Театр

Меньшиков против Долина: почему важно разобраться в главном театральном скандале января

4 февраля 2022 в 10:46
Фото: Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»
На прошлой неделе Театр имени Ермоловой отменил премьеру «Двенадцатой ночи», где готовились играть Александра Бортич, Александр Петров и худрук площадки Олег Меньшиков. Накануне режиссер спектакля Олег Долин, уволенный с проекта, обменялся с Меньшиковым гневными публичными посланиями. Театральный критик Антон Хитров комментирует конфликт.
Антон Хитров

Театральный критик

Прежде чем начать репетировать свой первый шекспировский спектакль в Театре имени Ермоловой, Олег Долин успел поработать на самых статусных московских площадках — в Большом, Театре наций, Театре на Бронной и РАМТе. Не все его проекты доживали до премьеры — Долин дважды пытался поставить чеховскую повесть «Цветы запоздалые», но в Театре им. Пушкина работа заглохла на стадии эскиза, а в РАМТе режиссер не нашел общий язык с артистом, однако такого бурного расставания, как с Театром Ермоловой, у него еще никогда не было.

26 января Долин написал Олегу Меньшикову открытое письмо. По словам режиссера, после полугода репетиций он получил от худрука СМС: тот отстранил его от работы и обещал доделать премьеру своими силами. Гонорара Долин не получил. Режиссер назвал случившееся «бандитским захватом» его спектакля.

В тот же день Меньшиков записал видеоответ. Он уверял, что театр предлагал режиссеру компромисс — и в вопросе авторства, и в вопросе оплаты, — но Долин от переговоров отказался. «Если бы я захотел что‑то украсть, я бы украл что‑то поталантливее», — сказал артист, пояснив, что «захват» спектакля — не более чем попытка исправить ошибки режиссера. Заодно худрук припомнил Долину неудачи в Театре Пушкина и РАМТе (руководители этих площадок говорят о них без всякого раздражения: так, мол, и так, не получилось, бывает).

В театральном сообществе конфликт Долина с Меньшиковым оказался темой номер один. Два дня спустя Театр Ермоловой отменил премьеру. В соцсетях площадки появилось грустное видео с исчезающим названием «Двенадцатая ночь». «Вокруг спектакля сложилась обстановка, абсолютно несовместимая с творчеством», — писали в пояснительном тексте.

Вот как видел ситуацию Меньшиков: режиссер не справлялся, у него вышел бы слабый спектакль, а значит, оставался единственный способ спасти премьеру — отстранить Долина от работы и взять ее в свои руки. С точки зрения артиста и худрука, «Двенадцатая ночь» недотягивала до стандартов его театра. Так ли это было на самом деле? Ответа мы никогда не найдем. Не потому, что театр отменил премьеру, — просто сам вопрос некорректен.

Почему это важная история? Она доказывает, что старая парадигма театра, в которой живет Олег Меньшиков, сегодня бывает вредна. Меньшикову шестьдесят один год, его актерская карьера стартовала в конце семидесятых. Его базовые представления об искусстве, судя по всему, сформированы советским театром. А разница между тем театром и современным российским не только в унизительных приемках (премьеры приходилось согласовывать с чиновниками) и государственной монополии на спектакли, но и прежде всего в мышлении художников и зрителей.

В большинстве своем они верили, что искусство — в частности, театр — может быть объективно качественным или некачественным, как, например, бетон или сталь.

Разумеется, разные режиссеры, критики, цензоры по-своему представляли себе хорошие и плохие, профессиональные и непрофессиональные спектакли, но это не мешало им думать об искусстве в таких категориях.

Такие взгляды — по-прежнему не редкость. Но сегодняшняя театральная жизнь, в отличие от советской, более-менее однообразной, уже не отвечает этим убеждениям. Сейчас единственный критерий профессионализма, актуальный, скажем, для режиссера — умеет ли он решать свои художественные задачи. А какие это задачи — дело индивидуальное.

Пьесы можно писать с сюжетом или без. Спектакли могут быть похожи на жизнь или не похожи. Актеры могут орать или не орать. Можно развлекать публику, а можно нарочно вгонять ее в сон. Главное — чтобы художники понимали, какого рода опыт они предлагают зрителям и зачем. Если нашлось достаточно людей, для которых этот опыт почему‑то ценен, спектакль получился. Естественно, каждый зритель вправе критиковать его, и ни один худрук или куратор не обязан сотрудничать с его создателями (потому что ценности и предпочтения у всех разные, и это нормально). Но кем бы вы ни были, вы больше не можете утверждать, будто художник некомпетентен, а его поклонников подводит вкус.

Разговоры про хороший вкус и качество следует оставить в XX столетии.

Долин, внимательный почитатель старинного театра, в частности комедии масок, художник-эскапист, для которого диалог с традицией интереснее любой сегодняшней повестки, наследник авангарда начала прошлого века, равнодушный к театральной моде — в принципе не тот режиссер, который может нравиться всем (а бывают ли такие режиссеры?). Меньшиков волен не любить его спектакли и не приглашать его в театр — это его бесспорное право. Однако, предоставив режиссеру площадку для работы, признав его тем художником, который площадке зачем‑то необходим, руководитель в идеале должен ему довериться. Довериться режиссеру — значит дать ему самостоятельно поставить задачу. В этой логике только режиссер может решать, удачен ли его проект или неудачен, достиг ли он цели или не достиг.

Конечно, это верно только в том случае, если режиссер — подлинный автор спектакля, потому что бывает по-разному. Иногда работа режиссера заключается в том, чтобы деликатно оформить актерский бенефис (и такую работу тоже можно сделать блестяще). Иногда команда спектакля выбирает путь горизонтального театра, где лидера нет, и проект в равной степени принадлежит всем участникам. Но Долин не занимается ни тем ни другим, его профиль — это режиссерский театр. У него своя, ни на кого не похожая манера и довольно своеобразные интересы в искусстве.

Поэтому, когда вы заказываете ему спектакль, вы заказываете спектакль Олега Долина. Признавать его несостоятельным и тем более улучшать может только один человек — собственно Олег Долин.

Наверняка у Меньшикова были благие намерения — например, забота о зрителях, которым он постеснялся показывать за деньги неубедительную, на его взгляд, премьеру, или забота об артистах, партнерах по спектаклю, которых ему не хотелось оставлять в неудобном положении. Но если худруку всегда виднее, зачем вообще приглашать режиссеров со стороны?

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия