В «Гоголь-центр» пришел ОМОН с обысками. Кирилла Серебренникова увезли в Следственный комитет, его статус по делу о хищении бюджетных средств пока непонятен. Об абсурдности обвинений и закономерности прессинга самого свободолюбивого театра — Алексей Киселев.

Пять лет назад я пробирался через смрадные закоулки у Курского вокзала на спектакль в Театр им. Гоголя. В тот вечер показывали «Безобразную Эльзу» — один из самых беспомощных и бессмысленных спектаклей, что мне доводилось видеть. Вялая мелодрама, какие сочиняли когда-то для бульварных театров на один сезон. Неизвестным науке способом в репертуаре Театра имени Гоголя она держалась уже больше 30 лет. В почти пустом зале — взвод скучающих солдат-срочников и несколько льготниц.

Тем же летом Кирилл Серебренников, режиссер на пике формы, главный театральный ньюсмейкер города, если не страны, получает от Сергея Капкова приглашение возглавить театр. И не какой-нибудь из простаивающих гигантов в центре города, а заскорузлый Гоголевский.

Сегодня вечером у «Гоголь-центра», за пять лет (да что за пять, почти сразу) ставшего одним из эпицентров культуры в городе, собираются сотни людей разных поколений и профессий. Это зрители одного из самых живых, энергичных и свободных театров страны: писатели, поэты, музыканты, художники, студенты, бизнесмены, юристы, журналисты. Собираются люди, потому что, как написал сегодня Михаил Барышников, «художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен». На пути к театру от вокзала они пройдут мимо свежего квартала «Арма», мимо окошек с кофе с собой и велопарковок. За эти пять лет «Гоголь-центр» со своими фестивалями, лекциями, книжными лавками и вайфаем, став местом притяжения новых художественных сил и новой публики, заразил созидательной энергией всю территорию от «Винзавода» до кинотеатра «35ММ».

Подробности по теме
Состояние театра
Как Кирилл Серебренников перевернул современный театр
Как Кирилл Серебренников перевернул современный театр

Сегодня днем в «Гоголь-центр» приехали сотрудники силовых структур, прервали репетицию спектакля «Шекспир» Евгения Кулагина, отобрали телефоны у всех работников театра, устроили обыск. Параллельно прошли обыски в 17 местах, включая квартиру Кирилла Серебренникова.

Источники РБК сообщают об уголовном деле о хищении 1 млн рублей. В других СМИ без указания источника называется сумма $35 млн. «Коммерсант» предполагает, что речь идет о хищении бюджетных средств, выделенных для проекта «Платформа» в 2011 и 2013 годах. Тогда на «Винзаводе» гремелиЧто писала «Афиша»«Платформа» — просторный зал на «Винзаводе» с трансформирующимися зрительскими рядами — была придумана Кириллом Серебренниковым как место встречи театра с современным искусством. Здесь свои первые спектакли давала «Седьмая студия», будучи еще курсом Школы-студии МХАТ. С переездом команды Серебренникова в «Гоголь-центр» в 2012 году силы распределились по четырем направлениям следующим образом: театральную программу курирует Марина Давыдова, за музыку отвечает Александр Маноцков, под ведомством Анны Абалихиной проходят танцевальные проекты, а Анна Беляева приводит сюда медиаперформеров». премьеры опер современных композиторов, мультимедийные эксперименты хореографов и художников со всего мира; это была высококлассная прогрессивная площадка перформативного искусства, каких в городе, вообще-то, больше нет. Что на самом деле послужило поводом для такой масштабной спецоперации в духе захвата какого-нибудь наркокартеля, официально не сообщается — и это уже о многом говорит. Разумеется, сперва нужно провести обыски, чтобы найти, в чем обвинить.

Подробности по теме
Кинотавр-2016
Кирилл Серебренников: «Это не я всех бешу. Они сами себя бесят»
Кирилл Серебренников: «Это не я всех бешу. Они сами себя бесят»

Абсурд ситуации в том, что театр, уж тем более драматический, не то место, где можно похитить деньги. Тем более «в особо крупных размерах». Театральное дело по своей природе убыточно. И лучше всех об этом известно Департаменту культуры и Минкульту, не только стремительно все сокращающим и «оптимизирующим», но требующим отчетности у подведомственных учреждений за каждую копейку.

Кирилл Серебренников неудобен. Художественная политика «Гоголь-центра» с его мощными высказываниями в духе недавнего спектакля «Похороны Сталина» идет вразрез с горячо поддерживаемыми властями реставрацией сталинизма, установками памятников Владимиру и Ивану Грозному. Спектакль «Без страха» по Фассбиндеру — об ужасе нетерпимости. «Машина Мюллер»  — о тоталитаризме нормы. «Кому на Руси жить хорошо» — о парадоксе патриотизма. «(М)ученик» — о религиозном фанатизме.

Подробности по теме
Театр
Серебренников, Богомолов и Спивакова — о «Машине Мюллер»
Серебренников, Богомолов и Спивакова — о «Машине Мюллер»

Это спектакли редкой силы, красоты и целостности, которые могут нравиться или не нравиться, но попробуйте достать билет в день показа; тут всегда аншлаг.

Кирилл Серебренников неконтролируем. Он не из тех, кто поспешит выполнять «пожелания» Минкульта; на всякую попытку цензуры, на всякое нарушение конституционных свобод «Гоголь-центр» первым пойдет в контрнаступление — спектаклем, манифестом, фестивалем, форумом. При этом, если в спектаклях «Гоголь-центра» Серебренников занимается искусством, в собственном вольнодумном фейсбуке он просто называет вещи своими именами.

Есть еще один неконтролируемый театр в Москве — независимый «Театр.doc», где рассказывают о гражданских правах и гарантированных конституцией свободах. Из-за постоянного прессинга отдела по борьбе с экстремизмом театр переехал уже дважды за последний год. В этом смысле появление людей в масках в «Гоголь-центре» выглядит даже закономерным. И конечно, независимо от сути расследования, происходящее — показатель тотального невежества Минкульта, ФСБ и ОМОНа, которых уже стало не отличить друг от друга.

Театр
Гоголь-центр
4.5 из 5
★★★★★
★★★★★
  • Телефон: +7 (499) 262 92 14 (касса)
  • Адрес: Казакова, 8а
  • Время: пн-вс 12.00–21.00
  • Сайт: www.gogolcenter.com
Купить билет