Образование и вдохновение
Набор для репортажной фотографии от Егора Мелихова
Снимал для InStyle, Bazaar.ru, Postа Magazine, Fuuucking Young!, Mail.ru и др. Публиковался в Dazed Korea, D’Scene, SNC, Kaltblut и др.
Подкаст Qweex
Подкаст большого фотографического продакшена с различными людьми из индустрии. Можно узнать что‑то новое и интересное для себя.
Каналы I Have No Idea и Photography Daily
В телеграме я читаю канал Кати Туркиной о фотографии, моде и искусстве I Have No Idea. Еще можно подписаться на канал модного фотографа Николая Бирюкова Photography Daily. У него есть чат для обсуждения различных вопросов по профессиональной тематике.
Инстаграмы журналов
Если хотите быть в курсе трендов, следите за модными журналами, желательно независимыми. Я подписан на Dazed Fashion, Dazed Beauty, Sicky, W Magazine, Self Service Magazine, Beauty Papers и Generation Z. Конечно, нужно подписаться и на фотографов, причем необязательно на иностранных ребят — за границей плохо снимают такое же количество людей, как и у нас. В России есть классные фотографы во всех сферах, будь то репортаж, мода или интерьеры. Они делают современную картинку и тоже заслуживают внимания.
Курс Елизаветы Породиной
Курсов по фотографии сейчас существует великое множество, это и курсы знакомых мне фотографов Максима Баева, Жени Дюжакина и многих других талантливых ребят. У них может быть похожая направленность, но разный стиль преподавания и в целом информация. Сам бы я сходил на курс к Елизавете Породиной в Rebel School.
Никогда не ходите на курсы, где на фотографии учат зарабатывать. Зачастую их создатели никогда не зарабатывали фотографией, а курсы похожи на «бизнес-молодость» и просто созданы, чтобы выкачать из вас деньги.
Набор для работы и вдохновения от Саши Сахарной
Делала обложки для 104, T-Fest, Маркула, White Punk, Big Baby Tape, «Мальбэка» и Сюзанны, Little Big, Loqiemean, OFFMi, «Казускомы», Saluki и др. Снимала для Interview, Marie Claire, Glamour, GQ, Esquire, Harper’s Bazaar и др. Работала с Night Lovell, Ниной Кравиц
Купила ее в музее C/O в Берлине. Эта книга коротких заданий и челленджей по фотографии. Не стоит относиться к этому слишком серьезно, но такие штуки могут помочь посмотреть на работу под другим углом, вдохновиться или даже выйти из творческого кризиса.
Детская камера X9P Mini Cartoon
Это чудо я случайно увидела на рынке в Гонконге. В ней есть куча режимов с разными рамочками и наклейками, селфи-камера, плеер и встроенные игры. Что еще нужно для счастья? Опять же, не стоит относиться к этому серьезно, это скорее про то, что круто экспериментировать и пробовать использовать неочевидные приемы. Например, я уже придумала пару съемок, которые можно снять на этот аппарат.
Книга «Catching the Big Fish» Дэвида Линча
Я купила ее в Филадельфии на выставке режиссера в Пенсильванской академии изящных искусств, где он учился. Эта выставка произвела на меня огромное впечатление, как и книга. В ней Линч рассказывает про свой опыт трансцендентальной медитации, как находить идеи и вдохновляться.
Альбом Massive Attack «Mezzanine»
Культовый альбом культовой группы. Мне нравится абсолютно каждый трек, всегда слушаю в путешествиях.
Набор для уличного фотографа от Алексея Абанина
Снимал для «Коммерсанта», «Дождя», RTVi и «Афиши Daily». Обошел Москву и сделал об этом стрит-проект «Первый километр России». Прошел пешком вдоль всей Португалии. Занят изданием книги «До Байкала на электричках»
Краткий онлайн-курс по актерскому мастерству
Чтобы мастерски отыгрывать идиота и туриста, делая вид, что вы не человека снимаете, а вообще что‑то абсолютно другое.
Книга «Фотография как» Александра Лапина
Это лучшее, что было когда‑либо написано в мире о композиции. Просто держите ее при себе, открывайте каждый день, перечитывайте кусками, а остальные фотокниги можете спокойно выбросить.
Инстаграм Eyeshot Magazine
В этом инстаграме каждый день — новый фотограф. Также у них хороший сайт с подборками по жанрам и фотографам. Они даже издают журнал, вроде бы ежемесячно.
Им постоянно нужны новые имена, поэтому можете закинуть свои работы на сайт — есть большая вероятность, что о вас напишут. Например, так они взяли мой проект «Первый километр России».
Плейлист из длинных песен
Можно включить туда Nina Simone «Sinnerman», Queen «The Prophet’s Song», Pink Floyd «Shine On You Crazy Diamond». Но тут уже на ваш вкус. Главное — сбить ощущение времени и не думать о том, достаточно вы уже побродили в поисках кадров или нет.
Пленочный набор от Таи Раевской
Пленочный фотограф из Петербурга. Занимается портретной съемкой и экспериментальной фотографией
Инстаграм Kodak Losers
Я подписана на большое количество пабликов про пленочную фотографию в инстаграме. Например, меня вдохновляют публикации в Kodak Losers: яркие, живые снимки людей вперемешку с пейзажами.
Фильмография Педро Альмодовара
Один из моих любимых режиссеров. Хочется отметить визуальную составляющую его фильмов, которая сильно повлияла на мои фотографии. Контрастные цвета, большое количество красного и синего. Яркая цветовая гамма Альмодовара подталкивает меня к тому, чтобы снимать портреты в таких оттенках.
Софт и приложения
Capture One
Раньше все снимали и обрабатывали в Adobe Lightroom, сейчас популярность набирает Capture One. Эти программы пригодятся как для отбора снимков, цветокоррекции и небольшой ретуши, так и для съемки с камеры сразу в ноутбук. Для такой съемки лучше всего использовать кабели Tether Tools — они самые надежные.
Для ретуши фотографий, естественно, необходим Adobe Photoshop. Если еще не научились работать с цветом, купите плагин Exposure Software, он существенно облегчит работу на первых порах.
Headspace
Съемки — это стресс, дедлайны — это стресс. Это приложение для медитации помогает мне спокойно начать день и сохранять концентрацию на позитивных вайбах.
Light Meter
Приложение-фотоэкспонометр для айфона. Помогает правильно настроить пленочную камеру в ручном режиме. Использую каждый раз, когда снимаю на пленку.
VSCO, Photo Mechanic и Capture One
У меня в телефоне — VSCO, а в компьютере — Photo Mechanic и Capture One. Все равно, какая программа, — лишь бы обрабатывала raw-файлы.
Если вы уличный фотограф, вам не нужна ретушь, но может пригодиться вытягивание экспозиции или теней. При съемке на улице часто нет возможности чуть поправить экспозицию и снять заново. Так что софт чаще нужен для небольших коррекций.
«Погода»
Периодически смотрите, когда выйдет солнце. Мало того, что играть на контрасте света и тени это особый кайф в стрите, так и при хорошей погоде в целом приятно погулять, что в Москве случается крайне редко. Либо, наоборот, смотрите, будет ли дождь, — можно подготовиться и схватить из дома зонт. Важно просто быть наготове.
Техника
Камера Fujifilm X-Т3
В сегодняшнюю эпоху беззеркалок начинающему фотографу я, конечно, посоветую беззеркальную камеру. Они легче — но не намного — зеркальных камер, по качеству в большинстве своем не уступают, у них есть множество программных функций, которые облегчат работу. В моем случае это Fujifilm X-Т3. Хотя сейчас существует множество хороших беззеркальных камер в различном ценовом диапазоне.
Вообще, круто снимать можно на любую камеру, будь то беззеркалка, зеркалка, пленка, поляроид или даже смартфон. Все зависит от того, кто фотографирует и как.
Объектив Canon EF-S 18–135 mm
Для начала посоветую взять хороший зум-объектив. Ну или просто зум, на который хватает денег. Моим первым объективом был Canon EF-S 18–135 mm с очень широким диапазоном фокусных расстояний. Снимая на него, я понял, что мне нужно крупнее, и купил портретный объектив Canon EF 50 mm f/1.4, в народе его еще называют полтинник.
В репортажной съемке самыми популярными зумами являются объективы с фокусными расстояниями 16–35, 24–70 и 70–200 миллиметров. Например, я чаще всего снимаю на фокусных расстояниях 16, 23, 35 и 50 миллиметров. Cо временем вы поймете, на каких фокусных расстояниях нравится больше снимать, — тогда уже можно будет покупать хорошие светосильные фикс-объективы для лучшей картинки.
Если во время съемки вы не обращаете внимания на фокусное расстояние, то потом это можно глянуть в Lightroom или Capture One, там под снимком подписаны его характеристики или, по-другому, метаданные.
Вспышка Godox
Накамерная вспышка необходима для съемки репортажей с вечеринок и других мероприятий в помещениях, где недостаточно света. Сейчас одни из самых популярных накамерных вспышек — Yongnuo и Godox. Эту же вспышку можно использовать в уличных съемках, когда недостаточно света и нужно подсветить модель либо если вы хотите сделать контровой свет.
Для более мягкого рассеянного света на фотографиях необходим маленький софтбокс на вспышку, но я в основном обхожусь без него, так как снимаю репортаж со «вспышкой в лоб», то есть просто направляю голову вспышки непосредственно на объект съемки. Картинка получается моднее, и мне самому всегда больше нравился именно такой стиль.
Обязательно — качественные аккумуляторные батарейки для долгой работы, а лучше два комплекта и зарядное устройство для них.
Также рекомендую купить синхронизаторы, чтобы иметь возможность светить на фотографируемый объект с любого угла и ракурса.
Макбук
Макбук отлично подходит для работы с изображениями, у него быстрый отклик, удобный интерфейс и хорошая цветопередача. Почему это так важно? На некачественном или неоткалиброванном мониторе картинка, скорее всего, будет кардинально отличаться на других экранах по цветам от того, что вы сделали у себя.
После Windows интерфейс макбука для меня был не очень удобным, но я все же приноровился.
Потом можно докупить профессиональный откалиброванный монитор, графический планшет — они пригодятся для более качественной работы с фотографиями.
Хорошая камера важна, но, возможно, вы решите начать с более компактного устройства. Новый Samsung Galaxy S20 может стать лучшим технологическим другом фотографа: увеличенный сенсор и специальный стабилизатор устраняет дрожание камеры и делает ролики очень плавными. Разрешение видео сверхвысокое — 8К. Искусственный интеллект в сочетании с ночным режимом позволяют снимать в любых условиях (съемка ночью — как днем!), а 10-кратный гибридный оптический зум сделает снимки максимально детализированными. Полчаса зарядки обеспечат целый день работы гаджета. Если захотелось стать одним из первых обладателей — приобретайте смартфон в «М.Видео».
Камера Canon 5D Mark III
На какую камеру снимаешь — самый частый вопрос для фотографов. Из цифровых сейчас чаще всего использую Canon 5D Mark III. Пробовала более новые модели, но всегда возвращаюсь к этому фотоаппарату.
Цифровая мыльница Sony Cyber-shot DSC-TX9
Эту камеру отдала мне мама. Лет 10 назад она снимала на нее наши отпуска и дни рождения. Сейчас я иногда беру ее с собой на тусовки или концерты, где хочется сделать несколько кадров, но не хочется брать с собой тяжелые зеркалки с комплектом линз. Она очень классно снимает на длинной выдержке, плюс у нее хороший контраст и цветопередача. На нее даже сделаны несколько кадров моей новой съемки для журнала Interview с Томми Кэшем.
Фильтры для объективов Marumi
Я всегда беру на съемки несколько и использую их довольно часто под разные задачи. Мои любимые — лучевой, софт и цветной оранжевый.
Камера Ricoh GR II
В целом можно снимать вообще на любую фотокамеру, но на улице нужно стараться быть незаметным и особо не привлекать к себе внимание, поэтому стоит подумать о небольшой камере. Это может быть камера вашего смартфона — многим фотографам этого хватает, с телефоном легче делать вид, что вы ничего не снимаете. Либо можно купить небольшой фотоаппарат, например Ricoh GR II. Максимально профессиональная малютка, быстрая — на включение и фокус, — незаметная и крайне дешевая.
Порог входа в стрит-фотографию минимален. Если у вас есть телефон с любой камерой — вы уже уличный фотограф. Когда у меня еще не было Ricoh, я любил снимать людей исподтишка на телефон: включал камеру, брал телефон в руку и фотографировал на кнопку громкости, не глядя на экран. Никто никогда не догадается, что вы снимаете. Сами потом удивитесь, как много необычного и классного получается, когда снимаете от живота или от колена.
Просто снимайте каждый день. Вышли на работу, идете в метро — возьмите телефон в руку, и все, вы — уличный фотограф.
Пленочный фотоаппарат Nikon F100
В мае этого года я перешла на профессиональный пленочный Nikon F100 и могу его порекомендовать как опытным фотографам, так и новичкам в пленочной фотографии. Камера подойдет тем, кто переходит с цифровой техники на пленку: там есть быстрый автофокус, автоматическая перемотка пленки и — что очень важно — точный экспонометр.
Пленка Fujifilm Superia X-TRA 400
Мне кажется, это самая универсальная любительская пленка: подходит для съемок и в студии, и на улице. Лично мне нравится контраст цветов и возможность снимать, когда освещение не такое сильное. Я живу в Питере, и эта пленка позволяет снимать на улице в сумерки, которые у нас очень частно.
Полезные вещи
Читайте инструкцию
Если вы новичок или купили новую для себя марку камеры, я настоятельно советую почитать всю инструкцию к ней. Читаете мануал и сразу пробуете на практике все функции камеры — это существенно облегчит работу в дальнейшем.
Ухаживайте за техникой
Вроде бы такая мелочь, но это нужно обязательно делать, если хотите, чтобы все работало долго и без сбоев. У некоторых фотографов в бюджете съемок даже прописан пункт «Амортизация техники», он означает, что уход за техникой требует дополнительных вложений.
Для протирания видоискателя и монитора купите микрофибру и специальную жидкость, для объективов нужен чистящий карандаш-кисть Lenspen.
Также можно купить защитные фильтры для объективов, которые спасут стекла при падениях и защитят от внешных воздействий. Ну и для хранения и переноса техники советую взять качественную сумку или рюкзак.
Тейп
Самая нужная вещь на съемках: закрепить, приклеить, пометить.
Всегда держите камеру или телефон в руке
Или хотя бы в ближайшем кармане. Не надо гулять с камерой в рюкзаке и ждать какого‑то сюжета — когда сюжет появится, будет уже поздно. Пусть она будет всегда наготове. И конечно, брать ее с собой надо каждый день, даже если вы просто выходите в магазин за гречкой. Есть классный фотограф из Таиланда — Тэйвпонг Пратумвонг (кстати, подпишитесь на него) — и у него есть книга «Good Day Bad Day But Everyday» из его стрит-кадров. Кажется, это и есть главное правило стрит-фотографии.
Кроссовки Asics Gel Lyte
Важны удобные кроссовки. К сожалению, раз уж вы решили стать уличным фотографом, вам придется о-о-очень много ходить. Это первое правило. Тут не отделаешься стоянием на одном месте в фотостудии — надо постоянно ходить, искать, ждать или убегать. Так что удобная обувь безумно важна.
Кепка
Во-первых, защитит от солнца. Не будете же вы ходить в хорошую погоду в солнечных очках — так снимать неудобно. Во-вторых, вам не напечет голову после долгих гуляний, особенно летом. В-третьих, под кепкой камера будет еще более незаметной.
Зеркало
Часто беру с собой зеркало, когда делаю портретные кадры. Считаю, что зеркало — один из лучших художественных инструментов. Им можно отразить часть кадра, если поднести к объективу или интегрировать в композицию снимка. Свое маленькое зеркало я купила в строительном магазине за 100 рублей, на съемках оно незаменимо.
Светофильтры Eurolite Color-Foil Set 24×24 cm
У меня есть набор светофильтров, которые делают цветной свет и создают определенную цветовую гамму кадра. Однако я думаю, что начинающий фотограф может заменить светофильтры обычной прозрачной цветной бумагой. Или в канцелярском магазине можно купить цветные папки — они стоят примерно 10–20 рублей. Это отличное подручное средство для цветового акцента.