«Здесь и сейчас!» в Манеже: 15 главных событий

1 августа 2018 в 12:54
С 1 по 20 августа в Манеже пройдет тотальный смотр современного искусства «Здесь и сейчас!». Куратор Катя Бочавар собрала в одном пространстве все самое междисциплинарное: спектакли как концерты, танцы как инсталляции, перформансы как скульптуры. В путеводителе «Афиши Daily» — 15 примеров того, как все переплетено в современном искусстве.

«Видение» Ирины Наховой

Траектория зрительского взгляда как объект искусства

Сайенс-арт в Манеже внезапно представляет ветеран московского концептуализма Ирина Нахова. С помощью хитроумных технологий художница изучает то, как вы осматриваете картины на выставке, — и демонстрирует движение вашего взгляда на экранах.

«Градостроительство» Татьяны Чижиковой

Перформанс хореографа и архитекторов про общество

«Градостроительство» — результат сотворчества представителей Московской архитектурной школы (куратор — Наринэ Тютчева) и Татьяны Чижиковой, нового и многообещающего имени в современном танце. Получилась интерактивная игра по мотива трактата Ле Корбюзье «О градостроительстве» про то, как функционирует общество внутри города и как устроен механизм взаимодействия горожан. В Манеже — 11 августа, в 20.00.

«Искусство в воображаемом будущем»

Футурологическая лекция художника Ростана Тавасиева

Мультимедийный художник Ростан Тавасиев собрал репрезентативные идеи современных художников, побеседовал с научными фантастами и теперь выступает с лекцией про будущее искусства. В Манеже — 11 августа, в 18.00.

«В принципе, все нормально!» в «Манеже»

Эксперимент от самой интересной московской команды современного танца

12 августа, с 11.00 до 19.00 (восемь часов!), в пространстве актового зала будет артистически присутствовать московская танцевальная группа «Онэ Цукер». Формально то, чем они обычно занимаются, принято относить к физическому театру или современному танцу; в двадцатые теоретики назвали бы это «чистым театром», а в шестидесятые — хеппенингом.

«В принципе, все нормально!» — наблюдение за бессобытийной обыденностью. Зрители могут свободно уходить и приходить, а во избежание недоразумений команда предупреждает: «Перформанс не подчинен законам развлечения и имеет отношение скорее к скуке».

«Тактильные скульптуры» Елены Артеменко

Каменные штуки, которые можно и нужно (и приятно!) трогать

Работа Елены Артеменко на выставке в Манеже представляет VI Московскую международную биеннале молодого искусства. Просто посмотрите видео.

Самая трогательная работа на выставке «Здесь и сейчас!» — «Тактильные скульптуры» Елены Артеменко

«Баланс» Петра Урбанца

Идеальный коуб

Видеоработа польского художника Петра Урбанца тоже перекочевала в Манеж из программы Московской биеннале. Это небольшой фильм, снятый в затопленной шахте, в которой работал Иоанн Павел II, когда еще не пришел к успеху. Человек по колено в воде крутит хулахуп, а расходящиеся по поверхности водоема круги гипнотизируют и превращают видео в идеальный материал для идеального коуба.

«Я говорю, что люблю тебя» в Новом пространстве Театра наций

Экзистенциальный ужас любви к советской песне

Владислав Наставшев, известный в Москве по спектаклям в «Гоголь-центре» («Без страха», «Митина любовь», «Кузмин. Форель разбивает лед»), 1 августа в 20.00 споет под аккомпанемент рояля и гитар (играют музыканты «Гоголь-центра») несколько советских шлягеров. Жанр выступления обозначен как «перформанс», а сам Наставшев подводит под выступление экзистенциальную базу: «Мы пытаемся убежать от ужасов, происходивших в истории ХХ века, но в итоге странным образом получается, что опять к ним стремимся».

«Йелэна» Федора Павлова-Андреевича

Говорящая скульптура сверхженщины

Перформанс художника и режиссера Федора Павлова-Андреевича, художника Кати Бочавар и актрисы Алины Насибуллиной имеет вполне конкретную литературную основу — рассказ Людмилы Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной» про рожденную из морской пены красотку, призванную в очередной раз случайно посеять смертоносные распри. При этом не стоит ждать увлекательного рассказывания захватывающих историй. Жанр обозначен как «говорящая скульптура», премьера спектакля прошла прошлой осенью в «Практике», а позиционируется он как эксперимент на границе театра и музейного искусства. Вообще же на выставке «Здесь и сейчас!» кроме «Йелэны» покажут еще две говорящих скульптуры Павлова-Андреевича, «Сказку о часах» и «Нину Комарову», и один пластический спектакль «Анданте» — тоже по Петрушевской.

«Smile Off» компании Ontroerend Goed

Опыт ощущений вслепую для одного зрителя

Иммерсивный опыт от бельгийского театра Ontroerend Goed. Вход — по одному. Вам завязывают глаза и усаживают на кресло-каталку, дальше — полчаса неизвестности. На сайте особо отмечается, что никаких пугательных и устрашающих действий ждать не стоит. Спектакль (а это именно что спектакль) перемещен в Манеж из Experience Space, центрального логова импресарио Федора Елютина, продюсера «Remote Moscow».

«Quite String Evening» Кристины Казарян и Сергея Филатова

Электронная арфа и новые музыкальные инструменты

В программе «Здесь и сейчас!» немало музыки, и самое интригующее из выступлений — «Quite String Evening» тандема Кристины Казарян (электронная арфа) и Сергея Филатова (изобретатель новых музыкальных инструментов). В контексте общей экспозиции «Здесь и сейчас!» разумно воспринимать этот концерт импровизационной музыки как невидимую музыкальную скульптуру, создающуюся в режиме реального времени.

«Фонетика» Вари Лисокот и «Колодец воспоминаний» Натальи Пшеничниковой

Советские шлягеры как духовная музыка и голоса пожилых кавказских женщин

Два экспериментальных музыкальных перформанса подряд. «Фонетика» певицы Вари Лисокот — советские шлягеры, переработанные в эстетике духовной музыки Ренессанса. «Колодец воспоминаний» одной из главных героинь-исполнительниц современной музыки Натальи Пшеничниковой — объект саунд-арта; это интервью с четырьмя женщинами из Владикавказа (каждой больше восьмидесяти лет!), записи голосов которых переработаны в музыкальное полотно.

«PRODLеNKA8 mmIV» Алексея Сысоева, Дмитрия Овчинникова, Александра Скобеева, Петра Ладена, Феликса Микенского

Авангардистский музыкальный иллюзион

Группа музыкантов-экспериментаторов, спрятавшись от зрителей, создает звуковую среду, используя среди прочего двуручные пилы. Видимую часть представления обеспечивают лампы дневного освещения и любительские восьми- и шестнадцатимиллиметровые пленочные проекторы.

«Хор исполнения желаний» Вика Лащенова

Интерактивный молебен

Вик Лащенов придумал следующее: хор а капелла исполняет молебен по заявкам присутствующих слушателей. Как в церкви: вы пишете записку, опускаете в специальный ящик, и дальше хор помолится за исполнение вашего желания. Внимание: у вас есть только одна попытка!

«Не стреляйте в пианиста» Николая Кабоева

Живой саундтрек к фильму 1927 года по сценарию Маяковского

Пианист и композитор Николай Кабоев работает на пересечении кинематографа и музыки, возрождая забытое ремесло тапера при синематографе. В Манеже именитый осетинский музыкант будет озвучивать детский фильм «Трое» по сценарию Владимира Маяковского.

«2344. Проникновение» Ольги Кройтор

Коллективное запутывание

2344 — длина нити (видимо, в метрах), из которой было соткано платье художницы Ольги Кройтор для первой версии ее работы. Четверо мужчин и столько же женщин запутают этой ниткой все, что попадется под руку, включая объекты выставки и, может быть, вас.