В Государственной галерее «На Солянке» показывают больше полутора десятков задумчивых работ японских художников, которые считают волны, заставляют кубы летать и растягиваться, размышляют о радиации и невидимых духах времени. О самых интересных экспонатах рассказывает сокуратор выставки.
Катя Умнова
Сокуратор выставки

«Нам нравится название нашей выставки, в нем рифмуется очень много концепций. Эффект наблюдателя — это понятие из физики, которое означает, что зритель самим фактом своего присутствия влияет на систему, на которую он смотрит. С одной стороны, до того как он посмотрит на систему, он не может знать, в каком состоянии она находится. Но после того, как на нее посмотрит, автоматически влияет на нее. Реальность меняется в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет.

Мы можем только догадываться о том, какая Япония на самом деле, и узнать о ней мы попробовали через художников, ее наблюдателей. Но в самой Японии есть представление о динамичной вселенной, которая ежесекундно меняется под нашим взглядом.

Все художники нашего проекта работают с тонкими вещами, невидимыми глазу: кто-то размышляет о силе натяжения, кто-то о радиации и волнах. В нашей выставке есть отсылки к невидимым силам вселенной вокруг нас. Чтобы их увидеть, нужно дать им материальное воплощение».

Сойтиро Михара «Голос пустоты»

Сойтиро Михара. Колокольчик
© Дмитрий Смирнов

«В японской традиции принято считать, что колокольчик реагирует на присутствие духов. Он здесь тонкий и почти невидимый — реагирует на присутствие фонового излучения. Объект работает следующим образом: каждый раз, когда значение излучения превышает критический уровень, колокольчик приходит в движение. Это воплощение такого известного явления, как радиоактивный ветер. Если верить художнику, в других выставочных пространствах колокольчик звенел примерно раз в четыре секунды — а у нас он это делает чуть чаще».

Май Ямасита и Наото Кобаяси «1000 волн»

© Май Ямасита, Наото Кобаяси. Кадр из фильма «1000 волн»

«Эта работа — попытка посчитать тысячу волн, сидя на берегу Балтийского моря. И это интересная попытка пересчитать Вселенную: она непрерывна по определению, но художники пытаются придать ей дискретные значения — попытка совершенно абсурдная, но в то же время смелая».

Аки Сасамото «Тест на растяжение корзины для мусора»

Аки Сасамото. Тест на прочность
© Ирина Полярная

«Именитая перфомансистка в своих работах обычно исследует различные материалы. В этом случае она вдохновлялась машиной, которая тестировала различные материалы на прочность. Здесь мы видим кусок голубого пластика, который через минуту станет совершенно прозрачным».

Аки Сасамото «Тест на гибкость сталь/латунь»

«Изменение такое медленное, что кажется, будто ничего не происходит. Но на самом деле прутья растягиваются и в самый неожиданный момент начинают рваться.

Здесь Аки исследует метафору предельной точки — человеческого состояния, о котором можно размышлять, прибегая к английским терминам. Слово stress в английском языке, как и в работе художницы, одновременно означает и напряжение материала, и стресс человеческий».

ShimuraBros. «Рентгеновский фильм книги художника Олафура Элиассона «Твой дом»

ShimuraBros. Рентгеновский фильм книги художника Олафура Элиассона «Твой дом»
© Ирина Полярная

«Эти двое художников — брат и сестра. Они работают в студии Олафура Элиассона.

Эта работа — документация книги Олафура под названием «Твой дом». Сама книга представляет собой серию пустот, форма которых — дом и его планировка. Книга сложно устроена: ее нельзя открыть на случайном месте, нужно смотреть в строгом порядке — пролистывать страницу за страницей и следить, как этот дом меняется.

Олафур поставил команде задачу придумать способ креативной документации книги. Этот дуэт и раньше работал с рентгеном, и они подумали, что здесь тоже интересно попробовать его применить. Эта работа по сути своей представляет собой точно такую же документацию пустоты, как и другие работы нашего проекта, поскольку книга состоит из прорезей. Рентген снимает полости с разного ракурса — спереди, сверху, сбоку».

Ясуаки Ониси «Вертикальный объем. Соль»

Ясуаки Ониси. Вертикальный объем. Соль
© Ирина Полярная

«Вариация работы «Вертикальный объем» специально подготовлена для нашего пространства и оттого называется «Соль». В своих работах Ясуаки дает материализацию пустоты, много экспериментирует со временем и представлением негативного пространства. А еще он часто работает с черным клеем: можно вспомнить его известную работу с парящим под потолком листом пластика.

Процесс создания «Соли» интересен: Ясуаки собирает вместе коробки определенной формы, потом покрывает их пластиком, фиксирует лист клеем и ждет. Затем убирает пустые коробки и ставит их в новое место. Такая работа — некая фиксация пустоты, которая требует бережного подхода.

Когда Ониси был у нас, он рассказывал о своих ранних работах, которые делал, обучаясь на скульптора — Ясуаки покрывал различные предметы слоем черного клея, — и показал нам совершенно узнаваемый объект: крошечную оболочку от цветка брокколи. Когда мы спросили его: «Как же ты достал оттуда брокколи?» — он ответил очень просто: «Время».

Дзюнити Ямаока «Куб-трансформер»

Дзюнити Ямаока. Куб-трансформер
© Дмитрий Смирнов

«Это молодой и дерзкий японский художник, который работает с программированием и разными медиа. Здесь мы видим физическое воплощение разных компьютерных моделей. Этот куб с определенной периодичностью и показывает нам растяжение фигуры — рифмуясь с работой Сасамото, которая использовала растяжение и искала точку предела, за которой все рвется. А здесь мы видим переход куба из одного замоделированного состояния в другое.

Самое интересное — это как раз сам переход. Морфирование куба показывает нам разницу между дискретным и непрерывным. Нам кажется, что здесь запрограммирован какой-то ряд моделей, но переход между ними абсолютно реален и физически воплощен — тем самым помещая подготовленную модель в реальность».

Акихико Танигути «Объекты слишком много думают»

«Это серия скульптур — объект под серией A. В нашем случае вполне реальный вентилятор раздувает в виртуальном мире салфетку. Акихико исследует взаимодействие объектов из двух миров — реального и цифрового. Одна из скульптур этой серии предполагала, что на айпэд льется вода и благодаря воде в текстовом редакторе появляются случайные надписи. Возвращаясь к нашей первоначальной идее, можно сказать, что работы Акихико дают материальную форму виртуальному миру».

Выставка
Новая Япония
  • Где
  • Когда с 27.04.2018 по 21.06.2018
  • Адрес Солянка, 1/2, стр. 2, вход с улицы Забелина
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!