Airlander 10 («Летающая задница»)
92-метровый гибрид самолета, дирижабля и вертолета, по замыслу создателей, мог подниматься на высоту почти 5 км и развивать скорость до 150 км/ч, перевозить грузы до 10 тонн. Первый тестовый полет Airlander 10 прошел в штатном режиме, но во время второго испытания 24 августа что-то пошло не так. Аппарат задел телеграфный столб и вошел носом в землю. В итоге кабина пилотов была разрушена, но из экипажа никто не пострадал.
Аэродин Dornier E-1
Беспилотник вертикального взлета и посадки Dornier E-1 был разработан на основе идей великого немецкого авиаконструктора Александра Липпиша, который после Второй мировой войны работал в США. Аэродин не имел выраженных крыльев и по принципу полета больше всего напоминал взбесившийся у вас в руках фен. Успешные испытания самолета прошли в 1972 году, но через несколько месяцев проект был свернут.
Stipa-Caproni («Летающая бочка»)
Еще один летающий фен — или, скорее, огромная труба с крыльями и пропеллером внутри. Его спроектировал в тридцатые годы итальянский конструктор Луиджи Стипа («Капрони» — это фирма-изготовитель). Испытания самолета в 1932 году прошли успешно, но дальше одного-единственного прототипа дело не пошло. Машина скорее демонстрировала возможности итальянских авиаконструкторов. Но наработки Стипы позднее использовались учеными для создания новых двигателей самолетов.
Vought V-173 («Шумовка»)
Творение американского конструктора Чарлза Циммермана, который занимался его разработкой во время Второй мировой войны в фирме Vought. Самолет вертикального взлета и посадки после испытаний должен был стать морским истребителем, но в результате Vought ограничились опытными полетами прототипа. Правда, не долго — с 1942 по 1947 год. За время, пока летательные аппараты Циммермана с прозвищами «панкейк» или «шумовка» кружили над Коннектикутом, в местных СМИ многократно увеличилось количество сообщений об НЛО.
Аэроцикл De Lackner HZ-1
За созданием компактного аппарата стоял тот же самый Чарлз Циммерман. Считалось, что такой портативный аэроцикл будет легок в управлении и поможет проводить разведку на «поле боя во время ядерной войны» (как конкретно они себе это представляли, сейчас разобраться трудно). Испытания прошли в 1954 году, но управлять аэроциклом оказалось существенно сложнее, чем ожидалось, и после нескольких аварий проект был свернут.
Nemeth Parasol («Самолет-зонтик»)
Первый самолет с идеально круглым крылом. По утверждению его создателя Стивена Немета, Parasol обладал исключительными качествами — мог сесть даже на самую небольшую площадку; если двигатели отказывали, круглое крыло обеспечивало мягкую посадку, работая как парашют; а управлять машиной было так просто, что даже неопытный человек сразу бы с ним разобрался. При всех плюсах на одном-единственном прототипе история Parasol закончилась. Видео с одним из первых полетов можно посмотреть здесь.
Тройной самолетодирижабль Lockheed Martin P-791
Еще один наш современник, первые испытания которого прошли в 2006 году. Аппарат, наполненный гелием, способен перевозить до 20 тонн груза и построен на тех же принципах соединения самолета с дирижаблем, что нашумевший Airlander 10. Его производитель Lockheed Martin — огромная американская аэрокосмическая корпорация — принимает заказы на такие самолетодирижабли, и, говорят, даже один уже удалось продать за $480 млн.
Колеоптер SNECMA C-450
Coléoptère в переводе с французского значит просто «жук». C-450 должен был взлетать и садиться вертикально, для чего, в частности, были разработаны уникальные механизмы смягчения удара при посадке, но в итоге был построен единственный прототип. Во время одного из испытаний была запланирована первая попытка изменить направление полета с вертикального на угловое прямо в воздухе. Пилот не справился с управлением, ему пришлось катапультироваться, C-450 упал и разбился, а денег на новый прототип не нашлось. Тут можно посмотреть маленький фильм об аппарате.
Avro Canada VZ-9 Avrocar
Канадский летательный аппарат, уж совсем похожий на НЛО, разрабатывался во время холодной войны. И таким сходством, возможно, предполагалось устрашать противника. По задумке конструктора летающей тарелки — англичанина Джека Фроста, Avrocar должен был летать невысоко: пилоты сидели в открытых кабинах, а между ними устанавливался пулемет. В качестве звучного рекламного названия своей разработки создатели использовали выражение «летающий джип». Первый полет состоялся в 1959 году; деньги на проект кончились 2 года спустя — в 1961-м.
Асимметричный планер Blohm & Voss BV 141
Асимметричный авиакурьез BV 141 разрабатывался в качестве самолета-разведчика прямо перед Второй мировой войной и очень нравился немецкому асу Эрнсту Удету, который лично поддерживал проект. Возможно, благодаря ему самолет сумел продвинуться дальше прототипа, но тоже ушел недалеко — было выпущено только несколько десятков машин. Гондола для экипажа располагалась не по центру, а правее, обеспечивая больший сектор обзора. Кажется, что конструкция опасно дисбалансирует самолет, но испытания подтвердили устойчивость и маневренность машины. Участвовали ли они в боевых операциях — неизвестно. Но наступающие силы союзников нашли несколько разбитых образцов, и до сегодняшнего дня ни одного целого самолета не дошло.
Aero Spacelines («Беременная гуппи»)
Pregnant Guppy реально использовался и выполнял плановые рейсы, причем целых семнадцать лет — с 1962 по 1979 год. Он применялся NASA для перевозки негабаритных грузов — особенно разных частей ракет и других больших и очень больших вещей, нужных в аэрокосмическом деле. Сделан Pregnant Guppy был в единственном экземпляре, на основе «Боинга-377». А следующие модели той же серии с похожими рыбными названиями, Super Guppy и Airbus Beluga, летают и по сей день.