«I Don’t Want to See This»: как внутренние правила Facebook стали спектаклем в Zoom

8 мая 2020 в 10:52
Компания «Импресарио» показывает в России шоу «I Don’t Want to See This» («Я не хочу этого видеть»), основанного на презентации, с помощью которой Facebook обучал модераторов контента. Из‑за пандемии русская версия переселилась в Zoom и, кажется, стала от этого только лучше. «Афиша Daily» публикует фрагменты рассказа создателей шоу о спектакле.
Лиор Залмансон
Автор спектакля
Майя Магнат
Автор спектакля
Федор Елютин
Продюсер и режиссер Zoom-версии спектакля
Алексей Киселев
Директор Мобильного художественного театра, ведущий беседы

Как слив информации превратился в спектакль

Киселев: Насколько я знаю, шоу основано на «слитой» конфиденциальной информации из фейсбука, опубликованной в The Guardian в 2017 году. Что изменилось после этих событий? Я знаю, что раньше кнопка «Пожаловаться на публикацию» называлась «Я не хочу это видеть», но потом название изменили. Это так?

Залмансон: Я слышал, что кнопка «Я не хочу это видеть» где‑то еще осталась. Но мне кажется, что самое большое изменение произошло уже после 2018 года, когда мы запустили наше шоу. Марка Цукерберга вызвали в Конгресс США, чтобы тот дал показания по всем делам, заведенным в отношении Facebook. Тогда же он опубликовал «Нормы сообщества»Нормы сообществаДокумент, в котором описывается, какой контент разрешен или запрещен на Facebook. К примеру, если пользователь публикует «высказывания, потенциально провоцирующие серьезное насилие или способствующие ему», модераторы могут удалить контент, заблокировать аккаунт пользователя и передать сведения о нем правоохранительным органам. При оценке правдоподобности угрозы учитывается множество факторов — от формулировки высказывания до принадлежности адресата к «уязвимой группе лиц». — во всяком случае, некоторые из них. В начале шоу мы предупреждаем, что спектакль основан на информации из The Guardian, на слитых историях от людей, которые нарушили договор о неразглашении.

Теперь эти правила можно прочитать на фейсбуке, однако, кажется, нам показывают не все. Новые истории, которые сейчас появляются, говорят о том, что мы до сих пор не знаем всех принципов модерации контента. Наше шоу направлено на то, чтобы дать огласку некоторым процедурам модерации контента.

Магнат: «Нормы сообщества» фейсбука меняются каждый день, в зависимости от мировой повестки. И те правила, которые вы сегодня видели, могут уже не использоваться модераторами контента.

Киселев: Какая часть шоу документальна, а какая — вымысел?

Залмансон: Практически все, что было на слайдах в презентации, все, что показали вам «ведущие»Роли ведущих тренинга исполняют актеры Екатерина Шибаева и Алексей Розин, роли участников — зрители шоу., взято из достоверных источников. Мы почти ничего не меняли, просто добавили немного драматизма. Вас приглашают на тренинг, говорят о том, насколько важна миссия модератора контента. Компании действительно используют такую тактику, так что мы пытались сделать спектакль максимально реалистичным. Даже монолог, который вы слышали в конце, основан на личном опыте Майи.

Магнат: Да, многое было взято из историй реальных модераторов контента, в том числе — из моего личного опыта. В процессе работы над шоу, а также во время реальной работы модератором контента мне пришлось просмотреть тонну ужасных видео. Большой монолог в конце тренинга основан на моем личном переживании. Но все же большая часть информации взята из официальных источников — «Норм сообщества» и статей про модераторов контента.

Как появилась Zoom-версия

Елютин: Было достаточно сложно адаптировать спектакль для Zoom, при том что у нас было на это всего 20 дней. 4 апреля я написал Лиору в фейсбуке: «Привет, Лиор, я видел ваше шоу, и я думаю, как бы показать его в России. Я хотел его привезти, но не могу этого сделать из‑за пандемии. Давай придумаем что‑нибудь новое, свежее и вау». Лиор ответил: «Окей, какие у тебя идеи?» Я написал: «Есть такая программа — Zoom, мы с моей командой проводим там планерки. Мы пробовали разный функционал — сессионные комнаты, опросы, голосование. Я думаю, мы можем использовать эти функции в шоу».

Следующие две недели мы работали нон-стоп — репетировали, смотрели много разных видео про Zoom, изучали обновления, обычный аккаунт, бизнес-аккаунт, про-аккаунт… Две недели ежедневных прогонов. Постоянно всплывали новые проблемы, но мы осваивали инструмент все лучше. Zoom — достаточно гибкая программа со своими нюансами.

Во время спектакля программой управляют четыре человека. Один отвечает за презентацию, второй — за голосование и другие интерактивные функции, третий — продюсер, следящий за исполнением актеров, а четвертый — за визуальной составляющей. Вы не видите этих людей, но они много сделали, для того чтобы шоу состоялось. На самом деле «за кулисами» было намного больше людей: это дизайн, PR, SMM, билетный и клиентский сервисы.

Было непросто, конечно, создать шоу за три недели, обычно мы готовимся за год до события.

Я просто хочу сказать, что «быстро» — это «новый черный».

Если ты быстрый, ты показываешь контент первым. Я видел, что появляются разные Zoom-шоу, ютьюб-шоу, но их качество оставляло желать лучшего, так что мы уделяли много времени деталям, и, кажется, получилось хорошо. Сейчас наш «зал» в Zoom может вместить 500 зрителей, но мы готовы пригласить и тысячу. ДНК этого шоу идеально для онлайн-формата.

Сейчас со всей технической командой и актерами можно быстро связаться, потому что ты знаешь, что они дома. Это очень удобно. А обычно это: «Я не могу, у меня репетиция, я не в России…» Сейчас ты знаешь, что они дома, поэтому можно очень продуктивно работать над проектом. С точки зрения продюсирования это удобно.

Залмансон: В онлайн-мире много возможностей, нет физических ограничений, ограничений в пространстве. Как и сказал Федор, на спектакль может прийти хоть тысяча зрителей, его может увидеть человек из любой точки мира. Такие показы более демократичны, равноправны. Конечно, и ограничения есть — например, в том, что касается декораций.

Но в этом шоу использован Zoom-дизайн, что, как мне кажется, выглядит очень круто. И здесь больше элементов взаимодействия, интерактив с аудиторией происходит быстрее и безопаснее — меньше неловкости, чем в реальном театре, и это тоже плюс.

Думаю, скоро мы увидим шоу, которые происходят в WhatsApp, Telegram, видеоиграх, — я, кажется, даже видел какое‑то театральное шоу на базе порносайта.

Это все сумасшедшие идеи, которые люди придумывают из‑за текущего кризиса. Мне нравится этот скачок творческих идей — да и вам, наверное, тоже.

Магнат: Я хотела бы добавить, что мы плотно работаем с диджитал-контентом и используем многие инструменты онлайн-пространства. Недавно мы посетили один диджитал-фестиваль в Израиле и заметили, что большинство шоу были представлены в Zoom. Так что да, сейчас самое время начать пользоваться этими платформами — создавать с их помощью новый театр. Не знаю, что нас ждет в будущем, но это действительно очень интересный жанр, нужно к нему присмотреться — что мы и делаем как в этом шоу, так и в других проектах.