Несмотря на то что сага о муми-троллях — одно из главных национальных достояний Финляндии, до недавнего момента посвященного ей музея здесь не было (детский развлекательный парк в Наантали не в счет). Более того, когда в середине 1980-х Туве Янссон решила передать коллекцию своих иллюстраций одному из музеев Хельсинки, ей отказали — что было особенно досадно, поскольку Янссон всегда хотела, чтобы ее воспринимали в первую очередь как художника. Зато интерес проявил Художественный музей Тампере, где в то время готовилась выставка Тууликки Пиетеля, графического дизайнера и подруги Янссон, с которой писательница прожила больше 40 лет. В итоге музей получил рисунки Янссон и стал показывать их на первом этаже центральной библиотеки Метсо (к слову, городской достопримечательности — ее построил важный финский архитектор Рейми Пиетеля, брат Туулики). Несколько лет назад библиотеку отправили на реставрацию, а следом оформилась идея самостоятельного Музея муми-троллей, который победно открылся к столетию независимости Финляндии.
Домом Музею муми-троллей стал конгресс-центр Тампере-тало. Еще в 2005 году, по случаю 60-летия со дня выхода первой книги Янссон, рядом со зданием появился крохотный памятник Муми-троллю, которому поклоняются японские туристы: они наряжают его в разные костюмчики и делают памятные фотографии. Предполагается, что львиную долю иностранных посетителей музея составят именно японцы: у них кавайные герои Янссон — предмет особого культа, сравнимого с неистовой любовью к Тоторо. В Токио открыто множество специализированных сувенирных магазинов и целых три муми-кафе, но настоящие фанаты считают своим долгом побывать на родине Муми-тролль-сана.
Музей открывает зона с экраном, на котором крутят видеоликбез о биографии и творчестве Туве Янссон. Начинается все с детских фотографий: Туве родилась в Хельсинки в семье известного скульптора Виктора Янссона и иллюстратора Сигне Хаммарстен — никто не сомневался, что она и ее младшие братья Пер Олов и Ларс будут заниматься искусством. Все пошло по плану: первый стал фотографом, второй — художником: Ларс продолжил рисовать комиксы о муми-троллях в тот момент, когда самой Туве они наскучили. Собственно, богемные, обожающие пирушки, домашние спектакли и путешествия муми-тролли — это семья Янссон, а характеры самолюбивого, поглощенного своим творчеством Муми-папы и всепрощающей практичной Муми-мамы, несомненно, списаны с ее родителей. Показывают в нарезке кадров и прообраз Муми-тролля, нарисованный Туве-подростком на стене дачного туалета. Тот тролль был тощ, уныл и длиннонос — похожим образом он выглядел и в первых книгах, превратившись в симпатичного толстячка уже позднее.
Экспозиция построена как рассказ обо всех 12 книгах муми-саги — от самой первой, «Маленькие тролли и большое наводнение», до последней и самой грустной — «В конце ноября». К каждой из них подобраны оригинальные иллюстрации Янссон — как правило, это маленькие, не больше почтовой открытки, рисунки тушью. Всего их выставлено около 400, но вся коллекция включает 2000 работ — остальное будут показывать на временных выставках, первая из которых откроется в августе. Обстоятельства создания цикла — например, то, что книга «Муми-тролль и комета» написана под впечатлением от бомбежек Хиросимы и Нагасаки, — изложены на информационных дисплеях и в печатном путеводителе по музею, который можно взять при входе (все продублировано на русском).
Отдельная часть экспозиции — портретная галерея обитателей Муми-дола. Если сами муми-тролли — это семья Янссон, то остальные герои нередко списаны с людей из ее ближайшего окружения. Снусмумрик — бывший жених Туве, журналист и политик Атос Виртанен, с которым она сохранила дружбу, несмотря на расторгнутую помолвку. В шляпу Снусмумрик наряжен именно потому, что в ней любил щеголять Виртанен. Парочка Тофсла и Вифсла родилась по следам романа Янссон с Вивикой Бандлер — театральным режиссером, вместе с которой она работала над первой постановкой пьесы о муми-троллях. Связь с женщиной (Бандлер к тому же была замужем) в те годы вызывала неприятие — и Тофслу с Вислу, говорящих на собственном тарабарском языке, не понимают окружающие, а прекрасный рубин, который они прячут от всех в чемодане, можно трактовать как символ любви, которую приходится скрывать. Наконец, рассудительная и независимая Туу-тикки — это Туулики Пиетиля: ее характер, ее гардероб (Туу-тикки носит брюки, полосатый свитер и берет — так чаще всего одевалась сама Тууликки), ее любовь к рыбалке. Этот персонаж впервые появляется в «Волшебной зиме», истории об одиночестве, взрослении и смерти, — Янссон писала ее в момент творческого кризиса, устав от выдуманной вселенной. Но в это же время начались ее отношения с Пиетиля, которая помогла ей заново поверить в себя и в своих героев — и так же в книге Туу-тикки поддерживает Муми-тролля добрыми советами и горячим супом.
Иллюстрации Янссон дополняют около 30 скульптурных сценок по мотивам муми-саги, сделанных Тууликки Пиетиля в стиле, напоминающем о советских кукольных мультфильмах. Рассматривать композиции, работать над которыми Пиетеля помогала сама Янссон и их друг, врач Пентти Эйстола, особенно любопытно дотошным читателям — зачастую они отходят от канона, например включают персонажей, которые отсутствуют в книге. Гвоздь этой серии — 2,5-метровый дом муми-семейства, созданный во всех подробностях: можно увидеть, какие соленья хранит в погребе Муми-мама и как обставлена гостиная.
Музей погружен в темноту — прямой свет губителен для хрупкой графики, но вынужденный полумрак обыграли с помощью звукового дизайна: со всех сторон раздаются скрипы, шорохи и попискивания, создающие таинственную атмосферу. За волшебство отвечают и зона с огромной галькой, и эффектная подвесная инсталляция из пластиковых бусин, сделанная финской художницей Ханной Вихрияля, — это отсылка к комете, напугавшей муми-троллей во второй книге серии.
Экспозицию местами оживляет анимация: по одной стене бегут, взявшись за лапки, Тофсла и Вифсла, на другой вылезает из коробки злобная Малышка Мю. Самая занятная выдумка — уголок с проекцией выводка хатифнаттов под грозовыми облаками: если к ним прикоснуться, то они, как и положено хатифнаттам, начинают испускать электрические разряды. Еще один интерактивный уголок вдохновлен шляпой волшебника из одноименной книги — это мини-тоннель, где с тенью вошедшего происходят разные трансформации. Всем перечисленным музей не ограничивается — в придачу к самой выставке работает читальный зал, где можно полистать винтажные и новые книги о муми-троллях на всех языках, на которые их когда-либо переводили.
Также к музею прилагается сувенирный магазин, где продаются открытки и постеры с рисунками Туве Янссон, книги и всевозможные вещицы с муми-троллями — от чашек знаменитой финской фабрики Arabia и ламп в виде хатифнаттов до игрушечного муми-дома — пусть не такого большого, как в музее, но тоже вполне подробного. Самые вдохновенные покупатели, разумеется, японцы.
Точный адрес и время работы Музея муми-троллей можно узнать на сайте.