Большой международный коллектив ученых, работающих над проектом «Культура шимпанзе», опубликовал в авторитетном научном журнале Nature статью о своем открытии: у нескольких популяций человекообразных обезьян в Западной Африке обнаружено поведение, которое может быть интерпретировано как ритуальное.
Исследователи приметили в лесу деревья, в которых дупла были завалены камнями, и стали наблюдать за ними. Выяснилось, что камни бросают в деревья крупные взрослые самцы шимпанзе, причем делают они это не как попало, а с соблюдением определенной процедуры: подошел, огляделся, заорал во весь голос, бросил камень изо всех сил, пошел дальше.
Ученые осторожно сравнивают это поведение с человеческими ритуалами, которые тоже обычно привязаны к определенному месту и имеют четкую процедуру.
Человекообразные обезьяны тысячелетиями используют камни как орудия труда (например, колют ими орехи). Они умеют не только палкой добывать из земли вкусных муравьев, но и обучать этому своих детей. Более того, в разных популяциях детей учат разным техникам добывания еды, что позволяет некоторым исследователям говорить даже о различных обезьяньих «культурах». У них довольно сложная социальная организация и развитая сигнальная система. Горилла Коко, живущая в неволе, оказалась способна даже освоить человеческий язык (жестовый, поскольку строение гортани не позволяет ей членораздельно говорить). В 2007 году группа ученых во главе с Хулио Меркадером в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences даже использовала применительно к шимпанзе термин «каменный век».
Долгосрочные наблюдения (14–17 месяцев) за поведением шимпанзе с 2011 по 2014 год в 11 популяциях Западной Африки показали, что в четырех из них животные практикуют метание камней в стволы деревьев, а также устраивают склады камней вокруг деревьев или в полостях стволов у их основания. Такое поведение никоим образом не связано с использованием камней для добычи пищи. Его можно интерпретировать как своеобразную ритуальную демонстрацию, сходную с барабанным боем о стволы деревьев (ранее такое поведение было описано в различных популяциях). Однако хранение камней вблизи конкретных деревьев, по мнению авторов статьи в журнале Nature, больше напоминает использование камней в ритуальных целях у человека.
Камни, обозначающие священные места, ритуальные захоронения и прочие культурно маркированные пространства — классический объект археологических исследований. Авторы полагают, что ритуальное поведение шимпанзе сохраняется в каждой конкретной популяции, передается из поколения в поколение и может являться аналогом ритуальных сайтов. Принципиально важным в этом открытии является именно факт отсутствия какой-либо «выгоды» от этого поведения для шимпанзе-исполнителя.
По-видимому, орудийная деятельность обезьян (включая макак, капуцинов и человекообразных — орангутанов, шимпанзе и бонобо) — явление гораздо более распространенное и значимое, чем представлялось ранее. Все чаще в научной литературе используются понятия «культура шимпанзе», «археологические сайты шимпанзе». Все больше эмпирических подтверждений обоснованности такого подхода находят полевые приматологи. Принимая во внимание новейшие результаты палеоантропологических исследований в Африке, все эти факты подводят нас к исключительно важным выводам: способностью к орудийной деятельности, вероятно, обладал общий предок человека и шимпанзе; шимпанзе используют орудия в гораздо более широком контексте, не ограничиваясь только пищедобывающей сферой; данные о ритуальном накоплении камней у корней деревьев в отдельных популяциях шимпанзе могут помочь археологам лучше понять и проследить развитие феномена поклонения священным местам у предков человека.
Вряд ли открытие такого поведения у шимпанзе радикально меняет наши представления об эволюции обезьян. Скорее добавляет штрихи к их «интеллектуальному портрету». А также наводит на мысли о том, как возникли различные формы поведения, которые мы считаем чисто человеческими. Конечно, интерпретировать такие открытия нужно очень осторожно. Мы не знаем, зачем шимпанзе это делают. Проще всего объяснить такое кидание камней некой «ритуальной практикой». Но могут быть и иные объяснения. Сами авторы, например, предполагают, что громкий звук, издаваемый камнями при ударе о дерево, для обезьян может быть формой демонстрации.
Использование каменных орудий труда — это еще не каменный век. Каменный век предполагает изготовление каменных орудий, прежде всего чопперов. Это галька, которую несколько раз стукнули так, что в результате сколов получился режущий край. Шимпанзе используют камни в готовом виде, не обрабатывая их. Так что это скорее период, который у наших предков предшествовал раннему палеолиту.
«Догоняют» ли нас обезьяны эволюционно? Вряд ли. Просто мы еще далеко не все о них знаем.
То, что это называют ритуальным поведением, — это авторская интерпретация, а не научный факт. Наличие в этом поведении символического смысла может быть только домыслено. Какой смысл в это вкладывают шимпанзе — мы не знаем. Это может быть интерпретировано, например, как игра.
Вот представьте. Мы обнаружили, что в лесочке около какой-нибудь среднерусской деревни мальчишки швыряют камни в какое-то дерево. Приходят иногда компаниями, иногда с девочками, иногда поодиночке — идет, смотрит: вот наше камнекидательное дерево — швырк камнем и дальше пошел. Мое предположение: мотивация и вся психологическая основа этого поведения у шимпанзе точно такая же, как у человеческих детей в этой ситуации, — им, что называется, по приколу швырять камни, это такая общепринятая забава. В детских забавах тоже может быть элемент демонстрации силы, ловкости, высокого статуса: я лучше всех швыряюсь камнями, вот какой я крутой!
До стадии раннего палеолита обезьяны явно не дотягивают: изготовления каменных орудий у них не обнаружено, они пользуются почти исключительно найденными камнями, не обрабатывая их специально. Предполагается, что наши предки тоже начинали с этого.
Человекообразные обезьяны близки к человеку по своим когнитивным способностям и при целенаправленном обучении со стороны человека достигают уровня интеллектуального развития, сопоставимого с уровнем двухлетнего ребенка. Дальше уже не хватает их мозгов.
В тех крошечных обезьяньих популяциях, которые остались сейчас, прогрессивная эволюция уже практически невозможна. И люди кругом, и охотятся на них, и леса вырубают. В этих условиях они могут только вымереть и никого никогда не «догонят».
Можно себе представить такой грандиозный эксперимент. В нем должны участвовать большущие популяции обезьян (шимпанзе, бонобо), по много тысяч особей. Вообразите себе такое чудо: выделили пол-Африки под заповедник для шимпанзе и горилл, чтобы они там могли спокойно эволюционировать. В принципе, вполне реально, что они бы стали эволюционировать в ту же сторону, что и наши предки в свое время. Только нужно, чтобы условия были таковы, чтобы самые умные оставляли больше всех потомства. А это не дается по умолчанию. По-видимому, у большинства приматов отбор на «поумнение» не был таким сильным, как у наших предков. Наши предки попали в какие-то особые условия, у них сложилась особая структура социума, в которой очень выгодно быть умным. И стал увеличиваться мозг. Вот если бы поставить шимпанзе в такие условия, то, я думаю, и у них за пару миллионов лет можно было бы добиться развития интеллекта, похожего на наш. Но на практике это неосуществимо. Тем более что и ниша уже занята.