«Why?» (Москва)
Тихая и мудрая премьера Питера Брука
Последние работы 94-летнего гения, чье имя уже давно вписано в историю ХХ века где‑то рядом со Станиславским, Брехтом и Арто, в театральном мире ждут как тихого откровения далай-ламы. На этот раз режиссер и мыслитель, главный аскет и апологет «пустого пространства» (так называется его главная книга) изучает силу театральности: сначала на примере различных актерских техник, затем — трагической судьбы Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд, один из главных реформаторов сцены и последователь революции, как‑то сформулировал, что «театр — опасное оружие», во многом этой фразой предрешив свою судьбу.
Театр наций
«Селфи-концерт» (Москва)
Сеанс коллективного селфи
Болгарский кросс-перформер Иво Димчев существует вне определенных жанров и геолокаций: художник, хореограф, певец и актер, он вечно в пути где‑то между телешоу «X Factor» и концептуальными перформансами, Софией, Брюсселем или Сеулом. Интерактивный «Селфи-концерт», как и всякое селфи, будет полностью зависеть от степени включенности каждого зрителя и его готовности зафиксировать себя в вечности.
ММОМА на Петровке
«Репетиция. История (и) театра (I)» (Петербург)
Или история одного убийства
Мило Рау и его компания «Международный институт политического убийства» — обязательные гости любого знакового театрального фестиваля наших дней. Мило Рау, существующему на острие социальной повестки, в 2013 году, после его работы «Московские процессы», был запрещен въезд в Россию, так что каждый приезд его спектаклей теперь особенно ценен. Если недавно показанный в рамках фестиваля «Территория» спектакль «Пять легких пьес» строился вокруг документальной истории о маньяке, то в центре «Репетиции» еще один криминал — жестокое убийство молодого человека в бельгийском городе Льеж. Рау воссоздает все детали той ночи и с помощью театрального инструментария не только изучает психологию убийцы, но и исследует методы, которыми театр сегодня может заходить на территорию насилия и жестокости.
Александринский театр
«Игрушки» (Петербург)
Тотальный иммерсив на пластиковом заводе
Передовая группировка по созданию иммерсивного театра Signa впервые в России, а именно — на петербургском Заводе слоистых пластиков. Мастера перформативных инсталляций специально для фестиваля NET создают свою новую работу: в центре истории состоятельная умирающая дама, готовая перед смертью заплатить за все свои фантазии, на которые в течение жизни у нее не хватало смелости. Помогать ей в реализации задуманного будут молодые, бедные и дерзкие персонажи и зрители, которым также придется принять участие в удовлетворении прихотей старушки.
Музей стрит-арта на Заводе слоистых пластиков
«Всемирная история» (Петербург/Москва)
Осирис, крестоносцы и Ленин — история человечества на одном столе
Давид Эспиноса — завсегдатай фестиваля NET, каждый спектакль которого помещается в чемодан. В отличие от того размаха, который предлагает компания Signa, расположившаяся на заводе, Эспиноса намеревается уместить всю историю человечества на одном столе. Однажды ему уже удавалось с помощью маленьких фигурок, которые режиссер собирает по всему свету, сыграть разом все пьесы Шекспира. Так что есть основания полагать, что и с всемирной историей он справится.
Александринский театр
«Электротеатр Станиславский»
«Zauberland» (Петербург/Москва)
Возвращение Кэти Митчелл в хорошей компании
Кэти Митчелл, королева технологий и феминистской остроты, на этот раз обходится достаточно сдержанными режиссерскими средствами. Зато имеет дело с замысловатой структурой произведения, созданного специально для нее драматургом Мартином Кримпом и композитором, а также бывшим интендантом фестиваля в Экс-ан-Провансе Бернаром Фоккрулем. Цикл «Любовь поэта» Гейне и Шумана создатели дополнили 16 песнями, посвященными истории беженки из Восточной Европы. Получилось сложносочиненное произведение, сопрягающее эпоху романтизма с проблемами, которыми живет Европа последние несколько лет.
Театр им. В.Ф.Комиссаржевской
Театральный центр «На Страстном»