«Дота» — сложная игра, не пытайтесь разобраться в ней с ходу
Если не играть в нее часто, не получится понять какие‑то тонкости, и это нормально. Есть множество гидов о том, как смотреть и понимать «Доту»; проблема в том, что они пытаются объяснить все механики игры, а эти механики слишком комплексные. Самое простое описание такое: две команды по пять человек выбирают персонажей, пытаются их прокачать, убить вражескую команду и разрушить базу. Выигрывает не тот, кто убил больше героев, а тот, кто уничтожил чужой трон — самое важное здание в игре.
Комментаторы киберспорта — лучшие спортивные комментаторы
Игры на больших чемпионатах всегда комментируют один-два человека. Поэтому нет особого смысла рассказывать об особенностях игры — лучше них это мало кто сделает. В киберспорте игры практически всегда комментируют с шуточками, мемами, восторженными криками в микрофон и нелепыми ситуациями. У вас обязательно появятся любимые ведущие, слушать которых интереснее всего. После киберспорта трансляции футбола с комментариями выглядят скучными и консервативными.
Герои — это очень важно, но не нужно их запоминать
Перед игрой команды выбирают героев. У каждого героя есть свои способности и роль: например, одни нужны, чтобы бить чужих героев, другие — чтобы помогать и оберегать. Героев много, они разные — скорее всего, всех вы не запомните. Важно знать, что каждая команда пытается выбрать таких героев, чтобы они были сильнее чужих и хорошо работали друг с другом. Одновременно с этим команды банят героев, чтобы помешать вражеской команде собрать себе хороший состав. Есть и другой случай — команда просто выбирает таких персонажей, которые им нравятся, и вообще не беспокоится о вражеском составе. Иногда матчи проигрываются уже на этапе выбора героев: у одной команды они вообще не работают друг с другом, а у другой — идеальная синергия.
Экономика — тоже важно, но это не главное
В игре есть экономика. За каждое действие — когда убивают крипов и героев, сносят башни и здания, подбирают руны — персонажи получают деньги. На них покупаются разные предметы и артефакты, поэтому чем богаче команда, тем сильнее ее герои. Во время игры зрителю показывают, сколько заработал каждый герой. Это важно, но слепо верить графикам тоже нельзя. Есть множество матчей, которые выигрывались командами, которые большую часть времени ничего не зарабатывали и оставались бедными.
Предметы — не менее важно, но выучить их все не выйдет
Предметы делают героев сильнее, но их так много, что запомнить их особенности невозможно. И это если не думать о том, что одним героям нужен определенный набор предметов, а другие артефакты для них будут бесполезными. Самое главное — сильные артефакты, которые могут поменять ход игры, например, Black King Bar дает магическую неуязвимость на время, а Divine Rapier — большой прирост к атаке. А есть обычные расходники, которые лечат, телепортируют или дают обзор на местности.
А что еще важно? Например, заклинания!
У каждого героя есть четыре-шесть заклинаний, которые что‑то делают: оглушают, ослабляют, наносят урон, призывают существ. У заклинаний есть уровень, они по-разному работают с разными героями, сильны против одних героев, но бесполезны против других. Самое главное — ультимейты, сильные и дорогие заклинания, которые могут убить несколько героев, спасти свою команду или просто перевернуть ход сражения. Запомнить все заклинания сложно, поэтому, как это ни странно, все комментарии по поводу способностей героев лучше какое‑то время пропускать мимо ушей (как и комментарии про предметы).
Ну а что там вообще интересного? Драки, тимфайты и замесы!
Самые впечатляющие моменты «Доты» — большие командные сражения со всеми героями. В них происходят удивительные вещи. Например, одна команда может устроить засаду и перебить зазевавшихся оппонентов, или герои могут забраться в тыл в невидимости, или драка может затянуться на пару минут. Самое интересное — что‑то всегда может пойти не так: кто‑то промахнулся заклинанием, или ошибся, или просто пошел не туда, и вот уже проигрывающая команда, у которой не было шансов, убивает оппонентов и получает контроль на карте. Ориентироваться в большой драке сложно, потому что на экране много заклинаний, но всегда можно следить за полосками жизней и понимать, в чью сторону клонится победа.
А еще интересна глобальная стратегия
Еще одна более-менее понятная вещь для новичка — стратегия на всю игру. Интересно смотреть, получается ли у команды следовать своей стратегии или, может, наоборот — выходит импровизировать после того, как игра не задалась.
Команда может набрать героев, которые будут слабыми всю игру, но под конец прокачаются и всех победят. Она будет специально затягивать игру, чтобы выйти на полную мощность.
Или, наоборот, может выбрать агрессивных героев, которые хороши только первую половину игры, и попытаться выиграть матч за 20 минут (а это очень быстро). Если не получится, придется импровизировать.
Или сделать ставку на одного сильного героя, которого будут всеми силами спасать, пока тот раскачивается, и ждать, когда эта неостановимая машина разнесет оппонентов. Правда, если такой богатый герой погибнет, то с ним может погибнуть все накопленное преимущество.
Или пойти в сплитпуш — это когда команда летает по всей карте, мешает жить на всех линиях, постоянно растягивает вражеские силы, чтобы мешать зарабатывать деньги и становиться сильнее. Часто проигрывающая команда возвращается в игру через сплитпуш.
Или может оказаться интересным стиль игры какой‑то команды
У многих команд есть своя манера игры — если будете смотреть The International, то, скорее всего, найдете ту, чей стиль нравится больше всего. Например, российская Virtus.pro любит уверенный и агрессивный стиль, а китайская PSG.LGD, наоборот, предпочитает более классический и размеренный. Team Secret часто удивляет неожиданным составом героев, а Fnatic известна игроком под никнеймом EternaLEnVy, который иногда играет гениально, а иногда — провально. Всегда может произойти сенсация, и какая‑нибудь Invictus Gaming, у которой давно не было успехов, внезапно покажет сильную игру и всех победит.
Почему после всего этого «Доту» должно быть интересно смотреть
«Дота» — игра про повороты и перевороты. Это называется камбэк. Например, команда проигрывала всю игру, а потом устроила пару удачных засад — и вот фавориты матча разваливаются, а победитель уже неочевиден. Или команда, которая потеряла вообще все строения в игре и осталась без шансов на победу, делает какой‑то неожиданный рывок, выигрывает время и каким‑то чудом выходит победителем. На The International обязательно произойдут какая‑то сенсация и неожиданности — всегда какая‑то недооцененная команда может показать прекрасную тактику и выиграть у чемпионов мира, а чемпионы мира могут зазнаться и все потерять.