Интернет-культура

Как «Клуб романтики» и визуальные новеллы стали новыми любовными романами

Текст и интервью:
Любава Зайцева
31 мая 2020 в 17:30
Мобильные визуальные новеллы про любовь — новый тренд в интернет-культуре. Одна из них — «Клуб романтики» — стала феноменом с миллионами фанатов и локальными шутками. Любава Зайцева погрузилась в мир новелл и рассказывает, как российские подростки стали ими интересоваться и почему от них так сложно оторваться.

Аниме

Игры в жанре визуальной новеллы появились в Японии в 1980-х годах. В классическом варианте это текстовая история с анимированными или статичными персонажами (чаще всего в стиле аниме). В них игрок принимает за своего персонажа решения, которые иногда неожиданным образом сказываются на истории. Часто новеллы путают с симуляторами свиданий. Но в отличие от них, сюжет новелл далеко не всгда строится вокруг любовных отношений, например, это могут быть научно-фантастические, фэнтезийные истории, комедии и даже хорроры, как в играх VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action, Coffee Talk, Steins;Gate, Doki Doki Literature Club!, Neo Cab.

Визуальные новеллы делают и маленькие студии, и крупные гейм-дизайнеры (в 1994 году новеллу Policenauts писал даже Хидэо Кодзима), а создают их не только в Японии: существуют игры, сделанные в США, Италии, России и других странах. Некоторые из них продолжают японские традиции и рисуют в аниме-стилистике, другие делают ставку на реализм. В России одной из первых визуальных новелл стала выпущенная в 2013 году игра «Бесконечное лето». Героинями и героями в ней были вымышленные персонажи, которые сложились внутри сообщества «Двача» и других имиджбордов.

«Бесконечное лето»

Преимущественно жанр популярен у фанатов аниме. Но в последнее время на него обратили внимание и те, кто не интересуется японской анимацией. Одна из причин — популярность игры «Клуб романтики».

«Клуб романтики»

Одну из самых популярных (и точно самую мемную) в СНГ новеллу два года назад выпустили молдавские разработчики из Your Story Interactive. На данный момент в магазине Google Play игру загрузили больше 10 миллионов раз. Это не первый проект студии — в 2017 году она дебютировала с космическим хоррором «Zarya-1», который тоже вышел на телефонах.

«Клуб романтики» состоит из множества историй в разных жанрах: вампирское фэнтези «Рожденная Луной», пиратские приключения «Паруса в тумане», пляжный детектив «Высокий прибой». Все они так или иначе перекликаются с сюжетами известных фильмов и сериалов: например, история «Секрет небес» о школе между раем и адом сразу отсылает к «Гарри Поттеру», сериалу «Люцифер» и мультфильму «Друзья ангелов». Персонажи новелл во многом похожи на реальных людей: Люк Моринг из «Теней Сентфора» срисован с молодого Леонардо Ди Каприо, а Дэвид Тарино из «Моей голливудской истории» — с Квентина Тарантино (на что намекает его имя). Разработчики утверждают, что все совпадения случайны.

Неизменным в каждой истории остается одно: любовные отношения с понравившимся персонажем (а иногда сразу с несколькими). Встречаться можно как с парнями, так и с девушками, некоторых добиться легко, для отношений с другими нужна целая последовательность определенных действий. Часто решения, которые нужно принять, бывают неочевидными, поэтому для игроков публикуют специальные гайды. Если же никто из героев не нравится, можно просто следить за сюжетными поворотами.

«Клуб романтики»

Механика игры ничем не отличается от классических визуальных новелл. Игроки принимают за главную героиню решения, которые влияют на историю и ее отношения с другими персонажами. С одной стороны, они сами решают, каким будет характер героини, с другой стороны, каждая девушка обладает своими чертами. Разработчики пытаются прописывать их как независимых, смелых, находчивых, способных на сложные решения. Но из‑за этого они страдают синдромом Мэри СьюПерсонаж со множеством достоинств, у которого легко получаются даже самые сложные задачи. Способности этого персонажа настолько выдающиеся, что он может выглядеть нереалистичным даже по меркам фантастического мира, в котором находится. и выглядят персонажами без изъянов. В последних историях от этого попытались избавиться — и у героинь появились свои скелеты в шкафу.

Челлендж

С выходом новых историй, которые появляются раз в три-четыре месяца, отношения с фаворитами становятся более сложными и многогранными. В первых историях — «Рожденная луной», «Королева за 30 дней», «Моя голливудская история» — с персонажем достаточно было поддерживать более-менее хорошее общение, а интимные сцены и романтические отношения были бесплатными. В одной из недавних новелл разработчики шутили по поводу этих легкодоступных персонажей. Александр Нильсен из «Я охочусь на тебя» отвечал главной героине, что не собирается влюбляться в нее с первого взгляда, как какой‑то плоский персонаж из видеоигры.

В последних же новеллах — «Высокий прибой», «Секрет небес», «Я охочусь на тебя» — отношения стали сложнее. Например, чтобы добиться Джейка из «Высокого прибоя», нужно идти строго по гайду, одна ошибка — и интимная сцена не откроется. Это создает для игрока в «Клуб романтики» челлендж.

За некоторые важные решения (особенно, если они касаются любви) нужно платить игровой валютой — алмазами. Их дают за просмотр рекламы, завершение серии, запуск приложения, но также и продают за обычные деньги. За алмазы покупают одежду или прически, любовные сцены с фаворитами или спасение персонажа от смерти, а также самые важные выборы, которые повлияют на репутацию героини и ход истории. Если не купить достаточное количество улучшений, то отношения с фаворитами испортятся, а история свернет не туда и вообще закончится плохо.

Дима Веснин

Геймдизайнер, автор телеграм-канала Backtracking

Эта система с алмазами дает игрокам явные преимущества, но не позволяет сразу пройти по идеальному пути. Их нужно копить, что только подстегивает фантазию и оставляет больше времени, чтобы помечтать, перед тем как увидеть заслуженный поворот истории. От этого и результаты кажутся более приятными — не зря же вы их ждали!

Любовные романы

Успех игры во многом обязан вирусному эффекту в соцсетях. В тиктоке существует огромное фанатское сообщество и аккаунты, которые снимают видео и шутят только о «Клубе романтики». Часто такие мемы невозможно понять без контекста, поэтому многие скачали игру, чтобы разобраться в многочисленных мемах про Виктора и Люцифера.

Tabou

Фанатам «Клуба романтики» нравится, что в игре они переживают ощущения, которых в жизни нет. «У меня всегда были проблемы с парнями, — рассказывает 19-летняя Елизавета из Калуги. — В «Клубе романтики» я могу быть с кем захочу и получать от этого реальные эмоции. Это почти как настоящие отношения». Другим нравится участие в фандоме, которое дает ощущение сплоченности. «Я вообще фандомный человек, и «Клуб романтики» просто не могла пропустить, — говорит София из Калининграда. — Тем более там есть потрясная история «Тени Сентфора», основанная на моих любимых сериалах «Американская история ужасов» и «Очень странные дела». Кого‑то привлек дизайн и характеры персонажей. «Мне нравится, что персонажи в игре совершенно разные по внешности и характеру, есть из чего выбрать, — рассказывает Дарья из Москвы. — Все герои безумно красивые, отлично нарисованы».

Дима Веснин

Геймдизайнер, автор телеграм-канала Backtracking

Визуальные новеллы передают дух любовных романов. В них есть знакомый вымышленный мир и несколько героев со своими характерами. «Какому из этих очаровательных незнакомцев позволить за мной ухаживать?» — вопрос, который редко встает в повседневной жизни, но выбор, о котором приятно помечтать.

Как и любовные романы, эти игры очень доступны — мягкий переплет с обнимающейся парой можно купить в любом киоске, а новелла запустится практически на любом телефоне.

У популярности самого «Клуба романтики» есть несколько причин. Например, сильные женские персонажи, а также множество популярных фантазий, которые обыгрывают и «Сумерки», и «Ривердейл», и многое другое. Игра отлично написана: истории подначивают персонажей помогать друг другу, подталкивают на конфликты и провоцируют на эмоции. Не то чтобы этого нет в других играх, но гипертрофированные черты парней, алмазы и эпизодические релизы собрали вокруг игры настоящий культ. Об этом свидетельствуют тренды твиттера, в которых она появляется каждые пару недель, миллионные подписки на паблик и бесконечные подражатели.

Последователи

В СНГ играют в множество визуальных новелл. До «Клуба романтики» успешной была игра «Сладкий флирт» французской студии Beemoov. Сейчас популярную новеллу Love Sick делает белорусская студия Swag Masha (в 2019 году ее купила Mail.ru Group). От «Клуба романтики» она ничем не отличается, но игроки отмечают, что в ней ярче и интереснее описаны интимные сцены, ради которых многие скачивают такие приложения. Много играют в новеллу хорватского производства Tabou, где особое внимание уделено сексу. Например, в одной из историй можно стать «обольстительницей», которая соблазняет мужчин за деньги. В других визуальных новеллах такого акцента нет, а сюжет не развивается только ради секса. Кроме нее любят американскую новеллу Episode студии Pocket Gems, но поклонников этой игры без русифицированной версии значительно меньше.

Визуальные новеллы стали трендом, а у «Клуба романтики» появилось множество последователей среди разработчиков. Некоторые из них рассказывают в тиктоке и других соцмедиа о работе над собственными играми. Самые заметные — «Девятое измерение», «Седьмое небо» и You Decide.

Love Sick

«Девятое измерение» делает команда энтузиастов, которая раньше визуальными новеллами не занималась. В прошлом году они впечатлилась игрой God of War, вдохновленной скандинавскими мифами, и решили сделать на их основе свой проект. «Я активно играла в визуальные новеллы и без задней мысли сказала ребятам: «Будет здорово, если по скандинавской мифологии выйдет история», — говорит художница игры Ника Бронская. — Мой молодой человек предложил сделать новеллу самостоятельно». Игра разрабатывается полгода, релиз запланирован на лето 2020 года.

Над визуальной частью, оформлением меню, техническим наполнением, музыкой и историей работают десять человек. Ни у кого из них нет профильного образования. Например, сценарий — самую важную часть визуальной новеллы — готовит человек с образованием лингвиста, который раньше писал стихи. «У него нет опыта в фан-фикшене или журналистике, однако он хорошо разбирается в скандинавской мифологии и красиво пишет, поэтому, думаю, образование не так важно», — говорит Бронская. Она когда‑то закончила художественную школу, но сейчас учится по другой специальности.

Варианты эмоций героини из новеллы «Девятое измерение»
Ника Бронская

Художница игры «Девятое измерение»

«Безусловно, «Клуб романтики» стал прорывом в индустрии визуальных новелл, особенно на территории СНГ. Мне кажется, им удалось достичь такого эффекта за счет рисовки — раньше в крупных проектах никто не использовал настолько реалистичную стилистику.

На самом деле, удивительно, как быстро игра завоевала популярность. Думаю, это связано с новым форматом потребления текста.

Подросткам скучно просто читать книги, им интереснее выбирать, строить собственную историю, влиять на сюжет. Тем более когда все сопровождается отличным визуалом».

«Рынок визуальных новелл активно наполняется, поэтому нам нужно чем‑то выделиться», — продолжает Бронская. В первой истории их герой встанет перед несколькими сложными моральными решениями, которые повлияют и на личность, и на баланс в мире игры. При этом сильного акцента на любовных линиях, при котором хорошие отношения между персонажами обязательно приводят к романтике и сексу, не будет. «Можно сказать, что делаем не визуальную новеллу, а интерактивную книгу», — объясняет она.


О том, что новая культура в будущем будет интерактивной, говорят давно. Создатели «Черного зеркала» пытались отойти от линейного повествования в прошлогоднем «Брандашмыге». Студии Ubisoft и Monolith в своих проектах — Watch Dogs: Legion и Middle-earth: Shadow of War — экспериментируют с мирами, где нет заранее прописанных историй, а каждый игрок создает собственный уникальный путь, которого больше ни у кого не будет. В современных блокбастерах в жанре визуальных новелл — Detroit: Become Human — ветвящаяся история настолько сложная, что игрок может пройти игру, но целиком пропустить целые главы в ее сюжете. Текстовый контент тоже идет по этому пути. Если поставить «Клуб романтики» в ряд с обычными книгами и любовными романами, то окажется, что эта визуальная новелла обошла все самые продаваемые произведения прошлого года.

Расскажите друзьям