Вышла постапокалиптическая игра Biomutant о приключениях пушистого, но воинственного зверька. Ее ждали несколько лет и, судя по первым рецензиям, не все ожидания оправдались. «Афиша Daily» попросила Данила Леховицера рассказать о том, почему в Biomutant все же стоит сыграть, и найти в ней скрытые высказывания об антропоцене.

В пересказе Biomutant может напомнить то ли утопию, то ли траурную панихиду: глобальные мегакорпорации не слушали канал Discovery и прогнозы футурологов, продолжили бесконтрольно поглощать ресурсы планеты, из‑за чего человечество погибло, а зверушки восторжествовали. Северная Америка настолько очистилась, что антропоморфные звери говорят на языке чепухидиш, придерживаются восточной философии — поэтому занимаются вун-фу, копят энергию ци и точат катаны. Не все, правда, гладко: общество раскололось на множество воюющих фракций, а корни поддерживающего мироздание местного Иггдрасиля жуют чудища-мироеды.

В этих условиях главными задачами вашего героя, безымянного белко-лисо-енота-и-еще-что‑то, становится объединение племен и уничтожение гигантских монстров, пожирающих Древо, — почти как в льюискэрроловской «Охоте на Снарка». Помогает в этом наплечный автомат в виде кузнечика, который также выступает закадровым рассказчиком и переводчиком диалектов чепухидиша и для героя, и для игрока. А еще он может превращаться в планер, турель или лекарственную инъекцию. Вообще, такого вот «может превращаться» в игре довольно много — Biomutant предлагает смену одной игровой механики на другую каждые три-четыре часа: файтинг и слешер, шутер и совсем немного паркура, полеты, управление роботом, езда на водном мотоцикле, вьючных животных, подводное плавание.

В игростроении стало комплиментом сравнение открытого мира в играх со святыми вещами вроде The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Она считается эталоном, потому что предлагает мир с бесконечным количеством способов достижения целей, а не просто разбросанными по карте заданиями. C небольшой натяжкой это можно сказать и о Biomutant: восемь квадратных километров карты, дюжина разнообразных природно-климатических зон, интерактивные объекты каждые 40 секунд. Дизайн уровней и окружения — самая сильная сторона игры, напоминающая ту же Zelda и самые красочные локации Ghost of Tsushima. Среди недостатков — недокрученная боевая система, кое-как сделанные кат-сцены и однообразные диалоги.

© Experiment 101

Несерьезность

Вместе с тем хочется встать на защиту Biomutant — игру слишком долго ждали, целых три года. Как в случае с любым долгостроем, компании пришлось подогревать интерес публики, что привело к завышенным ожиданиям. В итоге получилась ситуация, в которую уже когда‑то попала The Order: 1886, другая игра, пострадавшая от больших ожиданий. Biomutant — первая крупная игра шведской студии Experiment 101, над которой работало всего 20 человек. Для такой команды дебют получился отличным.

Почти любая рецензия сетует на несерьезный тон. Но критиковать ее несерьезность, это почти как ругать Nickelodeon, который не показал «Клан Сопрано». Biomutant и не должна быть такой — она работает с эффектом Hello Kitty и окситоциновой экономикой: всех ее обитателей хочется обнять, погладить и получить, в свою очередь, порцию умиления. Возрастной рейтинг 12+ — если вы перевалили за отметку нежного возраста, то Biomutant просит от вас только одно — включить режим внутреннего ребенка.

Эволюция будущего

Игра рассуждает на философично-экологическую тему. В 1981 году вышла странная для того времени книга «После человека» антрополога Дугала Диксона, которую мягче всего можно описать, как работу о спекулятивной зоологии и weird-эволюции. Но Диксон 40 лет назад уже рассуждал о том, что сейчас занимает многих философов, — о контуре постчеловеческого мира после позднего капитализма.

Он утверждал: после выпадения самоуничтожившегося человека из земной экосистемы животный мир изменится настолько, что будет напоминать бестиарий из книг о Ведьмаке: парнокопытные кролики, землеройка-одуванчик, циклопических размеров пингвины заменят исчезнувших китов. Ученый доказательно, даже слишком тщательно описывает, почему будут удлиняться конечности белок и как руины городов спровоцируют животных обзавестись копытами.

Biomutant кажется геймификацией зоологических чаяний Диксона. Сыграть предстоит за разумного мутировавшего зверька, пережившего экологический кризис и конец человечества. Словно по лекалам книги Диксона, нужно выбрать физические параметры: длинные, гуттаперчевые конечности или же крепкие, но короткие; размер черепной коробки, плотность торса. Все это повлияет на интеллект, ловкость и стойкость к радиации.

В каком‑то смысле, книгу Диксона теперь можно прожить: видеоигры остаются единственным способом почувствовать себя в другом теле, гендере, в непривычных этических границах, наконец, в другом биологическом виде. Biomutant дает опыт инаковости — предлагает человеку антропоцена сыграть за другое существо, когда ни человека, ни супермаркета, ни всего, что ему дорого, уже не будет.

Где играть на PS4, Xbox One и в Steam

Еще три игры о зверушках

Maneater

© Tripwire Interactive

Человеконенавистническая, неприлично веселая игра с простым сводом правил: играй акулой — ешь человека. Своего рода спортивный симулятор, но с элементами хоррора. Как и в FIFA или Tony Hawk, валюту здесь дают за выполнение эффектного трюка: нужно как можно красивее выпрыгнуть из воды, сделать что‑то вроде тройного акселя и откусить человеку конечность.

Где играть на PS4, Xbox One и в Steam (а также на консолях нового поколения)

Lost Ember

© Mooneye Studios

После смерти беспамятная душа главной героини переродилась в теле волка. Теперь игроку предстоит по крупицам собрать воспоминания о прошлой жизни и попасть в некий Город света — обитель всех упокоенных душ. Lost Ember — текучая игра с парадоксально динамичным и медитативным ритмом: весь игровой процесс построен на перемещении души из тела волка в тело рыбы или птицы.

Где играть на PS4, Xbox One и в Steam

Ancestors: The Humankind Odyssey

© Panache Digital Games

Игра бывшего разработчика Assassin’s Creed и Prince Of Persia Патриса Дезиле предлагает прожить процесс эволюции от обезьяны до человека — с копьем, джунглями и саблезубыми тиграми. Впечатление примерно то же, что от просмотров фильмов натуралиста Дэвида Аттенборо или другой вдохновляющей анималистической документалки: мир прекрасен, небо голубое, эволюция — отличная штука.

Где играть на PS4, Xbox One и в Steam
Подробности по теме
The Legend of Zelda для чайников: почему мир сошел с ума от новой «Зельды»
The Legend of Zelda для чайников: почему мир сошел с ума от новой «Зельды»