Накануне высадки союзников в Нормандии передовой отряд американских солдат пытается десантироваться во Францию, чтобы вывести из строя радиовышку, которая помехами будет портить жизнь авиации в D-DayДень Д — обозначение дня начала военной операции. Самый известный D-Day — высадка в Нормандии во время Второй мировой войны.. Самолет сбивают, кого-то сразу расстреливают, в живых остаются пять — оп, вражеская мина — четыре человека: бывалый капрал с тяжелым нравом (Уайатт Расселл), насквозь положительный салага, едва умеющий держать ружье (Йован Адепо), циничный десантник (Джон Магаро) и военный корреспондент с фотоаппаратом наперевес (Иэн Де Кестекер).
Вышка построена прямо над церковью в оккупированном французском городке, куда американцев проводит красивая местная жительница Хлоя в кожаной тужурке (Матильда Олливье). А под церковью происходит что-то странное. Нацисты отводят туда людей, и те не возвращаются. А тетушка Хлои вернулась по блату — француженка вынуждена за это отдаваться гнусному эсэсовцу (Пилоу Асбек), — но теперь страшно шипит и мало похожа на человека.
Название фильма, которое прокатчики раз в жизни мудро не стали переводить каким-нибудь «Повелителем», в первую очередь отсылает, разумеется, к кодовому названию операции в Нормандии, но неслучайно звучит как название компьютерной игры. В этой картине, спродюсированной Джей Джеем Абрамсом и поставленной мало пока известным австралийцем Джулиусом Эйвери, скрещиваются два жанра — военная драма из времен Второй мировой и фильм ужасов, — которые лучше всего знакомы друг с другом именно в культуре видеоигр (и вокруг). Киноверсию франшизы про замок Вольфенштайн обсуждали много лет, а практичный Абрамс, как водится, пошел и сделал. «Оверлорд» — самое близкое к приключениям сержанта Бласковица в мире оккультного нацизма, что появится в обозримом будущем на большом экране.
Несмотря на довольно солидный бюджет, по духу это, конечно же, b-movie, боди-хоррор с элементами «нацисплуатации»Nazisploitation — трэш-кино, эксплуатирующее нацистскую тематику.. Не будем вдаваться в подробности сюжета (который не бог весть какой изобретательный и продуманный, впрочем), но всем понятно, что речь пойдет про секретные медицинские эксперименты и всяческую чертовщину.
Актеры, как положено — с не слишком замыленными лицами, хотя черты капрала многим могут показаться знакомыми, поскольку он унаследовал их от родителей, Курта Расселла и Голди Хоун (у тех был совместный фильм «Overboard», почти тезка, но несколько другого толка). Капрал в какой-то момент, испытывая на прочность зрительскую толерантность, даже начнет пытать пленного фрица, но какое-никакое сердце у фильма тоже есть — за него отвечает зеленый рядовой Бойс в очень располагающем исполнении Адепо, благодаря которому у нас есть за кого переживать.
Тут есть весьма эффектные в чисто кинематографическом смысле фрагменты. Например, аттракцион в самом начале, когда камера приклеивается к Бойсу в горящем самолете, среди огня и металла, прыгает с ним на парашюте, а потом еще выбирается с морского дна. Или пробежка того же персонажа ближе к финалу. Или кадры в лесу, тоже в начале, где трупы солдат висят, освещенные сполохами, где-то чуть ли не под кронами деревьев — а ведь чертовщина официально еще не началась.
И тут мы можем вспомнить, что, конечно, хоррор с нацистами — изначально дурновкусная затея из-за своей избыточности: нацисты — хоррор сами по себе, и без подземных лабораторий. Но едва ли многие пойдут на фильм «Оверлорд» в поисках хорошего вкуса. А вот если кто-то отправится за анатомическими диковинами, за француженкой с огнеметом наперевес и за хорошей взбучкой для Третьего рейха — он не уйдет разочарованным.
Станислава Зельвенского