Команды отбираются на киберспортивные турниры в несколько этапов. Самые сильные коллективы — Virtus.pro, Team Liquid, PSG.LGD — приглашают напрямую, потому что у них хорошие результаты и много очков. Коллективы послабее — OpTic Gaming, Team Secret, Vici Gaming — проходят через открытые и закрытые квалификации. Кто побеждает, тот получает место на чемпионате. Самые слабые и молодые — часто это просто компании ребят, которые решили сыграть вместе неделю назад, — иногда проходят через madness-квалификацию. В ней десятки команд дерутся друг с другом в матчах до одной победы за право получить единственный слот на чемпионате. Это похоже на рулетку.
На Epicenter XL, московском дота-чемпионате, отобрались 12 команд, и у 11 из них были имя, история, репутация, поклонники. У последней команды — FlyToMoon (это старое название Winstrike Team) — не было ничего. Это просто компания шестерых ребят, которые собрались за несколько месяцев до чемпионата и победили всех в madness-квалификации.
Герои
Люди, которые меняют дота-сцену в СНГ
Андердоги
Как никому не известная команда победила фаворитов и всех удивила
Понятно, что от молодой команды не ждут чудес. Но произошли удивительные вещи. FlyToMoon попала в плей-офф, обыграла сильнейшую команду Южной Америки paiN Gaming и разобралась с OG, одной из лучших команд в Европе.
Но это еще можно как‑то объяснить: в «Доте» Южная Америка и Европа — слабые регионы, где давно не было сенсаций. «Мы были в Москве, нас все поддерживали, — рассказывает Nongrata о возможных причинах успеха. — Я на таком ивенте был в первый раз, и очень приятно чувствовать поддержку». Остальные соглашаются — поддержка влияет на мораль игроков очень сильно.
Но затем случилось то, чего не ожидал никто, — FlyToMoon обыграла и выкинула с турнира Virtus.pro, сильнейшую команду России и одну из сильнейших в мире. Nofear, капитан команды, считает, что результат был логичен, и они заранее знали, что выиграют. Для этого было несколько причин: тогдашний патч подходил под героев и игру FlyToMoon, а у Virtus.pro пул доступных героев сократился на пять-шесть персонажей. «Они отказались от пары героев, потом отказались еще от двух, потому что отказались от первых, — объясняет Nofear. — Они были не в лучшей форме, мы были в отличной форме».
В Virtus.pro тоже винят себя: «Настолько, откровенно говоря, … [хреновой] игры от нас я даже сам не ожидал», — написал после игры No[o]ne из Virtus.pro.
FlyToMoon не победила на «Эпицентре». Она проиграла Team Liquid, чемпионам прошлогоднего The International и еще одной из самых сильных команд. Кажется, что страшно выходить против действующих чемпионов, но Nongrata видит это иначе: «Нет такого, что выходишь против них, как против чемпионов «Интернешнла». Ты играл против них кланвары (когда команды играют друг с другом вне турниров. — Прим. ред.) — примерно ровно. Выходишь и понимаешь: для них это 30-й турнир подряд, они устали морально, не отдохнули физически. Нет такого, что боишься их больше всех». FlyToMoon играла почти на равных, иногда вела, долго сопротивлялась, но уступила.
В итоге команда из СНГ без имени заняла третье место на важном дота-турнире. Правда, во FlyToMoon не заметили, что отношение к ним сильно изменилось после победы, а люди продолжили называть их командой одного турнира. «Мне как писали в паблике, что я самая бездарная мразь, так и пишут», — шутит Nofear.
Киберспортсмены
Из чего состоит жизнь и работа молодых людей, которые занялись киберспортом
Не думайте, что речь идет о команде каких‑то новичков, которые начали играть пару лет назад. У каждого в ней долгая история взаимоотношений с «Дотой»: Nofear к 25 годам сменил где‑то 15 профессиональных и любительских коллективов, Nongrata еще в 2012 году после учебы ходил в компьютерный клуб и играл в соревновательную «Доту».
Nofear вспоминает, как начинал играть в «Доту» в 2010 году. Через пару лет он определился, что она нравится ему больше Lineage II, начал смотреть турниры и решил стать киберспортсменом. Но он не смог посвятить тренировкам все время. «Мне мама не давала, — рассказывает он. — Было такое, что из дома уходил, в итоге мне сказали, что больше играть не буду. Я такой: «Ну ладно, не буду». Он заканчивал курсы по программированию сайтов и готовился устроиться на работу, но потом в «Доте» выбил платинового Рошана и продал его за 3 тысячи долларов. Это позволило ему не идти на работу, «как говорят, на завод», а снять квартиру и играть все свободное время.
Он начал играть с PGG, в каком‑то смысле легендарным игроком, который бесконечно создавал новые коллективы. А в 2014 году Newb1k из команды The Retry позвал его поиграть на освободившуюся позицию. «Вован [PGG] меня кикнул из команды 555 раз, потом 555 раз взял обратно, — вспоминает Nofear. — В общем, PGG, привет!» В какой‑то момент они выиграли турнир, получили призовые, и Nofear решил, что карьера наконец пошла в правильную сторону.
Таймлайн
Как начинается карьера молодого киберспортсмена
Жизнь молодого киберспортсмена, который решил стать профессионалом, по словам Nofear, выглядит так: просыпается, играет-играет-играет, ест, снова играет-играет-играет. Все — чтобы стать лучше. Некоторые играют по 14 часов в сутки.
«Тебе не надо ничего делать — просто играешь. Играешь паблик, если хорошо получается — ты нажимаешь кнопки, — тебя замечают, про тебя где‑то скажут. Ты играешь еще, тебя еще кто‑то заметит», — рассказывает Nofear.
«Позовут в слабую команду — играешь в ней, хорошо сыграешь — заметит еще какая‑то команда. Со временем станешь лучшим в команде, начнешь понимать игру в команде и позовут на тест-геймы в условную Team Empire».
«Туда зовут любого, кто хорошо играет. Нет такого, что нужен кто‑то из старичков, кто уже чего‑то достиг. Тестят огромное количество людей, которые сидят и кучу времени играют. Тому много примеров — вот ТA2000 (молодой игрок из Казахстана. — Прим. ред.) взяли, а он особо не играл нигде».
«В остальное время ничего не происходит. Представляешь, ты посвящаешь все время игре и не получаешь никакого фидбека, постоянно находишься в какой‑то эмоциональной агонии. Кажется, что достиг большего, но на самом деле этого не происходит», — рассказывает свои впечатления Nongrata.
«Это было у всех. Много игроков играет, но мало кто в команде и выигрывает. Есть те, кто переборол психическое и эмоциональное состояние, а есть те, кто не смог: перегорели, перестали играть, нашли новые увлечения», — продолжает Nofear.
Понятно, что начинающему игроку нужно на что‑то жить. «Либо идешь зарабатывать деньги и как‑то совмещать. Но если есть какие‑то возможности, то ты реально сидишь и не останавливаясь нажимаешь кнопки».
«Как и в любой сфере, если захочешь получить какой‑то опыт на работе, ты же не спросишь: «А сколько платите?» Ты пойдешь бесплатно, но тебе дадут огромный опыт. Ты станешь классным, пойдешь в другое место или будешь работать за деньги. В «Доте» то же самое».
Некоторые игроки в молодых командах ранее были профессионалами, объясняет Sh4dowehhh. Тогда они получали зарплату и выигрывали призовые — на эти деньги они могут прожить какое‑то время.
Если у начинающего игрока тяжелая ситуация — у него нет денег, но идти на работу не хочет, — то он пробует выкручиваться внутри «Доты». Например, прокачивает аккаунты за деньги, продает свои аккаунты или делает ставки.
Со временем у игрока меняется отношение к «Доте». «Если не останавливаясь играть пять-восемь лет, в один момент она перестанет приносить удовольствие, — говорит Nofear. — Я играю паблик и не скажу, что в удовольствие. Но это нужно, чтобы стать лучше в том, что нравится».
Очевидно, что шанс стать профессиональным игроком довольно низок. «Какие шансы у человека, который играет в футбол во дворе, стать профессиональным футболистом? Примерно такие же», — считает Nongrata.
Команда
С чего началась сенсация российского киберспорта
Когда говорят о FlyToMoon, постоянно пересказывают удивительную историю основания команды. Вкратце она звучит так: Iceberg в очередной раз выгнали из команды, а он решил собрать свою команду, откуда его точно не выгонят, и позвал других игроков, которых тоже выгнали. Nofear говорит, что все было не так.
Чтобы собрать команду, нужны пять игроков, иногда шестым берут тренера. Если посмотреть на историю FlyToMoon с точки зрения каждого игрока, то получится такой таймлайн.
В конце 2017 года Silent позвал его временно поиграть на турнире в Барселоне. «Еще и так написали: «Приезжай в Барселону завтра, за свои деньги, — рассказывает он. — Мы тебе денег дадим только на обратный путь, с призовых что‑нибудь получишь». Хотя обычно платят за перелеты и вообще за все». На тот момент Nofear не играл уже несколько месяцев, но его временная команда все равно обыграла Team Ukraine, где играли Artstyle, No[o]ne, Lil и Ghostik. «Я подумал: «Что‑то могу еще, надо возвращаться», — говорит он.
Nofear понравилось и играть, и общаться с Silent. Примерно в то же время последнего выгнали из Team Empire. «Ему кто‑то не нравился, он кому‑то не нравился, — объясняет ситуацию Nofear. — Менеджмент не хотел его кикать, [cпортивный директор Team Empire] StrangeR понимал: это лучшее, что у него вообще было за все время, не считая условного Resolut1on». Тем не менее Silent присоединился к команде предпоследним. Когда остальные уже собирали полноценную команду, он долго отказывался участвовать и ждал приглашения от какой‑то организации. Но никто не позвал, и тогда он решил вступить во FlyToMoon.
Он временно играл с Nofear и Nongrata в команде M19, но потом ее состав полностью распустили. «Хотя состава никакого не было, контактов тоже не было — просто закрыли отделение, — говорит Nofear. — С нами это никак не связано, они давным-давно хотели закрыть состав, как я понимаю, потому что денег не было». Внутри команды о нем отзываются как о шестом игроке. Чтобы усилить это сравнение, в пример приводят состав по Counter-Strike: Global Offensive, где тренер держит игроков в ежовых рукавицах.
Nofear попробовал сыграть с Nongrata и Sh4dowehhh. Втроем они попробовали сыграть открытые квалификации, но проиграли их три раза. За несколько месяцев до этого Iceberg перестал быть игроком Team Spirit. «Можно сказать, он сам ушел, потому что ему не нравилось играть с людьми», — говорит Nofear.
Саппорта пятой позиции позвали в команду последним. Тогда FlyToMoon выбирали между Alwayswannafly, sQreen и какими‑то другими игроками.
Когда команду собрали, все понимали, что это только на время — до «Интернешнла». Игра сначала тоже не шла: FlyToMoon проиграла квалификации на «Эпицентр», на которые они потратили два месяца, чтобы потом вылететь в самом финале. «Это был сильный удар», — признается Nongrata.
Как ни странно, но именно большое поражение дало команде сильный толчок. На турнире StarLadder в Киеве она проиграла «жестким китайцам» из VGJ.Thunder, относительно молодому, но сильному коллективу. Но это помогло раскрепоститься. «Раньше мы бегали по три-четыре героя, боялись друг от друга отойти, — объясняет Nofear. — А после того лана (турнира, где команды встречаются на сцене. — Прим. ред.) начали играть свободно, делали, что хотели, и перестали бояться. Условно кто‑то умирает на карте, но все понимают, что он умер с какой‑то целью, например линию запушить».
Когда мы обсуждаем с тренером Winstrike Team проблемы дота-сцены в СНГ, он приходит к выводу, что одна из них — отношение к неудачам. Кажется, что киберспортсмены из СНГ должны показывать хорошие результаты: игра популярна, много локальных коллективов, много самородков вроде Resolut1on. А в итоге честь региона практически всегда отстаивает Virtus.pro. «Это из‑за менталитета, — считает Sh4dowehhh. — Люди рано сдаются: какая‑то первая неудача, даже небольшая, и кажется, на большее они не способны, какой смысл стараться».
Возможно, именно поэтому Sh4dowehhh считает, что молодые коллективы, которые только собрались, играют лучше и спокойнее. «Вы играете на максимум, пытаетесь сделать все лучше», — объясняет Sh4dowehhh силу молодых команд. Когда FlyToMoon только начинали играть, у них буквально не было времени, чтобы сыграться друг с другом, и, конечно, они часто проигрывали. Sh4dowehhh считает тяжелые моменты важными для судьбы команды, потому что у некоторых в таких ситуациях разваливается вся команда. «Но если вы хорошо это перенесли, все будет замечательно, — резюмирует он. — Мы такие моменты хорошо перенесли. Просто понимали, что такое бывает всегда».
Winstrike Team
Из чего состоят дни спортсменов-профессионалов
Все произошло так, как говорил Nofear: ты играешь — тебя замечают. FlyToMoon заметил совладелец Gamer Stadium Ярослав Комков, который в конце прошлого года получил 10 миллионов долларов на развитие киберспортивных команд и сети клубов под брендом Winstrike. FlyToMoon стала дота-составом внутри компании и переименовалась в Winstrike Team. А Nofear, Nongrata и Sh4dowehhh и их тиммейты стали профессиональными киберспортсменами со своей организацией, формой и буткемпами (когда спортсмены тренируются в одном месте. — Прим. ред.).
Между турнирами жизнь киберспортсмена состоит из тренировок, неважно, собираются игроки на буткемпе или играют из дома. В Winstrike Team тренировки идут по такому графику: игроки просыпаются, занимаются своими делами, два часа играют в паблик, потом еще четыре часа тренируются. «Шести часов достаточно, но кто хочет играть, тот сидит еще часа три-четыре и так до бесконечности», — говорит Sh4dowehhh. Тренировочный день длится от шести до 13 часов.
Помимо тренировок, они смотрят игры других коллективов, пересматривают свои выступления и разбирают ошибки. Еще во времена FlyToMoon вся команда собиралась и изучала свои ошибки после каждой игры. Sh4dowehhh считает, что такой подход — когда не было ни одной игры, которую они решили не разбирать, — помог им стать намного лучше.
«Я просыпаюсь в восемь утра, иду бегать пять-восемь километров — пока не начал бегать, у всех проигрывал, — в десять часов ем и играю в паблик часов пять — где‑то три-четыре паблика — и делаю перерыв на час, — говорит Nofear о своем распорядке дня. — Потом начинаются кланвары, а после них, часов в десять-одиннадцать, есть два свободных часа».
У игроков один выходной в неделю, но если кто‑то чувствует, что нужно отдохнуть вместо этого три дня, то его отправляют в короткий отпуск. «Можно постоянно играть, и через месяц эти игры пойдут тебе в минус, поэтому неделю отдыхаешь — играешь, но два-три часа в день», — говорит Nofear.
Когда в присутствии игроков называешь киберспорт обычной работой, все хором возмущаются — это не так! «Ты отдаешь намного больше эмоций, постоянно играешь, — объясняет Nofear. От ежедневных тренировок в «Доту» по шесть-восемь часов нет никаких физических последствий, есть только психологическая и моральная усталость. «Самое плохое — играть и не понимать зачем, не хотеть, — объясняет Nofear. — Когда начинается такое состояние, лучше что‑то с этим сделать либо перестать играть». После больших турниров команда ездит отдыхать на пару недель: после «Эпицентра» поехали в Сочи, после квалификаций на «Интернешнл» — в Грузию. Так же поступали и игроки Virtus.pro. Самое главное в таком отдыхе — отдохнуть головой, говорит Nongrata.
«Интернешнл»
О чем думают киберспортсмены перед самым важным событием в жизни
Самое главное событие в жизни каждого дотера — The International, турнир со всеми звездами и самыми большими призовыми в индустрии.
От всего СНГ в этом году могли поехать только две команды: одну — Virtus.pro — пригласили напрямую, вторую отбирали во время открытых квалификаций. Из десятков молодых российских коллективов мог отобраться только один. Для сравнения: Юго-Восточной Азии дают два слота, а Северной Америке — три. «Сама система проведения турниров мешает: ты тратишь очень много времени на одну квалификацию, а проходит всего одна команда, — негодует Nongrata. — Если занял второе место, ты не проходишь, хотя играешь примерно как команда, которая заняла первое место. И как после этого не опустятся руки?»
Winstrike Team победила всех соперников в СНГ и стала второй командой от региона. С некоторой натяжкой можно сказать, что на данный момент это вторая самая сильная команда в регионе.
Когда молодая команда внезапно оказывается сенсацией в киберспорте, возможно, она начинает чувствовать давление и высокие ожидания. В Winstrike Team не было такого ощущения, потому что игроки все еще не видят за собой «супердостижений».
Winstrike Team начала турнир плохо, много проигрывала, но каким‑то чудом вырвала победу в самом конце и не вылетела после групповой стадии.
Они разыгрались и выкинули с турнира Newbee, когда‑то других «жестких китайцев» и вице-чемпионов прошлого «Интернешнла». Но турнир не выиграли — уступили VGJ.Storm в матчах, где могли бы победить уже на этапе выбора персонажей. После поражения Iceberg признался, что в тот день с самых первых минут все пошло не так. «Мы максимально плохо сыграли», — говорит он.
Про людей, которые выигрывают «Интернешнл», говорят, что они прошли «Доту», игру, где нет сюжета и конца. В истории турнира пока не было ни одной команды, которая становилась первой два раза. «Ты потратил много сил, достиг того, чего хотел, и потом у тебя меньше мотивации, — пытается найти объяснение Nongrata. — Второй раз выиграть «Интернешнл» сложнее».
Несмотря на поражение, выступление Winstrike Team все равно впечатляет. Подумайте сами, совсем молодая команда появилась полгода назад, но уже выступает на главном дота-турнире, обыгрывает прошлых вице-чемпионов, попадает в список 12 лучших команд (Winstrike Team попал в группу коллективов, которые заняли 9–12 места). Iceberg говорит, что теперь лучше понимает, как нужно готовиться к «Интернешнлу». Возможно, в следующем году все будет иначе.