Участие в главном мировом смотре современного искусства для соотечественников считается подвигом, соразмерным полету в космос. И оттого его участники подобны супергероям. «Афиша Daily» сравнила сверхспособности тех, кто будет представлен в Венеции в рамках основного проекта и российского павильона.

Основной проект 57-й Венецианской биеннале

Тема: «Viva arte viva» («Да здравствует живое искусство») — о гуманизме и отвественности художника в мире, полном конфликтов. Ответственность будет реализоваться в том числе и в коллективных застольях: каждую неделю в течение шести месяцев художники и публика будут собираться за столом, чтобы пообедать вместе и поговорить о творчестве.

Куратор: Кристин Масель — четвертая женщина-куратор за историю Венецианской биеннале, главный куратор Центра Помпиду. Работала в Министерстве культуры Франции, в Центре Помпиду создала галерею Espace 315, где с 2004 по 2013 год состоялось восемь выставок молодых перспективных художников. В 2013-м курировала выставку Анри Сала в павильоне Франции на 55-й Венецианской биеннале.

Участники: Из 120 художников 103 впервые покажут свои работы в основном проекте.

Художники от России: Таус Махачева, Ирина Корина и Вадим Фишкин. Представителями России их можно назвать условно. В отличие от павильонов конкретных стран основной проект не делится на национальные сегменты.

Ирина Корина

40 лет, живет и работает в Москве. В 2009 году участвовала в групповой выставке в российском павильоне на Венецианской биеннале
© Ладимира Артемова

Образование: Факультет сценографии Российской академии театрального искусства (ГИТИС), ГИТИСе, ИПСИ, в Valand Academy of Fine Arts в Швеции, в Академии искусств Вены.

Семья: Папа — специалист по ядерной физике, мама — химик.

Соратники: Елена Селина — в галерее XL с 1999 по 2016 год прошло 26 выставок Кориной.

Супергеройский костюм: Леггинсы с лесом и что-нибудь зеленое.

Личная жизнь: Есть дочь.

Премии и награды: Трижды лауреат премии «Соратник», а также в 2014 году была награждена премией «Инновация» за серию объектов «Припев». За «Без названия» получила премию Кандинского в номинации «Проект года» в 2013 году.

Главный подвиг: Впереди — к 10 марта в холле «Гаража» появится инсталляция высотой с трехэтажный дом.

Суперспособности: Телекинез — собирает инсталляции, в том числе и огромные, в том числе и тотальные, — из дешевых материалов, которые находит на блошиных рынках.

Слабости: Очень любит шишки, собирает их коллекцию. В свободное время даже их мастерит: одну из них показали на выставке «Надежда» на Трехгорке, вторую — из оборонительных щитов — на «Архстоянии» прошлым летом (в соавторстве с архитектором Вознесенским).

Что делает в обычной жизни: Рисует фломастерами.

Кто бы снял байопик: Ян Шванкмайер.

© arch.stoyanie.ru

Вадим Фишкин

51 год, живет и работает в Любляне с 1992 года, представлял Россию на Венецианской биеннале в 1995 году
© Вадим Фишкин

Предыстория: Закончил МАРХИ. В 1996 году принимал участие в самой первой биеннале Manifesta в Роттердаме, а в 2014-м был участником Manifesta 10 в Петербурге.

Соратники: Сотрудничал с объединением NSK (Neue slowenische Kunst).

Суперспособность: Умеет показать невидимое — как бьется сердце или как идет ускоренное время.

Главный подвиг: Прошел через несколько городов с прибором, который записывал его сердцебиение. Этот сигнал передавался на маяки (Дом сецессиона в Вене и гостиница «Пекин» в Москве), и свет на верхних этажах зданий включался и выключался в ритме его сердцебиения.

Слабое место: Если случится апокалипсис и электричество пропадет, его работы исчезнут вместе с ним.

Главный враг: Государство, которое «пытается не лучшим образом вмешиваться в репрезентацию готовой работы, в инструменты публичных высказываний. С этим нужно бороться» (интервью по окончанию «Манифесты-10». — Прим. ред.).

Супергеройский костюм: Темные очки, черная толстовка и очки.

Кто бы снял байопик: Джеймс Уэйл или Тим Бертон.

«Скучая по Рождеству»
© Вадим Фишкин

Таус Махачева

33 года, родилась в Москве, живет и работает в Махачкале, участвовала в специальной программе 55-й Венецианской биеннале
© Таус Махачева

Главный подвиг: Супертаус носила памятник женщине-герою на спине по Центру Помпиду.

Родители: Мама-искусствовед, папа-врач, дедушка — известный поэт Расул Гамзатов.

Предыстория: Коллекционирует дипломы образовательных институций. среди них — ИПСИ, дипломы Голдсмитс-колледжа и Королевского колледжа искусств, работала фоторедактором в «Афише–Мир».

Соратники: Признается, что ее поддерживают муж и кредитная карта. Кроме того, сеть помощников по всей России, ну на самом деле только в Москве и Махачкале, это группа быстрого реагирования МКНД (Малика, Камила, Надя и Джамиля).

Суперсила: Может вынести на своих плечах все что угодно — от машины до выставки в Помпиду.

Награды за подвиги: Тоже целая коллекция, включая «Инновацию» и премию «Будущее Европы»

Альтер эго: Супертаус, простая дагестанская женщина, которая обладает невероятной силой и носит на своих плечах искусство.

Костюм супергероя: Обычное платье жительницы Махачкалы, которое можно купить на местном рынке.

Главный враг: Повседневные жизненные неурядицы — случайно упавшее дерево, валун на пути и так далее.

Слабости: Кулинария; кулинарные произведения отвлекают Таус Махачеву от спасения мира от катастроф.

Кто бы снял байопик: Роберт Земекис.

© Таус Махачева
Подробности по теме
Искусство
Таус Махачева о супергеройском перформансе в Центре Помпиду, арт-рынке и кулинарии
Таус Махачева о супергеройском перформансе в Центре Помпиду, арт-рынке и кулинарии

Русский павильон в Венеции

Тема: «Театр жизни и смерти». Андрей Блохин из группы Recycle в комментарии дал свою интерпретацию тому, как понимает тему комиссар павильона, Семен Михайловский: «В русской культуре одно без другого не живет, как, впрочем, и в любой, но в русской особенно. И для нас важно раскрыть это в разных ракурсах».

Участники: Сразу трое вместо традиционного одного — впрочем, свой выбор Михайловский объяснил целью «наиболее полно» представить русское искусство. За полноту репрезентации России в итоге отвечают Гриша Брускин, дуэт Recycle и Саша Пирогова. Также в проекте примет участие композитор Дмитрий Курляндский, который представит «Комедию слышания».

Куратор: Ректор петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семен Михайловский, среди достижений которого — кураторство русского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции прошлого года, а также руководство Московской международной биеннале. Сокураторами проекта Брускина станут итальянцы Сильвия Бурини (героиня скандала с присуждением Мединскому звания почетного профессора венецианского Университета КаʼФоскари) и Джузеппе Барбьери. Сокуратор проекта Recycle — Екатерина Щербакова.

Гриша Брускин

71 год, живет и работает в Нью-Йорке и Москве, на прошлой биеннале, в 2015 году, показывал проект «Коллекция археолога» в бывшей церкви Святой Екатерины
© artuzel.com

Премии и награды: 2012 год — премию Кандинского в номинации «Проект года» за выставку «Время «Ч» в Мультимедиа-арт-музее.

Главный подвиг: В 1999 году Брускин создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине.

Родители: Отец — энергетик, мама — домохозяйка.

Предыстория: Закончил Московский текстильный институт 1988 году — на первых торгах русского искусства Sothebyʼs в Москве его картина «Фундаментальный лексикон» была куплена за рекордную цену (416 тыс. долларов) и сделала его одним из самых успешных русских художников на Западе.

Враги: Советский Союз. Персональные выставки художника запрещались с завидным постоянством, и его работы практически не были известны широкой публике.

Сподвижники: Директора лучших московских музеев. Свиблова показывала его выставку «Время «Ч», Ирина Антонова заказывала ему шпалеры и вешала рядом с классическими мастерами. А поддерживающий искусство бизнесмен Шалва Бреус ради «Коллекции археолога» слегка закопал внутреннее пространство «Ударника» в землю.

Личная жизнь: Со второй женой Алесей прожил почти 40 лет, есть сын.

Суперспособность: Умеет оживлять страхи — как, например, во «Времени «Ч» вобрал страхи самого разного рода, которые сопровождают человека в течение всей жизни, — детские, взрослые, внешние, страхи подсознания».

Тайное знание: Даже к рабочим на монтаже обращается «господа». Рабочие удивляются.

Ребут: Новый виток карьеры как раз случился в 2012 году, когда о Брускине заговорили с новой силой — и вынеся за скобки «Фундаментальный лексикон».

Слабости: Литература. Отвлекается на написание книг. Первым произведением стали мемуары «Прошедшее время несовершенного вида».

Кто бы снял байопик: Скорсезе в духе «Волка с Уолл-стрит».

«Время "Ч"»
© Гриша Брускин

Саша Пирогова

30 лет, живет в Москве, работы раньше не были показаны на биеннале в Венеции

Предыстория: Отучилась в матклассе, позже — на физфаке МГУ. Занималась современным танцем. Выпускница Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко.

Соратники: Герой-одиночка.

Супергеройский костюм: Черное платье или плащ и стрижка в духе Мирей Матье.

Личная жизнь: Держит в секрете.

Главный враг: Статичность как состояние ума.

Премии и награды: Премия «Инновация» в номинации «Новая генерация» (2014 год), в этом году отправится в Киев на Future Generation Art Price.

Наставник: Раньше — великий российский критик Екатерина Деготь, преподаватель Школы Родченко, а теперь — личная интуиция.

Суперспособность: Умеет менять реальность: в своих проектах добивается абсолютной нереальности происходящего. А иногда и подчинять других своей воле — ради проекта «Agon» поставила на уши целое пивное производство.

Главный подвиг: Больше всего известна проектом «Библимлен», в котором превратила «Ленинку» в причудливое поэтическое пространство, но упомянуть стоит также видеоинсталляцию «Mono», в которой микрофон овладевает людьми. Для показа этой работы ей удалось отхватить самый большой зал на выставке «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» в Пушкинском музее.

Вредные привычки: Частенько опаздывает.

Кто бы снял байопик: Рената Литвинова.

Кадр из проекта «Библимлен»
© Саша Пирогова

Recycle

Георгий Кузнецов (31 год), Андрей Блохин (29 лет). Краснодар, инсталляция «Conversion» была показана на биеннале в 2015 году в церкви Святого Антонина
© Residency Unlimited

Предыстория: Группа существует с 2008 года. Георгий и Костя знают друг друга с пяти лет: вместе с родителями ездили на пленэры, вместе учились графическому дизайну в местной Художественно-промышленной академии. В докризисные времена подрабатывали графическим дизайном.

Награды за подвиги: Лауреаты премии Кандинского 2010 года в номинации «Молодой художник. Проект года» за памятник фейсбуку.

Главный подвиг: Придумали витражи с героями «Южного парка», а также монументы логотипу Facebook.

Суперспособность: Все гвозди забивают идеально ровно, потому что считают, что если забьешь гвоздь криво, то должен это обосновать.

Главный враг: Скучные концептуалисты.

Наставник: Марат Гельман — и ругает, и поддерживает художников с самого начала, купил в свою коллекцию их мусорную корзину.

Что делают в обычной жизни: Гуляют по музеям, биеннале и строительным рынкам.

Супергеройский костюм: Очень любят шорты.

Слабости: Ходят в лес с ведрами силикона, чтобы собирать отпечатки текстуры деревьев.

Кто бы снял байопик: Мишель Гондри.

Монументы логотипу Facebook
© Triumph Gallery