Epic решила обойти правила Apple
Игровая компания Epic, известная по популярной королевской битве Fortnite и магазину Epic Games Store, анонсировала новый способ покупки внутриигровой валюты в мобильных версиях игры, который не использует экосистему App Store и Google Play. Согласно правилам магазинов App Store и Google Play, внутренние покупки проходят через экосистему iOS или Android, а компании берут за предоставление своей инфраструктуры комиссию; известно, что комиссия Apple составляет до 30% в первый год и до 15% в последующие. За два года после выхода Fortnite на iOS Apple с помощью этой комиссии заработала на игре около 360 миллионов долларов.
Apple это не понравилось
Компания заявила, что Epic нарушила правила App Store и добавила функцию, которая не была одобрена модераторами магазина. «Тот факт, что их бизнес-интересы заставляют продавливать особые договоренности, не отменяет единых принципов работы, которые создают равные условия для всех разработчиков», — сказали в Apple. И Apple, и Google удалили игру из своих магазинов в тот же вечер. Apple уточнила, что собирается работать вместе с Epic, чтобы вернуть игру в App Store. Глава Epic Тим Суини говорит, что его нинтересует открытая платформа для всех разработчиков, а не индивидуальная договоренность с Apple.
Похоже, Epic решила спровоцировать Apple
Сразу после удаления игры в официальном твиттере Epic появился анонс нового внутриигрового события. Он ссылается на легендарный рекламный ролик Apple под названием «1984». В нем главная героиня — девушка в спортивной форме и с огромным молотом — пытается уничтожить Большого Брата. По задумке компании, роль Большого Брата играла компания IBM, которая в те годы занимала доминирующие позиции на рынке компьютеров. Apple же была развивающейся компанией, которая хотела оспорить позиции IBM. Epic цитирует рекламу и переворачивает ее с ног на голову, представляя Apple Большим Братом.
Epic также подала антимонопольный иск против Apple, которая, по ее словам, использует доминирующее положение на рынке. «Удаление Fortnite — это еще один пример того, как Apple использует свою огромную силу, чтобы накладывать необоснованные ограничения и незаконно поддерживать монополию на рынке платежей через iOS», — сказано в иске. Возможно, удаление Fortnite было заранее спланировано, чтобы начать разбирательство.
Игроков в Fortnite хотят сплотить против Apple
Компания анонсировала скидки на внутриигровую валюту. Если платить не через App Store, а напрямую Epic, то тысяча V-баксов будет стоить не 10, а 8 долларов. «Если Apple и Google в будущем снизят свою комиссию, Epic передаст эту разницу игрокам», — сказано в заявлении. Вероятно, таким образом Epic попыталась рассказать о комиссии игрокам, показать их выгоду и расположить к себе.
Кроме того, Epic предупредила игроков на iOS, что они не получат контент нового сезона, который выйдет 27 августа, потому что App Store блокирует обновления. Чтобы оказать дополнительное давление на Apple, в социальных сетях запустили хештег #FreeFortnite, чтобы поддержать возвращение игры в магазин.
Кто еще воевал с Apple из‑за правил в App Store
В 2016 году стриминговый сервис Spotify, на который тогда были подписаны 100 миллионов человек, отказался от платежей через экосистему Apple. Стриминг посчитал, что комиссии в App Store несправедливо высокие, модераторы магазина отклоняют обновления по непонятным причинам, а сама Apple использует свой же сервис для продвижения Apple Music, конкурирующего приложения. Подписаться на Spotify можно через сайт стриминга, в 2019 году Apple говорила, что 99,5% подписчиков платят за Spotify в обход ее экосистемы. В 2019 году Spotify подала жалобу в Европейскую комиссию на несправедливые комиссии в App Store.
Глава Epic Тим Суини уже критиковал правила App Store. В начале августа стало известно, что облачные игровые сервисы Microsoft xCloud и Google Stadia не смогут работать на айфонах, потому что нарушают правила магазина. Apple не сможет проверить все игры в облаке, доступ к которым дают xCloud и Stadia, а это противоречит правилам App Store. «Перед тем как попасть в наш магазин, все приложения проверяются по одним и тем же гайдлайнам, которые предназначены для защиты потребителей и обеспечения равных условий для разработчиков», — заявили в компании.
Облачные игры иногда сравнивают с Netflix: в обоих случаях магазин приложений до конца не контролирует контент, который получают пользователи, потому что он находится как бы внутри другого магазина. Apple воспринимает Netflix и облачный гейминг по-разному. Ключевое отличие в том, что игры интерактивны, а у пользователей App Store сформировались некоторые стандарты качества. Но в чужом игровом магазине Apple просто не сможет его обеспечить. Контент в Netflix ни Apple, ни Google, конечно, не контролируют.
Microsoft не придумал, как обойти ограничения. Без владельцев айфонов и айпадов, которые могли бы подписаться на сервисы, xCloud и Stadia могут столкнуться со сложностями во время запуска. «Apple поставила метавселенную вне закона», — написал Суини в твиттере. Он считает, что правила Apple не позволят разработчикам создать кросс-платформенный мультиплеер не только в xCloud, но и в Fortnite, Minecraft и Roblox.
Глава Telegram Павел Дуров также недавно критиковал комиссии в App Store. По его словам, из‑за 30-процентного налога пользователям приходится платить больше, а разработчикам — больше вкладываться в свои приложения (или вставлять в приложения рекламу).
«Миллиарды долларов, которые разработчики отдают в Apple, могли бы идти на повышение качества популярных приложений, — писал Дуров. — Сегодня эти миллиарды пылятся на офшорных счетах Apple и не приносят пользы человечеству, в то время как отдавшие эти деньги авторы приложений пытаются изыскать ресурсы для совершенствования своих разработок».
В 2016 году команда Telegram тоже столкнулась с ограничениями магазина. Она запускала внутри мессенджера игровую платформу, выкладываться на которую смогли бы даже сторонние разработчики. Но Apple запретила это делать, поэтому команде пришлось удалить и каталог игр, и все разработки.
«Фактически сегодня все разработчики мира, которые продают пользователям смартфонов премиальные и цифровые услуги, работают на Apple и Google в большей степени, чем на самих себя», — написал Дуров.