На прошлой неделе запустилось IGTV, новое приложение Instagram с длинными видео. Возможно, серьезный соперник YouTube, куда переедут все блогеры. А, возможно, и нет. «Афиша Daily» спросила, что об IGTV думают фотограф из Instagram и видеоблогер с YouTube.

Что такое IGTV

Это новая вкладка и отдельное приложение Instagram с длинными и вертикальными видео во весь экран телефона. Обратите внимание, внутри IGTV есть несколько вкладок: лента подписок, популярное и видео, которые вы когда-то начали смотреть. Вкладка с популярными видео самая бесполезная — в нем можно найти видео «Свадебный танец», «Привет маме» и «Ням-ням», которые длятся по 20 секунд. Возможно, в будущем ситуация изменится и во вкладке появится хороший контент. Самая полезная вкладка — «Смотреть дальше», она не дает потерять то, что вы бросили смотреть после нескольких минут. То есть в ней нет видео, которые были открыты и тут же закрыты.

Скачать App Store
Скачать Google Play

Как завести себе IGTV-канал

У каждого может быть IGTV-канал

И у человека с тысячью подписчиков, и у пользователя с 170 подписчиками. Единственное ограничение — длина видео до 10 минут. Длинные видео до часа доступны только популярным профилям. Но IGTV может быть неактивно у аккаунтов с тремя подписками, которые почти не используются.

Он заводится в IGTV

Чтобы создать канал, откройте приложение IGTV или вкладку в Instagram, нажмите на иконку настроек — и войдите через основной аккаунт. Единственное ограничение — длина видео до 10 минут. Instagram обещает, что когда-нибудь видео будут длиной до часа.

Что IGTV значит для инстаграмеров

Сергей 136th Калюжный
Фотограф, 166 тысяч подписчиков в инстаграме

Безусловно, это конкурент YouTube и очень сильный. Это классно: не хватало формата с хорошим качеством изображения, который удобно смотреть, не переворачивая телефон. У YouTube есть вертикальные видео, но у него и Google вообще много чего есть. Формат Instagram, в принципе, в свое время ничего нового из себя не представлял — просто фотки. Но он сделал это удобно, под вертикальный формат телефона, все к этому привыкли. Instagram — все то же самое, просто классно.

Ютьюберы придут в Instagram?

Очевидно, в Instagram придут блогеры. Инстаграмы у них есть давно, они там популярны, просто их основной площадкой был YouTube. Сейчас они взяли небольшую паузу. У меня есть друзья, которые делают контент, похожий на то, что делает Ивангай, они популярны, я с ними говорил: они взяли паузу, чтобы понять, куда это все придет, но и не хотят, чтобы на них обижался YouTube. Они рано или поздно появятся в Instagram, как появятся и более взрослые каналы, такие как «вДудь» и тому подобное. Как у YouTube есть свои звезды, также у Instagram появятся свои звезды IGTV. Контент будет дублироваться на всех площадках, все видео будут сниматься и монтироваться так, чтобы можно было готовить под два стандарта.

Инстаграмерам сложно перетащить свою аудиторию на YouTube. Даже если аккаунт очень популярен — несколько миллионов пользователей, как у моих друзей, — они все равно, рекламируя свои ютьюб-видео и в сториз, и в постах, и где только можно, максимум собирают 30 тысяч просмотров. А это мало для YouTube — потому что конверсия Instagram в YouTube сложная. А теперь появилась возможность выкладывать хороший контент на свою же аудиторию, которую не нужно никуда уводить. Думаю, все это прочувствуют и будут пользоваться. Особенно учитывая, что в Instagram вообще проблемы с качеством сториз, поэтому классно, когда открываешь и видишь качественную картинку. Единственное — грустно, что Instagram и YouTube блокируют видео за использование музыки. Я вот выложил несколько видео, и их заблокировали. Но с этим ничего не поделаешь — такая реальность у нас.

Вертикальные видео победили?

Я не считаю, что вертикальное видео победило, я считаю, что его удобнее использовать. Все понимают, что большую часть времени мы держим в руках телефон, а не компьютер или телевизор, поэтому вертикальный формат удобнее держать в руках. Судя по iOS 12 — я ее себе уже поставил, — в течение суток я беру телефон в руки раз в шесть минут, что реже среднего результата, который, по-моему, раз в три минуты.

«Сейчас уже странно, когда видишь человека, который снимает на телефон в горизонтальном формате»
Сергей Калюжный
Инстаграмер — о вертикальном видео

Это либо взрослый человек, который не активно пользуется соцсетями, либо я даже не знаю, что он потом будет с этим делать. Все снимают вертикально, потому что понимают, что это и сториз, и смотреть удобнее, и друзьям отправить.

Конечно, телевизор останется — на нем удобнее смотреть горизонтальную картинку, но на мобильных устройствах вертикальный формат будет все больше и больше отъедать долю у горизонтального формата. Это нормально — есть стандарт, который удобнее. Когда ты едешь в машине или в метро, ты можешь смотреть в вертикальном формате, если тебе удобно смотреть дома на телевизоре, например, как я смотрю YouTube, я делаю это в горизонтальном формате.

Что IGTV значит для ютьюберов

Игорь Банников
Руководитель «Афиши Видео»

Сейчас главный конкурент YouTube — это он сам, потому что среди авторов давно растет недовольство функционалом сервиса и отсутствием должного внимания к комьюнити. Поэтому конкурентом можно считать любой сервис со схожим набором опций и более высоким уровнем обратной связи.

Другой момент, что конкурировать с YouTube бесполезно и в принципе не нужно — достаточно просто создать сервис, который не заменит, а дополнит его или создаст абсолютно новое поле для деятельности тех, кто занимается видеоконтентом. Дело в том, что у каждой платформы есть своя аудитория, которая даже при самом плачевном ее состоянии будет продолжать пользоваться ее услугами: чтобы все пользователи YouTube вдруг неожиданно мигрировали на конкурентную площадку, она как минимум должна полностью заместить весь его функционал, но такой цели у Instagram точно нет. Поэтому в данном случае IGTV в первую очередь упростит жизнь уже имеющейся базе подписчиков и создаст новые дополнительные возможности для тех, кто раньше не обращал внимания на Instagram.

Уйдут ли ютьюберы в Instagram?

Вы можете себе представить ситуацию, когда видеоблогер с многомиллионной базой подписчиков на YouTube, которая растилась годами, вдруг навсегда уйдет в Instagram, просто потому что там разрешили публиковать длинные видео? Я — нет. Даже если у вас уже есть там миллионная база, довольно глупо уходить туда, бросая YouTube. Потому что обе платформы приносят радость подписчикам, а вам — деньги. Крупные видеоблогеры никуда не уйдут с площадки — при всех ее минусах, это слишком удобный сервис со своим комьюнити, отличной системой монетизации и кровно выращенной фан-базой. IGTV в данном случае просто расширит спектр вспомогательных площадок для монетизации и популяризации своего бренда. В «ВКонтакте» и Vimeo ведь тоже никто не ушел, несмотря на то, что там также можно публиковать видео, — все это существует и развивается параллельно.

Вертикальные видео победили?

Если бы это было так, мы бы уже давно смотрели все ролики в вертикальном формате, так как смартфоны, позволяющие это делать, изобрели не сегодня. В случае с IGTV вертикальные видео — это не какая-то модная фишка, а скорее логичное продолжение мобильной политики компании. Но я уверен, что многие народные умельцы научатся обходить это вот таким способом, пока Instagram не снимет столь неудобное ограничение.

«Люди привыкли смотреть горизонтальные видео, так как они позволяют получить больше информации»
Игорь Банников
Руководитель «Афиши Видео» — о вертикальных видео

И наше сознание устроено таким образом, что комфортнее видеть всю картину по горизонтали с максимально широким углом обзора — недаром в стационарном сегменте экраны телевизоров, мониторов и кинотеатров, наоборот, расширяются.

Главная загвоздка заключается в том, что создание вертикальных роликов — это дополнительные сложности для контент-мейкеров, так как при съемке стандартных горизонтальных видео (от которых никто не будет отказываться) им придется ставить дополнительную камеру, либо снимать ролики таким образом, чтобы вся основная информация располагалась в центре кадра и потом картинку можно было обрезать по краям.

Почему YouTube сам не устроил вертикальную революцию?

Потому что вертикальные видео неудобно снимать и смотреть, а у YouTube большую долю просмотров по-прежнему составляют десктопные — соответственно, у видеоблогеров нет никакого смысла создавать для данной платформы вертикальный контент.

Потому что это в первую очередь площадка для качественного студийного видеоконтента, ориентированная на большую долю пользователей со стационарными платформами, — это примерно то же самое, если бы Netflix неожиданно начал предлагать подписчикам смотреть сериалы в урезанном вертикальном формате. Вертикальные видео — это не фича, а исключительно необходимость, продиктованная формой телефона и строением человеческой ладони.

YouTube — это в первую очередь видеохостинг или, если угодно, стриминговая платформа, а Instagram — соцсеть, именно поэтому здесь все затачивается под мобильный формат. YouTube имеет смысл форсить вертикальные видео только в двух случаях: если они решат сделать ставку на мобильный сегмент или же если просто захотят чем-то ответить на данный шаг Instagram. Для YouTube нет большого смысла делать ставку на вертикальный формат, но буквально на днях они объявили на Vidcon о введении своего аналога сториз, который как раз будет в вертикальном формате, — эта фича позволит авторам делиться со своими подписчиками сиюминутными видеозарисовками.