15 февраля художнику Шепарду Фейри, в чьем творчестве пропаганда сочетается с контркультурой, а андеграунд — с коммерческим успехом, исполнилось 50 лет. Оксана Маякова рассказывает, как устроено его искусство и как оно менялось на протяжении тридцати лет.

1990-е

Все началось летом 1989 года в Провиденсе. Девятнадцатилетний студент Шепард Фейри устроился на работу в скейтшоп Watershed и в свободное время печатал для скейтеров разные рисунки на футболках. Однажды он показывал другу, как сделать трафарет. Парни искали подходящую картинку и наткнулись в газете на фото Андре Гиганта — двухметрового французского рестлера, известного по роли в фильме «Принцесса-невеста».

Шепард предложил взять это фото за основу. Другу показалось, что это глупо, — тогда Фейри пошутил, что, если люди будут спрашивать о смысле картинки, нужно отвечать: «Ты что, не в курсе? Банда Андре уже наступает!» Так родилась идея крупнейшей в мире стрит-арт-кампании.

В конце 1980-х в скейтерской культуре стали популярны самодельные наклейки. Подростки клеили их повсюду: на дорожные знаки, столбы, стены. Создав трафарет с Гигантом, Шепард Фейри напечатал увесистую стопку стикеров с надписью «Andre the Giant has a posse» (с англ. — «У Андре Гиганта есть банда») и стал лепить их в людных местах.

Ни Шепард, ни его друзья не думали, что шутка для своих выйдет за пределы их компании. Поэтому его сосед по комнате даже оставил на обороте самого первого стикера записку: «Шеп, я свинтил немного энчилады с работы — бери, не стесняйся».

© instagram.com/obeygiant

Неожиданно шутка превратилась в нечто большее: горожане массово принялись гадать, что она означает, местная газета The Nice Paper просила откликнуться всех, кто знает загадку стикеров. Художник говорил: «Я быстро понял, что, размещая работу в публичном пространстве, можно вызвать у людей любопытство, а в перспективе даже донести до них что‑то более существенное».

Позже Шепард Фейри упростил работу, и вместо имени спортсмена подписал к ней призыв «Obey» («Подчиняйся»), взятый из фильма Джона Карпентера «Чужие среди нас», в котором инопланетяне захватили Землю. Пришельцы скрыто внушали людям через рекламу: «Подчиняйся», «Не думай», «Потребляй» — но эти призывы герой фильма мог увидеть только через специальные очки.

Надпись «Obey» придала работам Шепарда Фейри глубину. Художник расклеивал портрет по всей стране, и вездесущий Гигант будто вопрошал: кому мы все подчиняемся? По словам Фейри, Андре стал «контркультурной версией Большого Брата».

В 1990-е Шепард Фейри создавал и другие работы, применяя простую технику шелкографии. Его искусство поднимало тему политики, войны, социальных и экологических проблем. Сам он называл свои постеры пропагандой. И действительно, в плакатах было заметно влияние русского конструктивизма и поп-арта: прямые линии, четкие шрифты, несколько основных цветов, известные медийные образы. Почти в каждом постере появлялись фирменные отсылки к примелькавшемуся Гиганту: упрощенное лицо, надписи «Giant» и «Obey». Например, в 1995 году он изобразил Гиганта в стиле Энди Уорхола и подписал картину: «Андре Уорхол».

«Андре Хендрикс» (1993) — психоделическая версия портрета Гиганта

1 из 3

«Бомба» (1996)

2 из 3

«Подчиняйся кулаку» (2019) — это уже новая работа, по которой видно, как символы, из которых состоит творчество Фейри, на протяжении десятилетий видоизменяются, оставаясь узнаваемыми с первого взгляда.

3 из 3

2000-е

В 2000 году президентом США стал Джордж Буш, и художник обеспокоился, что страна снова ввязывается в войну на Ближнем Востоке. Он решил, что теперь его искусство должно говорить с людьми без загадок: «Мои ранние работы были сделаны так, чтобы вдохновлять людей на аналитику и собственные выводы. И я думал: может, это ошибочная стратегия, и мне нужно быть прямолинейнее?»

«Привет из Ирака» (2005). Принт стилизован под старомодную рекламу путешествий и призывает «насладиться дешевыми выходными в атмосфере чужой нищеты»

1 из 2

«Девушка мира» (2005). А это уже плакат безо всякой фиги в кармане: занимайтесь искусством, а не войной.

2 из 2

Перед выборами 2004 года художник работал вместе со стрит-арт-художниками Робби Коналом и Мер Уаном. Они выступали против переизбрания Джорджа Буша и против войн в Ираке и Афганистане. Шепард Фейри рассказывал: «Мы устроили концерт «Be the Revolution» и после него — вечеринку постеров. Больше сотни людей взяли антиправительственные плакаты, кисти, ведра с клеем и отправились клеить изображения на улицы». Их энтузиазм вдохновил художника: он решил делать работы такими, чтобы они могли стать не только объектами искусства, но и символами борьбы.

«Надежда» (2008)

В 2008 году Фейри действительно создал сильный политический символ —предвыборный портрет Барака Обамы с подписью «Hope» («Надежда»), используя цвета американского флага: синий, красный и белый. У цветового решения есть еще одна трактовка: в США синий считается цветом демократов, а красный ассоциируется с республиканцами. В знаменитой речи 2004 года будущий президент заявил, что «специалисты любят разделять нашу страну на синие и красные штаты», но «нет либеральной Америки и консервативной Америки — есть Соединенные Штаты Америки». В плакате контур создан именно объединением красного и синего цветов.

С этой работой связан скандал: художника обвинили в нарушении авторских прав из‑за использования фотографии Associated Press. Претензия была правомерной: дело в том, что в своих работах Шепард Фейри регулярно заимствовал чужие изображения. Помимо фотографий Гиганта и Обамы у художника есть грубо переработанные варианты плакатов советских авангардистов. А идею обложки альбома группы Afternoons «Say Yes» Шепард Фейри позаимствовал у Александра Родченко.

Плакат Родченко и обложка альбома группы Afternoons «Say Yes»

В поле его зрения попал не только русский авангард, но и китайская пропаганда, кубинское искусство и даже логотип гестапо. В 2007 году художник Марк Валлен в разгромной статье назвал искусство Шепарда Фейри плагиатом, а куратор Джош Макфи добавлял: «Я подозреваю, что много лет он прибегал к книге «Prop Art» Гэри Янкера (сборник из 1000 политических плакатов, вышедший в 1972 году. — Прим. ред.) — там на каждой второй странице есть изображение, которое он использовал». Некоторые критики выступали в защиту Фейри, утверждая, что многие мировые шедевры опирались на чужое искусство (пример — «L.H.O.O.Q.» Марселя Дюшана, больше известная как «Мона Лиза с усами»). В любом случае образы в творчестве Шепарда Фейри — это зачастую переработанные чужие фотографии, рисунки и картины, к которым он добавляет разные символы.

2010-е годы

В 2010-х годах Шепард Фейри продолжал активно сотрудничать с крупными музеями, галереями, корпорациями. Еще в 2000-е годы он успешно занимался коммерческим дизайном: основал собственную линию одежды с маркой Obey, сотрудничал с adidas и Levi’s, с группами The Black Eyed Peas и Smashing Pumpkins. Один из последних его проектов с брендами — дизайн лимитированной серии часов Hublot Big Bang Meca-10 Shepard Fairey.

Популярность и заработанные деньги Фейри использует для продвижения своих идеалов. Он транслирует идеи о равноправии, пацифизме, о важности проблем экологии. В ноябре 2015 года на Эйфелевой башне неделю экспонировали его восьмиметровую инсталляцию «Кризис Земли», сделанную в форме земного шара.

© SETE/E.Livinec

Ее поверхность художник украсил мандалой, орнаментом с цветочными узорами и изображениями на тему глобального потепления и возобновляемых источников энергии.

Также Шепард Фейри выступает против полицейского беспредела, против дискриминации по признакам расы, гендера, сексуальной ориентации, религии. Его серия «We the People» поддержала женский марш в 2017 году: многие митингующие несли в руках именно эти изображения.

1 из 3
2 из 3
3 из 3

Его техника со временем усложнилась. Фейри создает работы на холстах, деревянных панелях, на бумаге и на металле. Для крупных работ художник применяет по несколько разных техник, сперва собирая коллаж из своих дизайнерских узоров, кусков старых газет и разной полиграфии, а затем поверх коллажного фона, нанося основной рисунок шелкографией. Некоторые детали он дорабатывает вручную — кистью или спреем.

«Ложный путь» (2017)

Споры об искусстве Шепарда Фейри не утихают до сих пор. Кто‑то считает его вторым Энди Уорхолом, который брал известные образы и создавал из них новую картину мира (и тоже не чурался коммерциализации своего искусства). Кто‑то говорит, что он крадет чужое искусство, обесценивает его историю и наживает капитал на волнующих людей темах. Разные мнения не мешают Шепарду Фейри работать. Художник, который тридцать лет назад начинал с расклеивания стикеров в штате Род-Айленд, сегодня создает крупные муралы по всему миру. Только за 2019 год его настенные росписи появились в Лондоне, Париже, Ванкувере, Гонолулу — в Москве тоже есть его работы: они находятся на фасаде ТРК «Атриум» и на стене трамвайного депо по адресу: Мытная, 12.

Мурал Шепарда Фейри на фасаде трамвайного депо имени П.Л.Апакова, созданный в рамках биеннале «Артмоссфера-2018».
© Василий Кудрявцев
Подробности по теме
«Мои работы должны прорываться сквозь шум города и беспокоить»: интервью с Шепардом Фейри
«Мои работы должны прорываться сквозь шум города и беспокоить»: интервью с Шепардом Фейри