Выставка Виктора Пивоварова в музее «Гараж» уникальна по многим причинам. Во-первых, «Гараж» впервые в своем новом пространстве показывает работы классика российского концептуального искусства. В отличие от предыдущих выставок на других московских площадках мы показываем одновременно как самые ранние, так и поздние его работы. Представлены вещи 1970-х годов, созданные до отъезда художника в Прагу, и самые последние циклы работ. Выставку вряд ли можно считать ретроспективой — она имеет отчетливый сюжет и логику «разворачивания в пространстве», она раскрывает базовую стратегию художника, который всю жизнь рассказывает о герое, скрывающемся от агрессивного внешнего мира, устраивая собственное пространство, обживая его.
Название выставки — «След улитки» — отчасти раскрывает суть происходящего. Улитка в данном контексте — универсальный образ интровертного сознания, принципиальной отгороженности от внешнего мира, стремления деликатного, незаметного выхода из него. Зритель на нашей выставке передвигается по тайным комнатам человеческой души, переживая экстремальное одиночество, любовь, множество страхов и сомнений. Организованная как странствие, выставка «След улитки» до известной степени отсылает к тем путешествиям, в которые отправлялись практически все романтические герои, перемещаясь на самом деле не по реальным ландшафтам, а совершая путешествие внутрь себя.
Читающая птица в ландшафте (по картине Карла Шпицвега), 1998
Скажи «А-а-а!», 2010
Белая птица, 1977
Выбор, 1976. Из цикла «Семь разговоров»
Метафизическая композиция, 1972
Лампочка перегорела, 1992–1996
Умиление, 2003
Эйдетический сад, 2010
«Семь разговоров» — это один из самых важных циклов Пивоварова, который открывает выставку. Он состоит из семи работ — впервые с 1979 года все части полиптиха собраны вместе.
Другой важный цикл, который нам удалось привезти, — это «Июнь-Июнь» 1978 года. Это абстрактная живопись, которая на самом деле является дневником встречи художника с его будущей женой, зашифрованным любовным посланием.
Значительное место на выставке уделяется самому оригинальному жанру в русском искусстве второй половины ХХ века — концептуальному альбому, на страницах которого объединяются изображение и парадоксальное высказывание. Впервые в полностью будут показаны обе уцелевшие части альбома-трилогии «Сад» (1976). Также впервые Виктор Пивоваров выступит в качестве автора тотальных энвайронментов (одной из форм авангардистского искусства), усиливая переживание зрителя, полностью погружая его в магическое пространство.