Вкратце, что происходит в игре
Американская разведка пыталась перехватить химическое оружие около границы с Россией и узнала, что газ отправили в Урзыкстан, вымышленную страну, которая выглядит как копия современной Сирии. 20 лет назад российский генерал Барков и его войска оккупировали страну, установили в ней тоталитарный режим и подвергли местное население репрессиям. В Урзыкстане действует сопротивление, которое возглавляет женщина, чьих родителей убили во время налета армии Баркова. Главные герои — американские военные — объединяются с сопротивлением, чтобы найти химическое оружие.
Как на это отреагировали в интернете
Еще до релиза магазин PlayStation Store перестал продавать Modern Warfare для российской аудитории. После релиза игроки обвинили разработчиков в русофобии и понизили пользовательский рейтинг шутера на Metacritic до 3,4. Популярный стример Илья Maddyson назвал Modern Warfare «преступной игрой, где прямым текстом говорится, что армия нашей страны — это террористы», и отказался ее стримить. Позже он обосновал свою позицию в часовом обзоре.
Что об игре сказали по телевидению
Скандал начался задолго до релиза. Когда в июне вышел новый трейлер Modern Warfare, канал RT выпустил сюжет о том, что разработчики собираются выпустить игру, где «русские будут просто невероятными злодеями».
Канал РЕН ТВ выпустил сюжет о скандале. «Авторы новой версии игры опровергают один из главных постулатов так называемого цивилизованного мира: «Нет плохих наций, есть плохие люди, — говорит ведущий. — Теперь выясняется, что плохая нация все-таки есть: Russians».
Почти такой же сюжет вышел на канале «Россия 24». «Западные журналисты хвалят проект за геймлпей, стрельбу и качественную графику, — сказал ведущий Алексей Казаков, — в то время как обычные пользователи обращают внимание на сюжет — откровенно провокационный».
Позже материал вышел на Первом канале. В нем ведущий описывает эпизод с налетом на шоссе, которого в игре нет.
В чем главные претензии игроков?
1. Разработчики используют реальные эпизоды, но меняют детали
Директор по повествованию Тейлор Куросаки подчеркивал, что студия использовала реальные события, но не копировала их. Она вдохновлялась событиями в Ираке, Сирии, во время Арабской весны и вторжения СССР в Афганистан. Например, в одном эпизоде в Урзыкстане произошла химическая атака, в другой миссии герои обороняются в посольстве США, в третьей — пытаются захватить лидера террористической группировки «Аль-Катала». Вероятно, первый эпизод отсылает к химической атаке в Сирии, второй — к серии нападений на посольства США в 2012 году, а третий — к операции по уничтожению Усамы бен Ладена в 2011 году.
В других эпизодах изменены важные детали. Например, в игре оккупанты из армии Баркова устроили массовый расстрел в урзыкстанском городе Хадита после нападения на конвой. В реальности этот случай произошел в 2005 году в иракском городе Хадита: после нападения на конвой американские военные расстреляли больше 20 человек. Разработчики детально цитируют эпизод, но перекладывают ответственность на другую сторону конфликта, поэтому создается впечатление, что они хотят переписать историю (хотя и не собирались делать шутер по историческим событиям).
2. Детали меняют даже в довольно известных событиях
Больше всего вопросов вызвало упоминание в игре «шоссе смерти». В одной из миссий игроку сообщают, что во время вторжения российские военные силы бомбили дорогу, по которой люди бежали из зоны боевых действий. Вероятно, это является отсылкой на эпизод войны в Персидском заливе: тогда американская, британская, канадская и французская авиации разбомбили дороги, по которым иракская армия отступала из Кувейта. Сотни человек погибли. Несоответствие заметили не только российские игроки, но и многие англоязычные медиа.
3. Для российских игроков зачем‑то сделали цензуру
Вот два примера:
В английской версии игры герои говорят об оккупантах или как о российских солдатах, или как о силах генерала Баркова. Но в русской адаптации практически всегда говорят «люди Баркова». Та же ситуация повторяется в субтитрах: в английской версии часто можно видеть надпись «Russian Soldier», в русской — «Солдат».
В одном из эпизодов игры в кадре появляются спасатели в белых шлемах, которые достают людей из‑под завалов. Вероятно, разработчики используют образ добровольцев из организации «Сирийская гражданская оборона» (она же «Белые каски»). Но в российской версии игры их шлемы перекрашены в зеленый цвет.
Организацию не раз критиковали на канале «Россия 24» за то, что она якобы сообщала ложную информацию о российских авиаударах в Сирии, которые привели к гибели мирного населения. Весной 2019 года на канале вышел репортаж, автор которого обвинял добровольцев движения в том, что они участвовали в боевых действиях на территории Сирии и вырезали органы у пострадавших.
4. Разработчики боятся называть вещи своими именами
«Урзыкстан настолько очевидно создан по Сирии, что трусливо называть его как‑то еще», — написал автор Vice Эммануэль Майберг. В игре используются образы и детали из реальных мест без указания их настоящих названий. Помимо игровой версии Сирии, чья карта похожа на карту реальной страны, в одной из ранних версий игры был город Санкт-Петроград. На его карте остались Исаакиевский собор и узнаваемая архитектура Петербурга, но находился город не в России, а в вымышленной стране Кастовии. К релизу город переименовали и перенесли обратно в Россию.
При этом в мире игры существуют реальный город Лондон и улица Пикадилли.
5. На самом деле игра не ставит вас перед сложным выбором
Одно из главных ожиданий от игры — «серая мораль». Глава студии Infinity Ward Дейв Штоль говорил, что они создавали игру, где «правила неоднозначны, а границы размыты». Куросаки уточнял, что это касается героев, которые решают, насколько далеко они зайдут ради общего блага. Например, есть эпизоды, где условно они угрожают жене и ребенку злодея, чтобы получить информацию, используют химическое оружие и объявляют вчерашних союзников террористами.
В другом эпизоде игрок может совершить ошибку и взорвать машину с мирным жителем до того, как узнает, кто именно в ней едет.
Многие эпизоды в игре выглядят очень мрачно, но сложный выбор, перед которым становятся герои игры, часто не приводит ни к каким последствиям. Например, в напряженном эпизоде зачистки дома разработчики оставляют возможность случайно застрелить ребенка и подчеркивают мысль о том, что на современной войне часто неясно, в кого нужно стрелять. Но после этого игра сообщает, что так делать нельзя, и просит пройти сегмент заново.
6. Не обошлось без клише из военных боевиков
С помощью визуальных цитат из фильмов «Цель номер один» и «Убийца» и хорошего звука во время перестрелок удалось создать запоминающиеся сцены, но сюжет все еще использует стереотипные образы: солдаты неприятеля показаны головорезами, которые избивают людей на улицах, действие переносят в выдуманную восточную страну. В злодеях из Modern Warfare нет ничего оригинального. Если бы их не сделали русскими солдатами, которые совершают военные преступления, вряд ли бы о них кто‑то говорил.