Школа была образована Ольгой Львовной Свибловой как фотографическая, но спустя какое-то время стала мультимедийным учебным заведением. Каждый год ее заканчивают от 22 до 25 человек. И все больший процент выпускников теперь работает в современном искусстве — среди них можно увидеть художников, участвующих в фестивалях, выпускающих книги, получающих награды — премию Кандинского и «Инновацию».
10 лет назад, когда школа образовывалась, арт-фотография была одной из ведущих медиа в мире. Она была широко представлена и на биеннале, и на коммерческих ярмарках. Из-за массовой фотографии ее роль упала, хотя, конечно, она продолжает существовать. Ну и молодежь сегодня не так увлекает работа с фотографией, как это было раньше.
С одной стороны, кажется, что не будь Школы Родченко, то на ее месте была бы другая. Но не так просто создать школу, где дети учатся бесплатно. Не было бы второй Свибловой, которая смогла найти с государством консенсус в области обучения современному искусству. Была бы школа, но не было бы лауреатов премий, мощной волны видеоарта, вышедшего из класса Кирилла Преображенского, не было бы такого количества мультимедийных художников, потому что основные русские мультимедийные артисты — преподаватели Школы Родченко: Чернышев и Шульгин.
Выставка встроена в программу Биеннале молодого искусства. В ней я хотел уйти от формата best of the best — хотя нам есть что показывать. Мне хотелось продемонстрировать саму школу, идеи молодых людей и то, как преподаватель дает задания, а ребята их выполняют.
11 выдающихся выпускников
Антон Акимов
2010
2011
«Примирение»
«Примирение»
«Домики»
«Домики»
Отучился в Уфе на юриста, в 2009 году закончил Школу Родченко. Снимает много архитектуры, интерьеров и пространства. Один из самых интересных проектов — «Невидимые города». В 2010 году правительство опубликовало список моногородов, которые находятся в критически тяжелом экономическом состоянии, и Акимов вместе с коллегами решил показать повседневную жизнь Пикалево, Минусинска, Сясьстроя, Буденновска и многих других. В Волжске, например, Акимов снимал маленькие домики на деревьях, построенные из развалин порушенных бараков. Еще один из проектов, заслуживающих упоминания, — мастер-класс по фотографии для слепых, прошедший на «Флаконе» в 2014 году, который был организован совместно с фотографом Стивом Эррой. Совместный проект с историком Дмитрием Опариным о московских домах из публикаций в журнале «Большой город» перерос в книгу «Дома», которая при поддержке Музея Москвы будет издана в сентябре.
Полина Канис
Одна из самых известных молодых видеохудожниц. Долго занималась танцем, закончила педагогический институт в Петербурге, а когда переехала в Москву, устроилась ассистентом продюсера в Filmservice Production. Сначала занималась фотографией в Школе Родченко на курсе Ирины Меглинской, а потом попала в группу Кирилла Преображенского, студенты которого регулярно приносят школе премию Кандинского. Собственно, Кандинского она получила в 2012 году за забавное видео, где ловит подолом короткой юбки куриные яйца и складывает их в корзину. А за прошлогоднее видео «Бассейн» (люди заходят, собственно, в бассейн и исчезают) получила премию Курехина и была номинирована на «Инновацию».
Марго Овчаренко
Без названия. Из серии «Furious Like a Child», 2012
Без названия. Из серии «Herimitage», 2011
Без названия. Из серии «Herimitage», 2011
Тоже юрист — и тоже так или иначе связана с танцем: занималась художественной гимнастикой. Резидентка бенеттоновской «Фабрики», призер гранта «Гаража» — с выставками на всех мыслимых площадках (в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, участвовала в Нью-Йоркском фотофестивале). Три года назад считала, что нужно сосредоточиться на одном медиа, прежде чем исследовать другое («как только научишься зарабатывать деньги на фотографии, можно смело обращаться к перформансу и живописи, а фотографии тогда можно будет сложить на полку»), а сейчас ратует за мультидисциплинарность, работу с различными медиа и личный выбор художника.
Даниил Зинченко
Еще мальчиком сыграл в «Серебряных головах» некрореалиста Евгения Юфита. В его дипломной работе «Горизонт» партизаны закапываются в землю, а в проекте «Некрофония» он вместе с Настей Дергачевой и Мишей Максимовым прослушивал могилы русских писателей и ученых. С Петей Жуковым основал группу «Вверх!», чтобы работать с темой русского космизма. Дебютный фильм «Эликсир» (партизаны, космонавты, ученые и Родина-мать ищут бессмертие) был показан на Берлинском кинофестивале.
Данила Ткаченко
«Escape»
«Escape»
«Escape»
«Escape»
«Escape»
«Escape»
«Escape»
Airplane — amphibia with vertical take-off VVA14. The USSR built only two of them in 1976, one of which has crashed during transportation.
«Restricted Areas»
Headquarters of Communist Party.
«Restricted Areas»
Sarcophagus over a closed shaft which is 4 km deep — was one of the deepest scientific shafts in the world at the time.
«Restricted Areas»
Номинант и лауреат, кажется, всех главных премий — World Press Photo, Leica Oskar Barnack Award, 30 under 30 от агентства «Магнум», участвовал в параллельной программе последней «Манифесты» и номинировался на премию Кандинского. На проекты у него действительно уходят годы: на «Закрытые территории» и «Побег» он потратил их три. Для «Побега» разыскивал людей, которые добровольно ушли в отшельничество: звонил в газеты и лесничества, узнавал подробности у местных жителей. Для «Закрытых территорий» снимал зимой секретные объекты, военные памятники, ступени космических ракет и даже экран биозащиты от излучения радиолокационной станции.
Саша Пирогова
Библимлен, видео, 10', 2013
Очередь, видео, 10', 2014
Rundling видео, loop, 2015
Agon, видео, 16', 2016
В детстве увидела на канале «Культура» современный танец с людьми, которые катались на полу, и подумала, что именно этим и хочет заниматься. Но сначала отучилась в матклассе, позже — на физфаке МГУ. Параллельно занималась капоэйрой и современным танцем, решила поступить в Школу Родченко. На время студенчества пришелся юбилей Российской библиотеки, которая предложила школе сделать совместную выставку. Из того проекта сложилось видео «Библимен», за которое Саша получила сразу две премии «Инновация» — «Новая генерация» и специальный приз, а после выпуска из Школы Родченко успела побывать в трех резиденциях — в Париже, Берлине и Лейпциге. Результаты последней (Rundling) побывали на только что закрывшейся выставке в Манеже в компании других «Фокусов»: проекта по мотивам сорокинской «Очереди» и спортивного перформанса в декорациях действующего московского завода.
Дмитрий Венков
Защитил диплом в Университете Орегона на тему советской комедии, а дипломная работа в Школе Родченко называлась «Безумные подражатели»: история маргинальной коммуны, поселившейся вдали от цивилизации у МКАД — чтобы прокормиться, асоциальные личности колдуют, приманивая товары из проезжающих по МКАД машин. Главные роли исполняли арт-критики Саша Обухова и Оксана Саркисян, а также художники Арсений Жиляев и Сергей Пахомов. Проект получил премию Кандинского.
Кирилл Савченков
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
«Museum of Skateboarding»
По образованию радиофизик, начал фотографировать в 2003 году, когда стал кататься на скейтборде. В 2015 году сделал проект «Музей скейтбординга» — где доска была инструментом для понимания жизни города и общества. Его книга «Айсберг» о жизни на окраинах Москвы вошла в шорт-лист MACK First Book Award в 2014-м. Сейчас занимается в основном перформансом, инсталляцией и видео. Про него писали The Calvert Journal и 032c, а вместе со студентами школы он выпустил групповой зин — «Третий». Для одной из выставок проводил перформативную экскурсию по Ясенево. Преподает в школе уже четыре года, а в 2015 году на «Фабрике» провел специальный проект «Horizon Community Workshop» в рамках «Агентства сингулярных исследований»: в течение нескольких сессий обсуждались способы выживания в окружающем мире.
Екатерина Самуцевич
Закончила Московский энергетический институт, работала программистом в оборонном концерне «Моринформсистема-Агат», а в 2008 году присоединилась к своей подруге Надежде Толоконниковой из группы «Война». В 2009 году закончила Школу Родченко с дипломным проектом «Subverse Web Browser». Вместе с Толоконниковой боролась за Химкинский лес, права сексуальных меньшинств и стала частью группы Pussy Riot. За известную акцию в храме Христа Спасителя получила условный срок.
Тоня Баевер
Объект «Говно», 2015
Объект «Merde», 2015
Объект «Scheiße», 2015
Объект «Shit», 2015
Сначала хотела заниматься кино — но курсы при ВГИКе разочаровали. Ранние работы — критические: в видео «Мастерская» стрижет перед камерой представителей арт-сообщества, в дипломном проекте Школы Родченко исследует, можно ли купить себе диплом арт-школы. В одном из видео заслуженные герои видеоарта Вито Аккончи и Брюс Науман играют в шашки видеокассетами и рассуждают о бренности медиа («Я часто думаю о пионерах видеоарта»), в другом она тащит по пустыне усталого верблюда, уговаривая его подниматься и идти вместе с собой («Добираясь вместе»). Из последних проектов — кураторские работы, например, выставка «произведений звезд мирового искусства» в «Новом крыле» Дома Гоголя, где вместо работ, которые никто не видел, показаны их фотографии — и непонятно, есть ли работы на самом деле. Также протестные выставки: в рамках «Золотых слов» были представлены абстрактные картины со словом «говно» на разных языках.
Никита Шохов
«Черное море», 2011–2012
«Черное море», 2011–2012
«Переславль-Залесский», 2011–2012
«Переславль-Залесский», 2011–2012
«Переславль-Залесский», 2011–2012
«Рублевка», 2012–2013
«Рублевка», 2012–2013
«Рублевка», 2012–2013
«Рублевка», 2012–2013
«Рублевка», 2012–2013
«Бологое», 2014
«Бологое», 2014
«Пустые холмы», 2011
«Пустые холмы», 2011
«Moscow Nightlife», 2010–2015
«Mr. President», 2012
«Mr. President», 2012
«Mr. President», 2012
«Mr. President», 2012
«Сакральная процессия», 2011–2014
«Сакральная процессия», 2011–2014
«Сакральная процессия», 2011–2014
Сын уральского художника. Сначала учился в Екатеринбурге на юриста, а потом решил поступать во ВГИК. С последним вузом не срослось, но, чтобы поступить на кинооператора, нужно было заняться фотографией — с этого все началось. Сегодня у него в кармане приз фестиваля World Press Photo 2014, участие в параллельной программе «Манифесты-10», биеннале Photoquai в Париже и солидная выставочная история. Для выставки в МАММ в 2014-м, например, он снимал хипстеров из «Солянки», посетителей стриптиз-клубов на окраине, околохудожественную молодежь на вечеринках в Политехе и солидных мужчин в ВИП-зонах. Издание Aroundart считает его одним из самых острых, ироничных и неразговорчивых молодых фотографов.