По просьбе «Афиши Daily» Константин Мильчин прочитал новую книгу журналиста «Дождя» и колумниста GQ Саши Филипенко и считает, что делать это совершенно необязательно.

Журналист писал расследования про олигарха-фаворита. Олигарх решил отомстить и нанял пару ловких малых травить журналиста. Ловкачи перестарались: все закончилось незапланированным трупом. Это если вкратце — хотя роман «Травля» и сам по себе очень краток и легко читается за день-два. Большая книга съежилась до малой. Что удивительно, ведь автор — Саша Филипенко — по профессии телевизионный сценарист. Если уж они сочиняют книги, то размашисто: что ни роман, то — глыба. В сценариях им не дают расписывать закаты и пейзажи, рефлексии героев и дубину народной войны — вот они и оттягиваются в прозе.

В «Травле», напротив, нет ни грамма лишнего веса. В книге чуть больше 200 страниц, при этом основные формальные черты романа сохранены: здесь несколько сюжетных линий, и все персонажи меняются по ходу действия. Ружья аккуратно развешены, и там, где нужно, они, как по команде, стреляют. Временами автор шутит — иногда даже остроумно. И все же читать эту книгу совершенно невозможно, потому что Филипенко не хочет нам ничего рассказать. Он хочет всего лишь прославиться. И для этого он, по сути, все делает правильно.

Саша Филипенко

От романа ждут не только острого сюжета или героев, с которыми легко ассоциироваться и проблемы которых ранят, — им подавай отражение реальности. Филипенко отражает. Тут затронуты десятки скандальных и важных тем: расправы с неугодными журналистами, санкции, гей-казус в семье высокопоставленного вельможи, дети, школа — и собственно тема травли, действительно проходящая красной нитью через весь текст. Даже самый недогадливый читатель обнаружит в тексте массу параллелей с реальными событиям и своими личными переживаниями.

Филипенко, видимо, очень хочет стать новым Пелевиным: как раз с последним его и сравнивают поклонники. Пелевин и правда активно работал и работает с недавними событиями — но он всегда неординарно и забавно их толковал, вписывал в свой выдуманный контекст. Филипенко же помещает их исключительно в сюжет. А ты все ждешь, ждешь хоть какую-нибудь мало-мальски важную новую мысль, трактовку, подачу; новую оптику. Но тщетно.

Издательство Москва, «Время», 2016
Читать бесплатно Bookmate
Купить и скачать в Литрес за
Читать отрывок
Купить и скачать в Литрес