— Вы пользовались Siri или Google Now, помощниками, у которых есть русскоязычный голосовой интерфейс?
— Нет, не пользовалась.
— А успели уже поговорить с Алисой?
— Успела поговорить, только когда мне включали пробные записи в течение рабочего процесса. И дома показала. Но никто не оценил: мой папа вообще не понял, в чем прикол, а дочка сказала: «О, здорово, теперь я тоже могу сама с собой разговаривать?» Она подумала, что теперь каждый может взять телефон и сам с собой поговорить. После этого еще ни разу не включала.
— Как проходила запись для голосового помощника? Вы сидели перед микрофоном домаАктриса Сьюзан Беннет, озвучившая первую версию Siri, рассказывала, что записывала реплики для помощницы в домашней студии. или приходили в студию? Что происходило потом?
— Все как всегда: я приходила в студию, сидела перед микрофоном, зачитывала много текста. А за стеклом сидели несколько человек: звукорежиссер, представитель «Яндекса», редактор, и периодически собирался такой консилиум. Я не знаю, что они слушали и на что смотрели. Они корректировали меня и показывали промежуточный результат работы.
— Вы что‑то надиктовали, и тут приходит этот консилиум и говорит: «Нужно исправить». Что, например?
— Например, попадались отрывки из художественной литературы. Я их начинала читать от себя, как меня в школе актерского мастерства учили (смеется), как от лица автора, не ровно и безжизненно, а сразу прилипала к тексту и вживалась в роль. На что меня деликатно поправляли: «Нет-нет, так делать не надо». Как раз нужно наоборот: с душой, но поровнее.
— Какие тексты зачитывали? Только художественные?
— Текст был разный: были отрывки из художественных произведений, были звуки, были правильные слова, были слова с ошибками, с неправильной падежностью. Я говорила: «Тут же грамматическая ошибка, так нельзя». «Нет, вот нужно именно вот так, чтобы получилось что‑то». А я как диктор волновалась — как скажу с ошибкой, а мне потом скажут: «Тань, ты говоришь неправильно».
— Помните, какие произведения были?
— Разные отрывки были, я всех не упомню. И Лев Толстой был, что‑то из «Войны и мира», и русская классика, и нужно было разговаривать как автоответчик, и с настроением, и о погоде.
— Актриса, которая озвучивала Siri, говорила, что ей приходилось зачитывать бессмысленные фразыВот пример текста, который зачитывали для Siri: «Malitia oi hallucinate, buckry ockra ooze, cathexis fefatelly sexual ease stump, say the shrodding again, say the shroding again, say the shreeding again, say the shriding again, say the shrading again, say the shrudding again»..
— Были какие‑то абракадабровские предложения, непонятные или несвязанные слова, предложения, которые не имеют ни начала, ни конца. Ты даже не поймешь, как их читать! Как бы ты хорошо ни читал, все равно не сможешь эту абракадабру прочитать нейтрально. Я-то не искусственный интеллект, не машина, поэтому подсознательно искала какой‑то смысл, где паузу поставить, где, может быть, есть запятая. Я говорю: «А кто такой дурацкий текст дал?! Вот абракадабра!» Мне говорят: «Это программа выдает такой текст». Они все, что я начитала, забрасывали в программу, а она этот текст обрабатывала, резала и выдавала следующий фрагмент. Мне очень трудно было это в голове поместить и понять: «Какая программа? Почему она так режет? Почему такой текст выдает?»
— То есть отрывки из книг и абракадабра?
— Попадались очень профессиональные слова, какая‑нибудь врачебная терминология. Думаешь: «Господи, ну я-то этих слов не знаю!» Это не просто «переливание крови», «пробирка», «шприц», а названия заболеваний, что‑то на латыни. Очень редко попадались матерные слова. Но по поводу мата мне было дано на откуп: «Хочешь, Таня, произноси, хочешь — не произноси». Я их не произносила, но программа, думаю, все равно порежет так, как ей надо (смеется).
— Алиса довольно сдержанно реагирует на мат: она делает замечание и спрашивает: «А вы с родителями тоже так разговариваете?»
— Видите, а мне программа выплевывала мат, она сама его откуда‑то набирала. Но эти слова были не к тому, что я матом буду отвечать. Рассчитано, что Алиса будет помощницей для любого человека, что ее может слушать ребенок. Порой нельзя было сделать какой‑нибудь интонационный закидон, потому что не знаешь, с кем беседуешь: с мужчиной, с женщиной или с ребенком. В том-то и сложность. Это не как компьютерная играТатьяна озвучила Нейроматрицу из Destiny 2, Phantom Assassin из Dota 2, Роковую вдову из Overwatch, Йеннифер из игры «Ведьмак 3: Дикая охота» и других персонажей., где примерно знаю, какой я персонаж.
— Сколько это длилось? Полгода-год?
— Долго. Начинали где‑то зимой. Это шло периодами: собираемся и пишем, потом перерыв — и через время меня зовут на другой этап, например, писать только звуки. Были простые тексты. Мы их писали раза четыре в неделю по несколько часов. Сначала пробовали записать быстрее, а потом — нет, слышно, что голос уставший, слышно, что голос больной, что не отдыхала. А ведь нужно придерживаться одной тональности. Поэтому много материала машина выбросила в помойное ведро, он не соответствовал уровню. Были разные сроки: февраль–март, потом решили, что это где‑то сентябрь–октябрь.
— В первый день работы Алисы люди заметили, что она понимает жаргон. Приходилось зачитывать жаргонные фразы?
— Да, что‑то такое было, что‑то такое резало слух. Мы тоже удивлялись, но читали. Не знаю, в каком они остались варианте: в первозданном виде или в порезанном.
— Актриса, которая озвучивала Siri, рассказывала, что ей даже не сообщили, зачем нужна ее запись, поэтому было тяжело работать и иногда кажется, что у Siri уставший голос.
— Мне кажется, в моем голосе не должна слышаться усталость. Я люблю свою работу, и меня не утомляет большой объем. Любая работа диктора — озвучивание фильма, компьютерной игры, документальная программа — это много текста. А на работе я отдыхаю. Это я дома устаю от воспитания ребенка и оттого, что нужно успеть то-то, пятое, двадцатое.
— Она говорила, только через два года узнала, что диктовала текст для Siri.
— Да? Интересно. Мне сразу сказали, кто я, что мы делаем и для чего.
— Было какое‑то прослушивание?
— Не знаю, наверное, что‑то было, но меня не кастинговали. Мне позвонили и сказали: «Таня, вы озвучивали фильм „Она“. У нас есть к вам предложение…» У них есть другие наработки, были другие исполнители, часы, наработанные другими актерами и актрисами. Мне было очень лестно, что меня утвердили на этот проект. Все тестовые записи были в самом начале, если бы я не подошла, то они бы сразу сказали и позвали другую.
— Вот у помощницы Cortana есть аватар — персонаж из игр серии Halo. С кем мы можем ассоциировать Алису?
— [Сначала была ассоциация с фильмом «Она»], а потом появилась Алиса Селезнева Кира Булычева, миелофонУстройство для чтения чужих мыслей в фантастических романах Кира Булычева., «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», что‑то потустороннее. Это должен быть доброжелательный помощник, друг. Но не просто друг-няшка, а где‑то и с чувством юмора. Что‑то должно быть живое.
— У Алисы есть характер: кому‑то она показалось грубой, кому‑то дерзкой. Она могла передразнивать человека, настаивать на своем.
— А разве это плохо?
— Наоборот, интересно.
— Смотря кто Алисе задал какой вопрос. Я же не знаю, почему Алиса грубовато ответила (смеется). Это хорошо, мне кажется, разве нет?
— Вы похожи характерами?
— Из того, что вы описали… Ну у Алисы при всем при этом есть хорошее. А у меня, наверное, много отрицательных черт характера. Я, наверное, похуже буду, чем Алиса моя. Мне есть над чем работать, буду брать с нее пример.
— Были какие‑то моменты, по поводу которых вы спорили? Как произносить, с какой интонацией говорить?
— Иногда упирались из‑за чего‑то, ссорились, особенно когда уставали. Но там и не нужно было упираться. Если бы мы писали дубляж, то да: «Здесь только такая интонация, потому что она же отвечает вот так». А мне не на что отвечать, у меня не было того, кто мне говорит, нет диалога. Был один этап, когда сказали: «Вот это нужно сказать, будто ты разочарована, вот такое «Ого».
— Вас не пугает, что теперь вашим голосом говорит какой‑то робот? Ваш голос будто принадлежит не только вам.
— Нет, не пугает. Может, кто‑то будет обижать Алису или в чем‑то ее упрекать, но я к этому тоже отношусь нормально.
— А представьте, лет через двадцать ей дадут более совершенный интеллект, она заживет своей жизнью, и получится, что в мире появится разумное существо с вашим голосом.
— Меня это не пугает. Мой голос будет увековечен, а я на тот момент состарюсь и буду хрипеть, как старая карга. Дай ей Бог здоровья.