Брейнхак

Как на нас влияет мнение окружающих?

7 июля 2017 в 07:57
Негативные ожидания, стереотипное мышление и эффект наблюдателя — разбираемся в том, как чужая оценка может испортить или, наоборот, облегчить нам жизнь.

Эффект Розенталя (или эффект Пигмалиона)

В чем суть: Чем большего от нас ждут окружающие, тем лучше мы справляемся.

Как открыли: Ученые Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон — в ходе одного любопытного эксперимента. В начале года младшеклассникам устроили тест на IQ. Учителя не выставляли никаких оценок, но вывесили списки тех, у кого якобы будут высокие шансы хорошо проявить себя в учебе. На деле списки никак не соотносились с результатами теста, а попавшие в них школьники были выбраны случайным образом. Но в итоге именно дети из списков учились лучше тех, кто в них не попал. Розенталь и Джекобсон объяснили феномен повышенными ожиданиями: преподаватели полагали, что одни дети способнее других, уделяли им больше внимания и давали задания повышенной сложности. В результате школьники, ничем не отличавшиеся от одноклассников в интеллектуальном плане, действительно учились лучше.

Эффект голема

В чем суть: Негативные ожидания окружающих отрицательно влияют на наше поведение.

Как открыли: По схожей методике, что и в предыдущем случае. В 1980-е учителей попросили выделить 3 самых способных и неспособных, по их мнению, учеников. В итоге «самые способные» получили в среднем лучшие оценки, чем их одноклассники, а «неспособные» — худшие, но только на тех предметах, которые вели внесшие их в тот или иной список преподаватели. У непредвзятых педагогов школьники из обеих групп достигли в процессе обучения примерно одного и того же уровня. Существование эффектов голема и Розенталя было подтверждено и более поздними экспериментами, которые проводились уже не в учебных заведениях, а на рабочих местах.

Хоторнский эффект (или эффект наблюдателя)

В чем суть: Мы склонны улучшать некоторые аспекты своего поведения, если знаем, что за нами наблюдают.

Как открыли: Название феномену в 1950-е годы дал Генри Ландсбергер, анализировавший эксперименты, которые проводились в Хоторне на базе фабрики компании «Вестерн Электрик» в 1924–1932-х. Туда пригласили группу ученых во главе с психологом Элтоном Мэйо, чтобы выяснить, влияет ли освещенность помещений на производительность труда рабочих. Мэйо выделил экспериментальную и контрольную группы: первая работала в помещениях с улучшенным освещением, а вторая — в неизмененной обстановке. На начальном этапе эксперимента производительность труда выросла только в экспериментальной группе, однако в дальнейшем показатели увеличились и в контрольной группе, хотя условия труда не менялись. Ученые связали это с тем, что рабочие стали трудиться усерднее, зная, что за ними наблюдают: они больше ощущали значение своей работы. Затем Мэйо и его коллеги провели несколько модифицированных экспериментов, меняя не только освещение, но и множество других факторов, которые могут влиять на производительность труда, и во всех случаях обнаружили в контрольной группе аналогичный эффект.

Угроза подтверждения стереотипа

В чем суть: Если мы считаем, что принадлежим к какой-то стереотипной группе, мы склонны ухудшать свое поведение, чтобы ей соответствовать.

Как открыли: В 1995 году Клод Стил и Джошуа Аронсон обнаружили, что чувство принадлежности к тому или иному сообществу способно влиять на интеллектуальную работоспособность людей. Они дали группе испытуемых, в числе которых были афроамериканцы и американцы европейского происхождения, вербальную часть теста GRE (стандартизированный экзамен, который в США необходимо сдавать при поступлении в магистратуру или аспирантуру). Как и ожидалось, в соответствии со средней статистикой по стране афроамериканцы написали тест в целом хуже своих белых товарищей. Однако затем Стил и Аронсон провели модифицированный тест, разделив участников на 3 группы. Одним сказали, что тестирование направлено на оценку их интеллектуальных способностей — тут должна была проявить себя угроза подтверждения стереотипа о том, что афроамериканцы отличаются худшими умственными способностями по сравнению с белыми американцами. Двум другим группам было сказано, что тест всего лишь часть некоей лабораторной диагностики. При этом членам одной из этих групп указали на повышенную сложность заданий. В результате афроамериканские участники из первой группы справились куда хуже, чем афроамериканцы из других. Лучше всех тест написали те афроамериканцы, кто считал его простой лабораторной диагностикой и ничего не знал о повышенной сложности. На результаты европеоидов информация о том, для чего проводится тестирование, значительного влияния не оказала.

Угадываемые ожидания

В чем суть: Мы способны чувствовать, чего от нас ожидают окружающие, и менять в соответствии с этим свое поведение.

Как открыли: У этого феномена нет формально закрепленного за ним названия. Он был обнаружен в ходе эксперимента, проведенного в 1970-х ученым из Университета Миннесоты Марком Снайдером и его коллегами. Группа молодых людей общалась с незнакомыми девушками через наушники и микрофоны — их самих они не видели. Предварительно юношам показали фотографии предполагаемых собеседниц: половине — изображение девушки, внешнюю привлекательность которой группа респондентов оценила на 8 по десятибалльной шкале, а половине — оцененную на 2. Вопрос исследователей заключался в следующем: будут ли различаться манеры общения девушек в зависимости от ожиданий юношей? Выяснилось, что да: те, кто беседовал с молодыми людьми, заочно считавшими их привлекательными, подстраивались под стереотип о манере общения, характерной для привлекательных людей, — говорили более живо и приветливо, чем их коллеги, говорившие со второй группой. На основании эксперимента ученые заключили, что даже по манере разговора люди определяют, какие ожидания накладывает на них собеседник, и подсознательно под них подстраиваются.

Что с этим делать

Полностью избавиться от описанных выше эффектов и сделать так, чтобы ожидания окружающих на нас не влияли, невозможно. Однако использовать знания о существовании этих эффектов во благо себе и окружающим все же можно. Перед важным экзаменом или собеседованием постарайтесь взаимодействовать в основном с теми, кто верит в ваш успех. Или покажите этот текст близким: пусть они поймут, что их ожидания для вас очень важны. Не забывайте и сами поддерживать друзей и родных: чем больше вы в них верите, тем лучше у них получится. Еще можно проанализировать, какие стереотипы и как могут на вас влиять — например, об этнической или половой принадлежности или о сексуальной ориентации, постарайтесь в соответствующих ситуациях сознательно напоминать себе, что это всего лишь клише, не имеющие отношения к вашему реальному поведению и способностям.

Расскажите друзьям
Читайте также