Кирилл Кто «Нигде не тусуюсь, ничем не интересуюсь»
Кирилл Кто в особом представлении не нуждается: его поэтические стены становятся объектами пристального внимания, а галереи с радостью размещают не только его работы, но даже мозаики его мамы. В последнее время, правда, критика общества и политики в произведениях Кирилла сменились апатией и критикой галерей («Это интересно, потому что нечто подобное встречается на улице») — но ироничное заявление о себе вполне сможет стать универсальным девизом каждого. В серии 25 отпечатков — для справедливости нужно заметить, что уникальные работы Кирилла стоят в сотню раз дороже.
Графика Алексея Мартинса
Алексей Мартинс — художник с очень обаятельной историей: он родился в Красноярске, любил Бойса (который, как мы помним, в одном из перформансов рассказывал об искусстве мертвому зайцу) и вдогонку работе великого художника не брал денег с попутчиков — но заставлял их послушать о современном искусстве. Проект «Как рассказать об искусстве сибирскому городу» вошел в лонг-лист премии Кандинского. Этим летом Мартинс сжег сто своих деревянных скульптур в Никола-Ленивце во время «Архстояния». Вокруг маленьких костров собирались люди — и эта акция стала одним из самых красивых событий фестиваля. Еще одна большая удача этого года у художника — участие в 7-й Московской биеннале, так что заснеженные работы, напоминающие о пространстве сибирской пустоты, самое время покупать, пока цены на них не взлетели.
Сумки из баннерной ткани
Что касается сувениров, то тут, как ни удивительно, Пушкинский музей впереди планеты всей: по крайней мере, первым додумался шить сумки из своих огромных баннеров, которые украшают фасад для каждой выставки. Узор на сумках не повторяется, и самые красивые, бесспорно, с выставок Рембрандта и коллекции авангардистов, затерянных в одном из самых удивительных музеев мира — городе Нукусе, что расположен в пустыне Узбекистана.
Значок 7-й Московской биеннале
У биеннале в этом году сувенирной продукции не было, зато к Новому году можно прикупить значок с ее заглавным символом — деревом, которое воплощает в себе кураторскую тему японки Юко Хасегавы «Заоблачные леса». Значок служит не просто для красоты: к нему прилагается месяц премиум-подписки на Bookmate. С ней можно читать любые книги на разных языках, в том числе полку с подборкой рекомендаций от Московской биеннале и даже комиксы по «Звездным войнам».
Таус Махачева. Ложка «Супильтар»
Изрядная доля ироничных проектов Таус связана с кулинарией: своим зрителям она предлагала отведать торт в форме Каспийского моря, съедобную посуду с несъедобным куском свадебного торта, волшебный шар со стертым евро, а для Триеннале современного искусства в музее «Гараж» придумала специальное меню. Консоме «Барятинский» уже не отведать, а вот ложку, которую к нему подавали, при желании можно прикупить — она повторяет традиционный предмет кубачинской посуды, рассчитанный на то, чтобы мужчины, поедая суп, не вымочили свои роскошные усы. Посмотреть на ложку можно сейчас и в музее — на выставке художницы в ММОМА на Петровке до 4 февраля
Брошь Тани Пеникер
Первая персональная выставка Тани Пеникер на «Винзаводе» прошла, когда художнице было всего 17 лет, — и с тех пор ее работы со строгими геометрическими фигурами и фантастическими зверями разошлись по частным коллекциям в России и Америке. Разгадывать сложную систему авторской мифологии за ее серией брошей точно не стоит: как раз тот случай, когда достаточно порадоваться педантичной прорисовке деталей, иронии автора и прицепить себе арт-объект на пальто.
Валерий Чтак «მოსკოვი»
У Чтака была целая выставка в пространстве галереи Vladey про города: панельные пятиэтажки на сером фоне, с виду одинаковые, были подписаны то Самарой, то Санкт-Петербургом, то Тбилиси. Те работы стоили по 300 евро минимум; к Новому году экс-член группы «Радек» и один из самых ироничных художников, вдохновляющихся эстетикой стрит-арта, подготовил серийную печать того же панельного жилья, но на черном фоне — и уже с надписью «Москови», то есть «Москва».
Дмитрий Булныгин. Из проекта «Потекло»
Плавящаяся пятиэтажка была в этом году показана среди других тающих архитектурных объектов — от фабрики до церкви — в галерее «Триумф». Мягкая скульптура бывшего архитектора и пионера новых медиа напоминает об ироничных скульптурах Эрвина Вурма и обретает новый смысл в шуме разговоров о реновации.
Эль Лисицкий. Каталог
Самый красивый каталог года к выставке, которая захватила сразу два музея одновременно: Третьяковку и Еврейский. Перед художниками каталога ставилась строгая задача не копировать приемы одного из отцов-основателей книжного дизайна XX века. В итоге вышло лаконичное и подробное издание, охватывающее все направления работы универсального художника — включая архитектуру, фотомонтаж, конечно же, знаменитые «Проуны» и работы, связанные с новым открытием еврейской традиции. Статьи для каталога писали знатные специалисты по Лисицкому — куратор выставки Татьяна Горячева, куратор отдела русского искусства в Музее Ван Аббе в Эйндховене Виллем Ян Рендерс, а также профессор Высшей художественной школы в Касселе Кай-Уве Хемкен.
Зажигалка Zippo Good Mother
400 проектов главного американского панк-концептуалиста Реймонда Петтибона, протестовавшего против социального неравенства и Вьетнамской войны, вдохновлявшегося комиксами и субкультурой, стали, пожалуй, самым подробным и поэтичным выставочным проектом года, цитаты которого хотелось добавлять себе в правила жизни. Для надежности их можно держать перед глазами постоянно — как на этой зажигалке, которая напоминает, что, черт возьми, дорогие все, перед искусством у вас тоже есть обязательства.