В Риге сейчас проходит первая международная биеннале современного искусства, ей занимается гражданка России, отучившаяся в Лондоне и Нью-Йорке, Агния Миргородская. Афиша Daily обсудила вместе с заядлыми арт-туристами, которых проект Everal Circle отправил в Ригу, как биеннале изменила город.

Как устроить биеннале в Риге

Действующие лица

Агния Миргородская
Выпускница СПбГУ, а также Института искусств Sothebyʼs. Дочь Геннадия Миргородского, совладельца Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, который поддержал Рижскую биеннале
Емельян Захаров
Совладелец галереи «Триумф». Галерея показывает групповые проекты художников из набирающих обороты центров мирового искусства. По его совету Агния Миргородская выбрала Ригу как новое место силы
Катерина Грегос
Историк искусств и куратор Рижской биеннале. В прошлом руководила огромным количеством биеннале, дважды была куратором национальных павильонов Венецианской биеннале (возглавила датский в 2011-м и бельгийский павильоны в 2015 году), сокуратор девятой биеннале современного искусства «Манифеста»
Янис Зузанс
Коллекционер и основатель будущего музея Zuzeum. Предоставил одну из площадок Рижской биеннале
Агния Миргородская
комиссар и основатель Рижской биеннале

«Сама идея пришла мне в голову два года назад, когда я заканчивала магистратуру в Нью-Йорке — месте, совсем не похожем на Ригу. У меня был выбор: вариться в месте, перенасыщенном искусством, или создать все с нуля.

Я успела поработать в Christieʼs и коммерческой галерее и поняла, что ничего никогда не смогу продавать: меня раздражает, когда на работах висят ценники и весь рынок ничего не вызывает, кроме стресса. Работы художников в таких условиях просто теряются и становятся предметом интерьера. Я вообще люблю работы, которые плохо продаются, — и одним из условий было создать как можно больше работ в этом пространстве».

Шаг 1. Выбрать куратора

«После поездок по выставкам мы сформировали список из десяти-двенадцати кураторов. Каждому из них мы отправили письмо с вопросами, интересно ли им принять в этом участие и каким бы было их видение. Никто не отказался, но самое большое письмо в ответ написала Катерина Грегос — мы знали, что она долго работала в Таллине и была знакома с региональными художниками. При встрече мы поняли, что она идеальна — сумасшедшая, с неисчерпаемой энергией, которая позволит ей сделать это в короткий срок».

Шаг 2. Заявить о себе

«На Венецианской биеннале в прошлом году мы делали прием в музее Пегги Гуггенхайм — но на тот момент мы еще слабо знали, что будем делать. Мы пригласили местных музыкантов, которые играли на местных гуслях и наливали рижский бальзам, и даже попали в список пяти лучших приемов, которые были на биеннале, — с пометкой, что все было идеально, но что за мероприятие было, никто так и не понял».

Шаг 3. Познакомиться с местными арт-деятелями

«Ригу мы выбрали, потому что балтийский регион набирает все больший вес в мире искусства, но до того никогда здесь не работали. Провести полгода с мыслями, что мы хотим сделать в Риге что-то невероятное, было не так просто. Мы приехали осенью, когда солнца почти нет, и поначалу, когда мы знакомились с местным арт-сообществом, первый вопрос, который нам задавали, — «Биеннале: это вообще что такое?»

Шаг 4. Встретиться с министерством культуры

«Мы знали, что первое, что нужно сделать, — обратиться в министерство культуры. Там мы никого не знали, и вышла забавная встреча на английском языке с десятью серьезными культурными деятелями. Мы показали им увлекательную презентацию с потенциальными кураторами, обещанием привезти столько-то людей и изменить представление о Риге. Не вдаваясь в подробности, скажу, что встреча прошла достаточно сюрреалистично: мы поняли, что едва ли у нас что-то получится сделать вместе, и дальше решили работать над проектом сами».

Шаг 5. Найти площадки

«Площадок для проекта город нам не предоставил. Мы хотели найти заводское помещение — здесь они все безумной красоты. Выбирая город, где мне хотелось бы провести биеннале, я выбрала Ригу, конечно же, из-за набирающей влияние художественной жизни, но не менее важной мне показалась и архитектура. Здесь так много слоев архитектуры и эстетики — по сравнению, например, с более монотонным Вильнюсом, где средневековый центр намного более однороден.

Но заброшенные фабрики были в таком непростом состоянии, что мы поняли, что если выберем завод в качестве единой суперплощадки, то придется весь бюджет потратить на ремонт, — и мы отказались от этой идеи. Нам повезло встретиться и договориться с Рижским университетом: им принадлежит очень много площадок по городу, а из своего главного здания факультет выехал незадолго до нашего въезда.

А раз у нас 8 площадок, то к работе с ними мы подходили фактически как к 8 разным проектам. Именно поэтому мы изначально искали несколько подрядчиков. В регионе существует хорошо развитая инфраструктура по застройке выставочных площадок, так что несложно было найти подходящие нам компании в Латвии и Литве. В итоге мы выбрали 3 компании-застройщика: две из Латвии и одну из Литвы».

Рижская биеннале в цифрах и фактах

125 работ

65 из них были созданы специально для биеннале

104 художника и коллектива
35 человек в основной команде биеннале

включая 5 человек кураторской группы, 10 ответственных за производство и 4 дизайнера выставки. На подряде были, кстати, большие имена: брендингом занимались британцы Wiedemann Lampe, которые до того сотрудничали, например, с музеем Национальной Истории в Лондоне. А международным пиаром — Pellham Communcations, которые помогают громче заявить о себе среди прочих Art Brussells и Future Generation Art Prize центра Пинчука

10 инсталляций в городском пространстве

включая перекрашенный в цвета британского флага советский киоск во дворе университета, который торгует исконно британскими товарами — оммаж Брекзиту от Майкла Лэнди, одного из направления так называемых «молодых британских художников»

8 площадок

одна из них — в Юрмале, в пространстве работающей модернистской железной станции Дубулты, которая своей формой напоминает волну

1 общая тема

«Это было навсегда, пока не кончилось» — заимствована из книги Юрчака о развале Советского Союза, здесь же фраза говорит о приметах современного мира: стремительной скорости, личностных кризисах, эксплуатации трудящихся и научном прогрессе

?

бюджет биеннале не раскрывает: финансирование поступает из Фонда Рижской биеннале, которую основала Агния Миргородская

Ключевые площадки биеннале

Биологический факультет
© Ansis Starks
Биологический факультет

Здание факультета было построено в 1898 году — с анфиладными лабораториями, обитыми деревом библиотеками и сохранившимися тремя музеями — зоологии, химии и ботаники. Первая часть выставки посвящена исследованию научных и технологических изменений мира, вопросам прогресса и прорывам в науке. В холле как родные смотрятся росписи Стелиоса Файтакиоса, где в как будто бы евангельских сюжетах главным действующим лицом становится ученый, в лаборатории варится запах Юрмалы, который разобрала на песок, туалет и хвою Сиссель Толаас, а во дворе расположен один из самых остроумных эскпонатов — сувенирный магазин, который должен заставить задуматься о последствиях Брекзита, в наличии — печенье, классический чай и другие товары с английским духом.

Бывшая текстильная фабрика «Большевичка»
© Ansis Starks
Бывшая текстильная фабрика «Большевичка»

Когда-то фабрика производила обувь из кожи американского бизона, потом стала госпиталем и военным цехом на время войны, а в 1941 году здесь открылись прядильные и ткацкие цеха. С девяностых здание пустовало — и на время биеннале сюда возвращается жизнь. В рамках проекта рядом открывается сезонный бар Brick Bar, где будут наливать и рассказывать об искусстве.

 Квартира Кристапа Морберга
© Ansis Starks
Квартира Кристапа Морберга

Здесь жил в начале прошлого века крупный латвийский меценат. В квартире сохранились и паркет, и орнаменты, и витражи, и — один из удивительных эскпонатов, оставшихся от первоначального владельца — первая в стране душевая кабина. Тема этой площадки — история, политика, культура и время. Из российских художников здесь представлены Аслан Гайсумов и Станислав Шурипа, а как оммаж одному из проектов про рижский джазовый фестиваль здесь в рамках биеннале проходят концерты.

 Бывший промышленный порт Андрейсала
© Ansis Starks
Бывший промышленный порт Андрейсала

Порт стал новым выставочным пространством биеннале. Старое судно, два склада и улица вокруг отданы на откуп художникам, которых волнует эксплуатация трудящихся — например, биоразлагаемые урны для праха, на одной из которых выгравированы рабочие минуты дня и цены акций крупнейшего городского предприятия от шведской художницы Густафссон-Фюрст.

Арт-квартал Sporta2
© Ansis Starks
Арт-квартал Sporta2

Новый центр жизни современной Риги, где раньше располагалась фабрика Laima, а теперь — центр современного искусства Kim. Во дворе проходят ярмарки фермерской еды и вечеринки, а в рамках биеннале в двух бывших заводских пространствах расположен раздел выставки о жизни на высоких скоростях с инсталляцией Таус Махачевой об истинных и ложных причинах того, что мы не отвечаем на письма вовремя, а также супервыставкой в выставке — реконструированным венесуэльским жильем на сваях над водой в окружении карт, рыболовных сетей и вспышек света (художник — Марко Монтьель-Сото).

Арт-центр Zuzeum
© Ansis Starks
Арт-центр Zuzeum

Еще один бывший завод, на этот раз — пробковый, объект наследия ЮНЕСКО, что превратится в будущий музей современного искусства. Все работы здесь — про изменения внутри отдельного человека, с очаровательным зоотропом, который крутит неприличные картинки (Хан Хогербрюгге) и стилизованной под гримерную комнату инсталляцией для одного человека, который должен задать себе вопросы из фильма Бергмана «Шепоты и крики», — от Ханса Розенстрема.

Люси Виноград Шатковская
основатель проекта Everal Cirсle, который устраивает из Москвы туры в Ригу на биеннале

«Невооруженным глазом заметно, как здорово работает пространство, которое после развала Советского Союза не очень использовалось. Тот же биологический факультет готовил химиков и биологов на всю страну — и теперь куратору удалось очень интересно вписать его интерьеры в экспозицию. И это только одна площадка: не менее интересны и порт, и когда-то заброшенная «Большевичка».

В рамках программы арт-туров мы стараемся показывать самые интересные города и события мира современной культуры. Среди них есть те, кто существуют много лет — Frieze или Венецианская биеннале, — а есть те, что появились недавно и действительно меняют городской ландшафт. Это как раз случай Риги».

Агния Миргородская
комиссар и основатель Рижской биеннале

«Хочется верить, что нам удалось раскрыть и подчеркнуть разные стороны многогранной Риги. Почти половина работ на биеннале были созданы специально для нас, они основывались на впечатлениях художника от города. Именно поэтому Рига стала неотъемлемой частью выставки. Наши площадки — это здание бывшего биологического факультета Латвийского университета в парке, здание будущего арт-центра Zuzeum, баржа в порту, роскошная квартира известного латвийского мецената двадцатого века, территория заброшенного текстильного завода, железнодорожная станция в Юрмале — сильно отличаются по своему характеру и как нельзя лучше служат раскрытию кураторского замысла.

Главная тема проекта — это изменения. Я считаю, что изменения внутри и вокруг нас происходят и должны происходить постоянно, иначе наступает стагнация. Другое дело, что нужно успевать и одновременно не отставать от быстрого темпа жизни и в то же время стараться оставаться верной себе. Из-за непрерывного потока поступающей информации становится очень сложно вычленять главное и фокусироваться на чем-то одном. В гонке за яркими эмоциями и новыми впечатлениями мы не успеваем прочувствовать настоящий момент, именно поэтому иногда так важно приостановиться и задуматься. Наша биеннале, в общем, об этом, и Рига представляется идеальным местом для рефлексии на тему изменений, которые происходят сейчас как на геополитическом уровне, так и психологически внутри нас».

Самая изящная интервенция биеннале: настенная роспись Стелиоса Файтакиса из шести частей в холле бывшего биологического факультета Латвийского университета. На дальней стене — ученые-экспериментаторы в противогазах

1 из 6

Самый большой объект биеннале: «Постоянный шторм для тропической констелляции», реконструированное венесуэльское жилье, пробираться к которому нужно по мосткам над водой — метафора сосуществования традиций и современности. Художник — живущий в Берлине венесуэлец Марко Монтьель-Сото

© Marco Montiel-Soto
2 из 6
Семен Ханин, Orbita
один из художников, представленных на биеннале

«В советское время в Риге проходила Ассамблея неукрощенной моды, потом был влиятельный фестиваль «Арсенал», куда люди съезжались со всех концов страны. После девяностых, конечно же, бурно развивалась культурная жизнь, но международных проектов и событий такого глобального масштаба — с соответствующим бюджетом и глобальным видением — так и не появилось. Команде биеннале удалось и правильно вложить бюджет, и реализовать свое видение. Посмотрим, как пойдет все с биеннале дальше — очень хотелось бы, чтобы была и вторая, и третья.

Интересно, что в Риге очень жесткая языковая политика — перевод на латышский должен занимать не меньше места, чем английский. А это один из немногих проектов, которому будто бы удалось соблюсти баланс в рекламе, и от этого кажется, будто город заговорил по-английски».

Янис Зузанс
коллекционер и основатель будущего музея Zuzeum

«Биеннале, конечно же, активизировало художественную жизнь города — и своими выставками, и созданием здоровой конкуренции в местной художественной среде, и различными совместными проектами. Поэтому в целом о том, принесет ли биеннале в дальнейшем какие-либо кардинальные изменения, можно будет судить после ее завершения — поздней осенью. В настоящее время лучшим источником для понимания того, что думает местная среда и как оценивается биеннале, является базирующийся в Латвии международный портал искусства arterritory.com, который доступен на русском и английском языках. Он содержит как интервью с художниками и гостями биеннале, так и рецензии.

Мне, как и любому другому активному человеку, за последние десять или пятнадцать лет пришлось испытать на себе изменения более интенсивные, чем раньше. Детские фантастические романы как будто бы стали реальностью — начиная с того, что сейчас офис может быть открыт двадцать четыре часа в сутки, и заканчивая тем фактом, что в самолете вместе со мной может лететь целая библиотека в электронном формате. Конфликты и кризисы в других частях земного шара влияют на нас не только эмоционально отдаленно, но и реально. Мир стал маленьким, мы двигаемся между континентами с ускорением. Все стало настолько доступным и гораздо более возможным. И в то же время где-то теряется человеческий аспект и неторопливость. Но подготовиться к этому нет возможности, потому что в действительности мы не знаем, к чему готовиться».

Алексей Малакеев
бизнесмен, партнер холдинга «Энерджи Групп», участник арт-тура Everal Circle в Ригу

«Поездка запомнилась разнообразием художников и пространств экспозиции от порта до старинного здания биологического факультета: это завораживает; особенно интересны взаимодействия с пространством — примером тому экспозиция, вольготно расположившаяся на действующей ж/д станции Дубулты в Юрмале. Сам город показался абсолютным примером постсоветского пространства в классическом исполнении — любителям ностальгии понравится. Хочется верить, что подобная планомерная экспансия искусства сделает (и делает уже сейчас) город интересным с социокультурной точки зрения».


Афиша Daily выражает благодарность проекту Everal Circle — арт-комьюнити, которое организует туры по главным событиям мирового искусства — за помощь в подготовке материала.

Следующие арт-туры: Рижская биеннале современного искусства — с 20 по 22 июля / Манифеста в Палермо — с 17 по 19 августа

Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!