взрыва в гараже: латиноамериканку с детьми (Мишель Родригес), чей муж, как выяснилось, давно заложил их магазинчик букмейкерам, и двухметровую блондинку польского происхождения (Элизабет Дебики), которой практичная мама уже на поминках рекомендует идти работать в эскорт.

Об этом в благородном азарте легко забыть, но не все сюжеты про сильных женщин придуманы за последний год; в частности, «Вдовы» основаны на британском минисериале начала 1980-х, написанном детективщицей по имени Линда Ла Плант (чей самый популярный персонаж — следователь Анна Трэвис из серии романов и сериала). Ее американская коллега Гиллиан Флинн ужала эту историю в два часа и переложила на реалии Чикаго, а поставил британец Стив МакКуин («Голод», «Стыд», «12 лет рабства»).

МакКуин, как обычно, разрывается между нестерпимым желанием сказать что-то важное и инстинктивным стремлением сделать красиво — плюс, чего раньше за ним не водилось, еще и пытается рассказать увлекательную историю. Но это не столько триллер, конечно, сколько эссе по мотивам других триллеров — режиссер как бы ощупывает жанр, в котором куда увереннее чувствовал себя его звездный тезка. Ограбление, погоня, чертежи сейфа, пять миллионов мелкими купюрами — это все есть, но несмотря на встревоженное «бум-бум-бум» Ханса Циммера, «Вдовы» лишь в считанных сценах искрят реальным напряжением.

Зато камера с удовольствием рассматривает отражения, и черную кожу на белых простынях, и белую собачонку на черных руках, и сверхкрупные планы губ, и глаз, и пальцев. Лучше всего МакКуину удается одиночество, особенно в дорогих интерьерах — какая досада, что фильм — про солидарность и финансовые проблемы.

Идея, конечно, в том, чтобы в жанре поговорить про реальные проблемы общества, но это настолько сказочный, насквозь условный мир, что выходит то забавно, то неловко. Мало кто из героев похож на настоящих людей из плоти и крови, и меньше всех — солирующая Виола Дэвис. Их брак с Нисоном, оставшийся нам в виде коротких чувственных флешбэков и служащий бесперебойным источником художественной скорби — какая-то странная литературная фантазия: вальяжный белый взломщик с личным шофером, его элегантная черная супруга, работающая в профсоюзе учителей (!) и вроде как закрывающая глаза на дела мужа, их трагически (и символически) погибший сын, стильные апартаменты и воспитанный терьер.

Другие героини сведены к не самым интересным стереотипам: если полька — то блондинка и … [блудница], латиноамериканка — получай детей и магазинчик дешевых тряпок, бедная черная — марш в парикмахерскую. Равно как и герои второго-третьего плана, хотя они как раз получились наиболее колоритными — особенно старый расист в исполнении великого Роберта Дювалла и мелкий злодей с нежным именем, которого играет Дэниел Калуйа.

Это было бы нормально в подобном кино, если бы МакКуин так не надувал щеки. Но поскольку он это делает безостановочно, хочется заметить, что для того, чтобы куда-то надстраивать триллер про ограбление, нужно для начала овладеть его базовыми правилами. Можно легко простить абсурдную легкость, с которой домохозяйки превращаются в медвежатников, труднее — туповатую будничность кульминации, неопрятность в деталях, срезание углов, недостаток изобретательности. Фильм оживает в редкие моменты, когда МакКуин вдруг позволяет себе шутку (покупка одной из героинь «глока», например) или начинает, как он любит и умеет, истязать зрителя вместе с героем (буквально — тыкать ножичком в инвалида). Но в целом убаюкивающий скорбный ритм «Вдов» не подводит нас с неожиданной стороны к какому-то просветлению, а просто убаюкивает.

5
/10
Оценка
Станислава Зельвенского