Студентам последних курсов остается все меньше времени для работы над своими дипломами и диссертациями. Специально для «Афиши Daily» культуролог Аркадий Перлов подготовил список рекомендаций для тех, кто будет защищаться этой весной и летом.
Аркадий Перлов
Аркадий Перлов

Кандидат исторических наук, директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур» Российского государственного гуманитарного университета, читает курсы по стратегиям исследовательской работы

© hse.ru

До защиты диплома осталось полтора месяца. Что мне делать прямо сейчас?

Сначала ответьте себе на такой вопрос: вы хотите защищать диплом, который получится сам собой (рассчитывая на «всем ставят нормальные оценки»), или это действительно важная для вас работа?

Дальше надо посмотреть, что у вас на данный момент есть и чего не хватает. Лучше всего составить жесткий план-график. Его все равно не получится выдержать, но вы хотя бы будете видеть, насколько вы от него отстаете.

Не забывайте, что поначалу наши идеи кажутся нам значительно стройнее, чем когда мы видим свои слова на бумаге. Голова должна быть свободна — чтобы занять ее тем, что вы пишете прямо сейчас. Поэтому все мысли, цитаты, планы надо записывать по мере их возникновения: не держите в уме то, что может быть в файле.

Когда вы планируете время, надо понимать, что диплом не ваш индивидуальный проект. Как минимум в нем участвует еще ваш научный руководитель. Не стоит воспринимать его как машину для правки и консультаций: он тоже человек, у которого есть своя работа, свое представление о приоритетах и свой уровень мотивации. И он точно так же может пропустить дедлайн или схалтурить, поэтому оставьте время на форс-мажор.

Итак, в идеале у вас сейчас уже есть готовый диплом — пусть и в виде черновика, набора рабочих материалов. В принципе, на приведение продукта в товарный вид нужно закладывать столько же времени, сколько и на его создание, — по крайней мере если вы заинтересованы в благоприятном впечатлении комиссии и высокой оценке. На практике, впрочем, «благоприятное впечатление» и «высокая оценка» — вещи разные: на очень многих кафедрах «отлично» или «хорошо» вам поставят, даже если будут считать ваш диплом довольно плохим. Но даже если вы на это согласны — убедитесь, что хотя бы в прошлом году на вашей кафедре ставили высокие оценки за скороспелые, невычитанные работы.

Если же вы хотите защищаться всерьез, то за полтора месяца до защиты ваша работа должна располагаться на шкале между «Все уже прочитано и обдумано, осталось только написать чистовик» и «Я полностью представляю себе все, что надо прочесть (и расширять этот список не намерен!). Структура работы согласована с научным руководителем, а план-график составлен с точностью до отдельных параграфов и кажется мне выполнимым».

Естественно, исходить надо не из максимальных значений своей трудоспособности, а из средних. Вполне вероятно, вам случалось писать и шесть, и восемь страниц за сутки, но работать в таком темпе на протяжении недель могут только завзятые графоманы: они абсолютно не видят свой текст со стороны и на разные лады твердят две-три любимые мысли.

Допустим, конспекты и черновики у меня уже есть. Как с ними работать?

Гуру академического планирования учат, что есть два стиля работы над текстом: «быстрый и неряшливый» и «аккуратный». Я категорический сторонник «быстрого и неряшливого». Сначала напишите хоть что-нибудь — буквально все мысли, которые у вас есть по поводу очередного пункта вашего плана. Если вы будете сразу писать начисто, придется постоянно переставлять куски будущего диплома и вы не успеете закончить все к поставленном сроку — только уже не на уровне стиля и вычитки, а в плане структуры и объема.

У меня страх чистого листа. Как его побороть?

via GIPHY

Журналистский совет: не знаете, с чего начать, — начните с чего угодно. Напишите любой первый абзац: если он покажется неподходящим, отредактируйте его или выкиньте. Но когда первый абзац написан, второй пойдет гораздо легче.

Исследовательский совет: чистого листа не существует. Вы никогда не пишете с нуля, вы всегда перерабатываете запчасть одного уровня в запчасть следующего, всегда на что-то опираетесь. Это может быть прочитанный и законспектированный вами когда-то источник, проштудированная литература, план. Не знаете, что писать, — начните делать сводный конспект, объединяя материалы по конкретным темам. Потом его будет очень легко превратить в полноценный черновик: достаточно переписать предложения так, чтобы у них появились подлежащие и сказуемые, и добавить к каждому фрагменту введение и заключение, объясняя, что он должен был дать и что реально дал для решения общей задачи диплома и/или сюжета конкретного параграфа.

В чем разница между «источниками» и «литературой»?

Вообще, в разных дисциплинах и на разных кафедрах эти понятия могут определяться по-разному, но историки и культурологи их принципиально не смешивают.

Проверочный вопрос: При помощи какой «чужой и старой» информации вы добываете «свою и новую»?

«Своя и новая» информация основывается на анализе источника. Вы показываете экзаменационной комиссии, что способны не только найти в источнике то, что он сообщает прямым текстом, но и выпытать из него дополнительные сведения — и предъявить ответственное и новое знание.

«Чужая и старая» информация — это литература, мнения, которые вы сопоставляете со своим и говорите: «Я согласен c A» (читай: «Даже умный и великий А думал об этом так же, как я») или «Хотя Б думал об этом иначе, я полагаю, что» (читай: «Я такой крутой и работал с этим так много и так тонко, что осмеливаюсь прийти к иному, чем у умного и великого Б, мнению»; способность заявить и обосновать это очень ценится комиссией). Поэтому литературу достаточно просто прочесть, понять, распределить по микросюжетам своего проекта и, конечно, грамотно оформить.

Для филологов (да и для многих других) литература, естественно, может быть источником, поэтому нужно выяснить, что под этими словами понимают на вашей кафедре, а также узнать, как у вас принято определять «предмет», «объект», «актуальность», «новизну». Вычитать это проще всего из защищенных на кафедре хороших кандидатских авторефератов — или посоветовавшись с научным руководителем.

Как мне понять, что мой текст — хороший?

Попробуйте посмотреть на свой диплом чужими глазами. Если ваши предыдущие письменные работы принимались преподавателями на ура, скорее всего, вы можете пропустить этот пункт. По-видимому, вы умеете последовательно развивать свою тему и предвосхищать основные альтернативы; знаете, где нужно расшифровывать свою мысль, а где ее не стоит разжевывать; пишете не слишком наивно, но и не чересчур сложно. Но что если к вам возникали вопросы хотя бы по одному из этих параметров?

Начинаю паниковать. А вдруг я пишу совсем не о том?

Чтобы это проверить, воспользуйтесь тезисной схемой. Вы даете заголовок каждому абзацу, выделяете его отдельным форматом и автозаменой убираете остальной текст — так у вас должны остаться только главные мысли. Это довольно жесткий метод, который поможет понять, почему ваша мысль скачет, где нужны дополнительные связки и что нужно написать во введении и в заключении к параграфу так, чтобы он казался единым целым, а не случайным набором сюжетов.

Второй прием — более читерский: специалисты называют его «правка лейтмотива» исследования. Если при перечитывании вы обнаружили, что начинаете сильно отклоняться от темы, чаще вставляйте ключевые слова вашего диплома или конкретного параграфа. Попробуйте оправдать наличие «посторонних» фрагментов текста, покажите, почему по ходу работы они казались вам важными и отчего оказались тупиковыми. Ваш текст останется научным, но вы заранее предупредите читателя о возможных просчетах. Но нельзя себя обманывать: вам нужно четко понимать, о чем реально ваш диплом и к каким результатам вы на самом деле пришли.

Помните о том, что в вашей работе должно быть не одно введение и заключение. В идеале каждый параграф или раздел следует сопровождать микроанонсами и резюме, чтобы вы могли представить более-менее случайную Однако если открытий нет, просто сделают выводили понятную только вам последовательность сюжетов своего исследования как заранее задуманную и продуктивную.

Что делать, если у меня слишком много или слишком мало текста?

via GIPHY

«Слишком много» — редкая претензия к гуманитарным дипломам. Формально вас, может быть, пожурят, но если все написано по делу и на высоком уровне, комиссия будет восхищена. Но если в работе действительно есть фрагменты, совсем по касательной связанные с решением основной проблемы, — смело выкидывайте лишнее. Сами или с помощью научного руководителя.

«Слишком мало» — более частая проблема. Единственный универсальный совет — не лейте воду и не высасывайте из пальца: это всегда производит неприятное впечатление. Можно дать к диплому объемное приложение или, например, рассмотреть вместо трех кейсов четыре. Практически в любом исследовательском проекте скрыты возможности его расширения — за счет работы с примерами, описания противоречий и необъясненных проблем или благодаря правке.

Почему нужно заранее привести диплом в товарный вид?

Важно понимать, что вашу работу внимательно прочтут ваш научный руководитель и один-два рецензента. Все остальные составят свое впечатление по 10–15 минутам вашего устного выступления, по тому, как вы отвечаете на вопросы во время защиты, и еще за то короткое время, пока они держат вашу работу в руках. За этот срок въехать в идею, тем более сложную, практически невозможно: рядовой член комиссии ухватит ее в лучшем случае как банальность, упрощение, тем более что, как и студенты во время лекции, на защитах преподаватели заняты своими делами — подготовкой собственных выступлений, проблемами внеаудиторной жизни, а то и просто «тупят в планшеты». Поэтому не поленитесь уделить отдельное внимание физическому тексту вашей работы — вычитке, верстке, переплету. Очень легко заметить неправильно или неоднообразно оформленные сноски или грамматически несогласованные предложения в тех частях, которые пишутся самыми последними и которые как раз и листают на защите, — во введении и в заключении. Вам, конечно, простят эти огрехи, если в вашей работе есть настоящие научные открытия — однако если открытий нет, просто сделают вывод, что вы не умеете планировать время при работе над большим проектом.

А вдруг у меня плагиат?

Нет нужды лишний раз говорить о недопустимости плагиата. В немецких, к примеру, вузах студент прикладывает к диплому так называемое Eideserklärung — подписанное заверение, что если в его работе будет обнаружен плагиат, он согласен с дисквалификацией и тем, что ему не будут возвращать деньги за учебу. Не забывайте: все цитаты, позаимствованные мнения и факты должны быть оформлены надлежащим образом. Да, бывает и вполне добросовестный плагиат: студент честно думает, что описывает какое-то явление собственными словами, позабыв, что где-то читал об этом полгода назад. Но и это — академическое преступление, предполагающее такую же официальную ответственность. Не пытайтесь протащить чужой текст контрабандой: если вам необходимо сослаться на какой-то авторитет или прислониться к чужому мнению, просто корректно оформляйте заимствования —и у кафедры не будет оснований не допустить вас к защите.

Как правильно оформлять сноски?

Главное в этом вопросе — функциональность и единообразие. По вашей ссылке у читателя должна быть возможность найти издание, которое вы цитируете, ту мысль или те данные, о которых идет речь. Соответственно, если вы пользовались бумажным изданием, ссылка обязательно должна вести на конкретные страницы, а при переходе на электронную версию — переправлять на нужный фрагмент. Если есть время, попробуйте освоить научные органайзеры — например, Zotero или Citavi.

Вопреки официальной норме в реальности кафедральный стандарт важнее, чем факультетский, факультетский — чем университетский, университетский — чем ГОСТ. Вывод: если вы испытываете сомнения по этому поводу, посмотрите оформление одной из выпускных работ, получивших на вашей кафедре «отлично» в прошлом году.

Что делать со стилем?

Ни в коем случае не старайтесь писать сложнее, чем вы думаете. Насильственно привнесенное в работу наукообразие — это огромный минус: при спорном голосовании комиссия скорее проголосует против вас. Учитывайте, что компьютерные программы проверки грамотности знают русский язык на уровне троечника, так что очень желательна ручная вычитка и исправление опечаток. Что-то могут подсказать ваши родители или одногруппники: даже если они не специалисты в вашей области, указание на несообразность в аргументации всегда будет кстати.

Как вести себя на защите?

via GIPHY

Попробуйте отнестись к защите как к празднику после нескольких лет вашей учебы. Вы уже не проиграли — вам поставят или ту оценку, которую вы заслужили за годы обучения, или, впечатленные удачными текстом и защитой диплома, решат ее повысить. Так что главное в последние стрессовые дни — не испортить отношения с научным руководителем, рецензентами и комиссией.

Текст вашего выступления должен быть предварительно согласован и отредактирован научным руководителем. Он наверняка знает, как проходят защиты на вашей кафедре, и сможет дать дельные советы — даже если они кажутся вам спорными. Постарайтесь прислать ему финальную версию вашей работы и презентацию как можно раньше: тем выше вероятность, что он успеет с ними поработать.

Не надо нервничать, если на защите научный руководитель начнет вас критиковать. Скорее всего, он ведет эффективную, хоть и опасную для дипломника игру в сурового наставника, который лучше всех знает недостатки своего подопечного и откровенно об этом высказывается.

Если вы сдали работу в срок или хотя бы не в последний момент, у вас есть право заранее познакомиться с замечаниями рецензента. Более того, от вас ожидают, что вы проявите к судьбе своей работы определенный интерес. Обычно об этом договариваются, когда сдают или высылают работу. Но помимо замечаний, высказанных вам заранее, рецензент может прямо на защите придумать что-то новенькое. Это нормально: до этого он был наедине с вашей работой и самим собой, а непосредственно на защите он услышал вопросы и мнения других компетентных людей и увидел текст в совершенно новом ракурсе.

На защите надо думать. Оценка вашей работы складывается из содержания диплома, визуального впечатления от него, презентации и того, как вы отвечаете на вопросы и реагируете на критику. Опасны две крайние позиции: упрямец, который отстаивает в своем дипломе каждое слово, и безразличный к содержанию своей работы конформист, который восторженным согласием реагирует и на серьезную, и на пустяковую критику. Защищайте не свои слова, а смысл проекта в целом. Важно понимать, почему вам задают те или иные вопросы, и отвечать на них разнообразно: на одни — совсем кратко, на другие — чуть более развернуто. Использовать возможность рассказать о дипломе то, что вы не успели проговорить во время выступления, — и извиниться за то, что не успели осветить в работе. Иногда — соглашаться с глубиной и обоснованностью вопроса или замечания, а порой — вежливо, но решительно защищать свою позицию. Так вы создадите у комиссии выгодное для себя представление о том, что вы действительно заинтересованы содержанием своей работы.

Соблюдайте регламент — и при выступлении, и отвечая на вопросы. Неспособность дипломника сберечь чужое время (особенно если он игнорирует замечания о том, что время вышло, или подробно отвечает на малозначительные вопросы) раздражает комиссию, которая может подумать, что выпускник не умеет отделять существенное от несущественного. Позаботьтесь о том, чтобы основные положения вашей работы были услышаны и восприняты, и будьте готовы пожертвовать каким-то материалом.

Отрепетируйте свое выступление. Не ускоряйте темп речи и доведите его до того, что будете укладываться в две трети от дозволенного вам времени. На защите непременно кто-нибудь в самый неподходящий момент зайдет, переспросит, начнет чихать — а вам обязательно нужно успеть сказать все самое главное в условленный срок.

Не забудьте о благодарственном слове!

Удачи!

Что еще почитать, чтобы научиться планировать свое исследование

«Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов» Уэйна К.Бута, Грегори Дж.Коломба и Джозефа М.Уильямса

Лучшее, с моей точки зрения, пособие по написанию академического текста.

«Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил» Вадима Радаева

Кратчайшее пособие для гуманитариев. Лучше всего подходит социологам и экономистам.

«Как написать дипломную работу» Умберто Эко

Самый авторитетный учебник для выпускников, хотя и написанный в аналоговую эпоху элитарного, до-массового образования.

«Как написать диссертацию» Андрея Зорина

Самое важное из того, что можно сказать об академическом планировании, на трех страницах.

Опытные преподаватели дают напутственные советы студентам-выпускникам

Олег Лекманов
Доктор филологических наук, профессор Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

В связи с дипломами я могу вспомнить два случая. Первый — почти легендарный: мне с ужасом и страхом рассказывали о нем сразу несколько человек. Дело было в Тарту, в середине, кажется, 1980-х годов. Тогда дипломы еще не набирали на компьютерах, а печатали на машинке, а некоторые — даже писали ручкой. И вот на защите одной девочки встала ее научная руководительница (замечательный ученый) и сказала, что у этой работы есть лишь одно большое достоинство — каллиграфический почерк дипломницы. В общем, контактируйте со своим научным руководителем во время написания диплома, не доводите его до белого каления.

Впрочем, моя собственная история отчасти противоречит тому, что я сейчас сформулировал. Я писал диплом у очень хорошего пушкиниста — наверное, лучшего из современных. И он мне ничего, кроме двух запятых, не поправил (моя работа была совсем не на его тему — о Мандельштаме). Однако те попутные разговоры, которые мы вели часами, очень многое определили и в моем дипломе, и в моей дальнейшей научной жизни. Вывод: ищите себе научного руководителя не по близости темы, а по близости позиции, выбирайте того, чье слово (не только о дипломе и даже не о науке) для вас важно и вам интересно.

Мария Фаликман
Доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ

Самый забавный случай в моей практике был у меня с одним из первых дипломников. Все двигалось неплохо, хоть и медленно, и вот в самый последний момент обнаружилось, что результат основного эксперимента получился строго противоположным тому, который мы ожидали. Дело было в мае — время праздников, слетов авторской песни, на которые я тогда выбиралась. А текста все не было — и подходил крайний срок его сдачи рецензентам. Защиту назначили сразу после праздников — а рецензенты ведь хотят уехать, например, на дачу и читать там. И если сотовые телефоны тогда уже появились, то о мобильном интернете речь пока не шла. И вот я мечусь между чувством долга — надо бы дождаться текста — и ближайшей электричкой. Надеваю любимую тельняшку, пакую рюкзак и начинаю прогуливаться между компьютером и коридором. В этот момент все-таки приходит текст. В нем вроде бы все в порядке — но нет самой важной главы, комментариев к результатам исследования. А я, помнится, уже даже куртку надела. И вот я сажусь в этой куртке и чуть ли даже не с рюкзаком за компьютер и вопреки всем своим принципам и идеалам начинаю что-то такое придумывать и писать прямо в файл буквами всех цветов радуги, понимая, что иначе мне в лес не уехать. Правда, потом автор все-таки привел текст в порядок и даже выиграл всероссийский конкурс дипломных работ. Но, дорогие дипломники, пожалуйста, никогда не откладывайте до последнего. Как это ни смешно, у руководителей тоже бывают планы. Особенно по молодости.

Денис Стребков
Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ

Когда в 1990-е годы я учился на физтехе, среди студентов ходили легенды о том, как чудили наши предшественники. Например, всем рассказывали историю про студента, который шутки ради написал в середине своей работы: «Если ты дочитал до этого места, зайди в комнату N, я тебе дам 50 долларов», предполагая, что никто из рецензентов этого не заметит. Но он так часто показывал это место своим друзьям и знакомым, что на защите диплом непроизвольно раскрылся перед комиссией именно на этой странице. Кто-то другой написал в своей работе: «Поскольку расчеты у меня не сходятся, примем число пи равным 5». Была еще одна трагикомическая история. В те годы не было персональных компьютеров — и рукописные работы отдавали на перепечатку машинисткам. И одна из них, особо мнительная и имеющая, видимо, филологическое образование, старательно исправила в дипломе по полупроводникам технический термин «дырки» на «отверстия».

Работы студентов-социологов тоже иногда вызывают гомерический хохот у комиссии, что, конечно, приводит защищающихся в смущение. Несколько лет тому назад у нас в ВШЭ защищалась девушка, в работе которой одна из таблиц называлась «Модель с удаленным членом» и ниже оценивалось «правдоподобие» этой модели. Имелась в виду всего-навсего регрессионная модель, из которой исключили одну переменную. Попадались и другие, не слишком удачные заголовки, например, «Имеют инвалидность по полу, по возрасту» или «Имеют хроническое заболевание по доходу». Тут речь шла о табличном распределении людей с инвалидностью по полу и по возрасту и распределение людей, имеющих заболевания, по доходу. В выпускных работах встречаются и весьма оригинальные гипотезы: «Студенты женского пола чаще употребляют слабоалкогольные напитки, чем крепкие, ведь женщины пьянеют быстрее, поэтому предпочитают слабоалкогольные напитки». В общем, преподавателям скучать не приходится.