Режиссер, художественный руководитель «Современника»
«На этот год мы запланировали множество событий — как театральных в привычном смысле этого слова, так и междисциплинарных. Все задуманное можно условно разделить на три больших блока: год памяти Галины Борисовны Волчек, обновление репертуара, события ко дню рождения театра. Последние, кстати, охватят весь сезон и даже немного выйдут за его пределы».
Новый фирменный стиль
«Новая айдентика нужна «Современнику» потому, что «обертка» не соответствует «продукту». Предыдущий графический стиль устарел, он никак не перекликался с архитектурой этого места и духом театра. При этом название «Современник» совсем не устарело, а скорее, наоборот, обретает сейчас новые смыслы.
Разрабатывая концепцию, конечно, мы вдохновлялись архивными материалами, старыми афишами 60–70-х годов. В то время все афиши были исключительно типографические — без картинок, только текст. Мы подумали, что было бы здорово перенести этот принцип и в новую айдентику, переосмыслить его без стилизаций под старые шрифты, без декора. Логотипа в привычном понимании в нашей графической системе тоже нет.
В поисках графических гипотез мы препарировали слово «современник». Отделили приставку «со» и обнаружили в нашем языке много других слов с этой приставкой, которые удивительным образом подходят нам по смыслам, могут транслировать ценности и новую концепцию театра. Так же придумался двухчастный знак «СО» — месяц и луна. Мы не хотели, чтоб это был статичный символ, который ставят в угол макета, поэтому на всех форматах знак динамично «летает» по композиции. Как это ни странно, разъединив его, мы хотим показать идею соединения, предлагаем зрителю поиграть в игру — соединить два элемента глазами самостоятельно».
Премьеры
«Собрание сочинений»
Первый спектакль в новом сезоне и дебютная постановка Виктора Рыжакова в должности художественного руководителя
«Текст «Собрания сочинений» родился этой зимой. В начале января Евгений Гришковец поделился со мной замыслом и литературным эскизом. Уже через месяц сам драматург прочел пьесу труппе — эта традиция находиться в диалоге с автором и вместе с ним знакомиться с новым текстом уходит своими корнями в прошлое «Современника». В феврале мы начали репетиции, сначала офлайн, а затем переместившись в онлайн-пространство. Погружение в простую историю одной простой семьи обернулось исследованием очень серьезных всечеловеческих вопросов, ценностей, кодов. Это сложное, но невероятно интересное исследование сейчас мы продолжаем вместе со зрителем».
«Оттепель»
Романтика 60-х и старые песни о главном
«Оттепель была временем, когда всколыхнулись все творческие силы. Сейчас общество переживает схожий подъем — даже в условиях нашей бесконечно изменяющейся зыбкой реальности потребность сотворчества, соединения безусловна. Именно поэтому идея оттепели в ее чистом, изначальном смысле так близка и созвучна нашему поиску».
«Девочка Надя, чего тебе надо?»
Оптимистическая трагедия по киноповести Геннадия Шпаликова
Режиссер
«Шестидесятые — мой любимый период в истории СССР. Это удивительное время по своей свободе, вере, высказыванию, личностям. Но в тот же момент — трагичное и беспощадное к людям, которые верили в перемены и в то, что они сами могут творить историю и свою жизнь.
«Девочка Надя» сценариста, поэта и режиссера Геннадия Шпаликова для меня является итогом шестидесятых, а сам Шпаликов — олицетворением оттепели. Когда вокруг уже все летит в пропасть и начинается очередной застой, остаются надежда и вера. Шпаликов до конца своих дней верил, что все, что делал он и его поколение, не напрасно».
Также в октябре зрителя ждет проект выпускников Школы-студии МХАТ «Чуш» Астафьева, или Все, что осталось после нашей экспедиции на родину автора» и новое прочтение пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». На основной сцене появятся большой проект по текстам и музыке Виктора Цоя, инсценировка романа Уилльяма Сомерсета Моэма «Театр» режиссера Владимира Панкова, современная адаптация эсхиловской «Орестеи» в постановке Евгения Арье и пьеса «Первый хлеб» в постановке Бениамина Коца.
С этого года «Современник» начинает сотрудничество с БДТ им. Георгия Товстоногова и израильским театром «Гешер». Театр также планирует привлекать к работе молодых художников: студентов-сценографов из мастерской Николая Симонова (ГИТИС) и мастерской Гали Солодовниковой (Британская высшая школа дизайна) и дизайнеров из мастерской Павла Борисовского (НИУ ВШЭ).
Выставки и проекты
«Другая Волчек»
Октябрь
1 и 2 октября в фойе театра пройдет мультимедийная вертикальная выставка «Другая Волчек», посвященная памяти бывшей художественной руководительницы театра — потолок фойе основной сцены заполнят уникальные фотографии, цитаты и рукописи рассказов, манифестов и размышлений Галины Борисовны. Вспоминать о Галине Волчек будут не только внутри театра: по словам Рыжакова, уже зимой должен совершить первый рейс борт «Аэрофлота», которому будет присвоено ее имя.
«Семь»
Март
Руководитель отдела развития «Современника»
«Лаборатория для режиссеров и драматургов «Семь» — первый проект, направленный в прошлое. Он начался в августе и продлится в течение всего сезона. Участники лаборатории искали большую идею «Современника»: в архиве театра, в разговорах с артистами и сотрудниками. Они слушали лекции и погружались в историко-культурный контекст эпохи, так что в финале года ждем серию пьес, вдохновленных театром».
«56–65. Новый сезон»
Апрель
Художник, куратор выставки
«Сейчас рабочее название проекта — «56–65. Новый сезон» (отсылка и к году основания театра, и к его юбилейной дате). Это совместный проект «Современника» и Московского музея современного искусства, цель которого — провести зрителя по двум эпохам и предложить ему найти точки их соприкосновения.
Первая эпоха — это, конечно, поколение создателей «Современника», причем не только тех, кто непосредственно открывал театр, но и тех, кто их окружал. Помимо главных персон театра, мы хотим рассказать и о художнике Таире Салахове, и о композиторе Олеге Каравайчуке, и о кинорежиссере Марлене Хуциеве, и о многих других. Творчество всех этих людей легло в основу нашего культурного кода. Возможно, не будь их, мы бы сейчас ощущали себя совсем по-другому. Поэтому мне хотелось не только их историю показать, но и сопоставить то молодое поколение с современным — с теми художниками и артистами, которым сейчас чуть больше двадцати. Разумеется, они не одинаковы, но у них есть две главные общие черты — бесконечное ощущение свободы и желание высказываться на волнующие темы».
«Современник. Stream»
Апрель
Фотопроект с участниками труппы «Современника» можно будет увидеть на юбилейной выставке театра. Кроме этого, авторы планируют выпустить фотоальбом и серию книг с интервью, в которых актеры, режиссеры и художники разных поколений размышляют на тему современной культуры.
Фотограф, создатель проекта
«Любой институт должен постоянно меняться, двигаться вперед. Когда возник «Современник», это был прорыв: он быстро стал самым передовым театром, потому что почувствовал время и устремился за ним. С тех пор прошло 60 лет, и если вопросы, которые поднимают спектакли, не изменились, то язык коммуникации, в том числе визуальный, — очень. Поэтому моей задача было обновить именно внешнюю составляющую, то, как театр транслирует себя миру.
В рамках проекта мы сняли новые портреты для всех членов труппы — это около 60 человек — и записали с каждым из них мини-интервью. Основные два вопроса, которые задавались всем артистам, — «Что такое современное?» и «Кто для вас современники?». Для некоторых артистов новый формат съемки был непривычным: они привыкли к классическим портретам, а я хотел сделать что‑то более модное, отвечающее запросам времени. С помощью определенных приемов, например приглушенного света или каких‑то необычных движений в кадре, мне хотелось приблизить «современников» к современникам, сделать их более понятными и интересными друг другу».