О своем детстве
Я не был прилежным учеником, и я не изучал инженерные науки и связанными с ними вещи — они меня заинтересовали уже позже. Но я был тем, кто не доверяет всему, что ему говорят. И, к несчастью для моих родителей, я не был склонен принимать их указания. Я рос на ферме, в сельской местности, где живут консервативные люди, и мои родители не собирались выслушивать мои отказы или спорить со мной. Я бы сказал, что мое детство прошло как вихрь.
Дети, которые растут в городских условиях, имеют свои преимущества — например, они привыкают к более быстрому темпу жизни, который сам по себе сложный вызов для психики. Но я знаю, что, когда ты растешь в сельской местности, это обеспечивает основательное понимание мира, которое, я считаю, должен иметь каждый. Важно знать, откуда берется еда в холодильнике, как тяжело выкопать яму в земле или как своими руками заставить что-то работать. Эти вещи трудно объяснить словами. Мне кажется, что взросление на ферме — это прекрасный способ для молодой личности познать мир.
О том, как выбираются мифы для шоу
Чтобы решить, делать какой-то эпизод или нет, мы применяем к нему ряд критериев. Главное, чтобы что-то можно было проверить физически. Мы не хотим просто разговаривать о чем-то на камеру или брать интервью у экспертов. Физическое испытание помогает и нам, и зрителям усвоить то, что мы не просто возимся с кучей бессмысленных данных. Мы также ищем вещи, которые потенциально могут привести к неожиданным результатам, и любим разные веселые штуки. Чем больше зрители получат удовольствия от просмотра, тем легче усваивается материал, который мы хотели бы донести. Ну и конечно, мы ищем все, что мы можем подать хорошо с точки зрения науки. Если мы придумываем элегантную методологию тестирования, которая предоставляет громкий результат, — это всегда плюс.
За столь длительный период времени мы успели попробовать, наверное, все что могли. Была одна история, в частности, которая по какой-то причине не интересовала никого, кроме меня. Все началось с ютьюб-видео, кажется, оно японское — в нем бейсбольный мяч кидают из заднего окна вагона поезда ровно с той же скоростью, что поезд едет вперед. Поэтому человек, наблюдающий за этим со стороны, видит как мяч падает из окна камнем вниз. Мы сделали эту историю, но не совсем так, как мне представлялось. Я сам хотел стать бейсбольным мячом. И это было бы так: огромная рогатка, установленная в задней части автобуса, доставляла бы меня прямо на автобусную остановку, автобус при этом не снижал скорости. Мне бы не дали этого сделать, это было небезопасно — но для этого у нас есть Бастер. В итоге обошлись лишь футбольным мячом.
О самых удивительных мифах в истории шоу
Выбрать очень сложно, мы испытали столько всего за 14 лет, и многие из опытов действительно оборачивались сюрпризами. Например, в последнем сезоне мы делали историю о подъеме автомобиля с помощью пылесоса. Было удивительно наблюдать результаты. Мы также смогли разрушить огромную автоцистерну с толщиной стенок в 12 миллиметров, просто нагрев ее с помощью водяного пара, а затем остудив ее. Поразительно, как такой массивный предмет может просто смяться, как банка из-под газировки.
Самый известный миф, из-за которого мы получили больше всего жалоб, — это самолет на конвейерной ленте. Он основан на одном мысленном эксперименте: представьте самолет, установленный на вращающейся конвейерной ленте, которая едет в одном направлении, а самолет пытается взлететь с ее плоскости в обратном направлении. Я был поражен: то, что происходит на земле, не имеет отношения к тому, что делает самолет. Самолеты взлетают не потому, что их колеса механизированы, а из-за того, что пропеллеры толкают воздух, и оттого самолет получает подъемную силу. Но даже после того, как мы провели эксперимент, люди были разгневаны, потому что не получили тех результатов, на которые рассчитывали. Этот случай многое говорит о силе веры. Вера, не требующая доказательств, может заставить людей думать самым диковинным образом.
О любимых спецэффектах в кино
Вообще, я большой сторонник того, что мы называем практические спецэффекты. Сегодня графика в фильмах чаще надуманная — она создается кем-то, кто сидит перед компьютером. Один из моих любимых фильмов — «Дюна». Воображение художников, работавших над ним, просто поражает. Но это был своего рода бронзовый век научной фантастики. Хорошую работу с точки зрения эффектов, мне кажется, делает Питер Джексон и некоторые другие режиссеры, которые мешают разные медиа. Я знаю, что Питер везде, где только можно, хочет использовать практические эффекты. Конечно, есть вещи, которые сделать невозможно или не получится сделать достаточно хорошо без компьютерной графики, например бегущего 50-футового Ти-Рекса из «Парка юрского периода». Но сгенерированные на компьютере эффекты выглядят слишком просто.
Зрители сегодня пресыщены. Мы видим все эти фантастические сцены и знаем, что это абсолютно все подделка. Как создатель спецэффектов я могу сказать — это совершенно разный опыт: когда ты сидишь напротив дисплея и клавиатуры, и когда ты работаешь в мастерской и видишь свою кровь на инструментах. И честно говоря, я был счастлив уйти от работы со спецэффектами в кино и заняться «Разрушителями легенд». Мы занимаемся проверкой реальных вещей, а не их подделкой. За последние годы работы над «Разрушителями» я стал больше интересоваться тем, что происходит в реальной жизни. Я практик, который смотрит на то, как устроены шестеренки.
Об отношениях с партнером Адамом Сэвиджем
Я знаю Адама уже около 25 лет, и мы даже ни разу не пообедали вдвоем без кого-то еще. И мы не особо обременяем друг друга. Мы не проводим время вместе вне работы и каких-то занятий, с ней не связанной. Это забавно, нам действительно нравится работать друг с другом, когда это касается чего-то, что надо делать руками: конструировать оборудование, таскать тяжести, управляться с машинами. У нас есть эта удивительная способность тонко чувствовать, что происходит и что должно быть сделано. И нас устраивают такие отношения. Но, когда речь заходит о чем-то концептуально другом, — мы как масло и вода. Мы просто не ладим, мы очень не похожи друг на друга — и никогда не были.
О России и ожиданиях от поездки
Вместе со своей женой я проеду на поезде от Пекина — и далее по Транссибирской магистрали до Москвы. Слухи о моем путешествии в Россию уже распространяются, и я получаю о ней много писем на почту. Я попробую отшлифовать познания в русском языке, на котором за последние 35 лет я говорил не более одной минуты. Также я с нетерпением жду встречи с русской сельской местностью. Я не коллекционер, я не собираю вещи или книги. Я хочу просто посмотреть, что там происходит, хочу сходить в те места, в которые ходят нормальные русские, чтобы поесть или сделать покупки, хочу встретиться с русскими и провести с ними время. Хотя я изучал культуру и в молодости это сильно повлияло на меня, я никогда не был в России, поэтому прежде всего хочу впитать чувство, каково быть русским — хотя бы в течение короткого срока.
Джейми Хайнемана можно увидеть в заключительном сезоне программы «Разрушителей легенд», который стартует 12 июня в 19:00 на канале Discovery, а также на научно-популярном фестивале Geek Picnic