Как от видео про страшного жука перешли к страху насмешки
Моя девушка очень любит детей и работает няней. Как‑то раз я наткнулся на видео, где американские тинейджеры нашли в водоеме изопода, такое страшное создание, похожее на инопланетного жука. И девушка из видео начала с ним нянчиться, играть, будто это ее ребенок.
В это время моя девушка написала, что мальчик, с которым она сидит, все кусает и грызет. Я решил пошутить и сравнил его с изоподом. Маша на меня обиделась. У меня вызвало недоумение то, что она не поняла шутку, и после этого я начал заниматься психологией юмора.
Позже мы с моим научным руководителем Ольгой Щербаковой подумали, что эмоциональное отношение к юмору может быть связано с тем, как человек воспринимает шутку с точки зрения смысла, и обратились к исследованиям гелотофобии (страх насмешки), гелотофилии (склонность высмеивать себя) и катагеластицизма (склонность высмеивать других).
Как работают с мемами и юмором с помощью науки
Наше исследование заняло примерно год. В нем мы использовали интернет-мемы, потому что это довольно новый и актуальный комический жанр.
На первом этапе мы отобрали несколько мемов из Pikabu и «Страдающего Средневековья», которые показались подходящими для реконструкции смысла. Они были не очень простые и были лишены каких‑то излишне ярких тематик, например политической.
На основе других исследований мы выделили пять характеристик, которые свойственны мемам:
закрепленность формы — то есть шаблон, который переходит из мема в мем;
жанровая составляющая — то есть тематика, например фраза «Когда тебе тяжело…»;
интертекстуальность — когда одни мемы ссылаются на другие;
когнитивная простота;
риторическое содержание — когда мем, помимо шутки, содержит в себе некую позицию, например высмеивание бесполезной мотивационной цитаты.
В каждом меме заложено несколько ключевых идей, которые делают его смешным. Например, мем с тираннозавром, в нем было несколько идей: первая — тираннозавр беспомощен из‑за коротких лап, вторая — он находится в неестественных для себя условиях — в человеческой комнате, третья — пародия на мотивационные картинки — шутка про «когда тебе тяжело». Чтобы понять смысл мема, испытуемым нужно было выявить все эти идеи.
Как эксперты по мемам и пользователи оценивали шутки
Чтобы узнать, какие идеи содержатся в мемах, мы провели интервью, на которых эксперты — администраторы пабликов и опытные пользователи социальных сетей — развернуто рассказывали о том, почему тот или иной мем является смешным. Например, вот как эксперт оценивал мем про маршрутку.
На основании их идей мы сделали для каждого мема шкалу понимания — перечислили те идеи, которые нужно выявить на втором этапе, чтобы полностью понять мем. Во втором этапе участвовали 45 человек, каждый из них отвечал на вопросы о мемах около 20–40 минут. Например, вот как один из испытуемых оценивал мем про маршрутку.
Сколько ключевых идей психологи нашли в каждом меме
Связано ли понимание шутки с отношением к ней?
Гипотеза была такая: выраженность страха насмешки, склонности высмеивать себя и склонности высмеивать других будет статистически значимо связана с уровнем понимания мемов. И она не подтвердилась. То есть мы не выявили взаимосвязь: ваше отношение к юмору может быть и не связано с тем, как вы понимаете шутку. Но, возможно, связь будет обнаружена, когда появится больше испытуемых с крайними показателями гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма.
Помимо этого, мы обнаружили и другие интересные результаты:
Тип отношения к юмору оказался никак не связан с уровнем интеллекта. То есть вы можете быть гением вне зависимости от того, боитесь вы насмешек или наоборот обожаете шутить над собой и над другими.
Только уровень понимания одного мема [мем про экзамен по физике] оказался положительно связан с уровнем интеллекта. То есть чем вы лучше поняли этот мем, тем вы умнее. Мы все же посчитали этот результат математической случайностью.
Мем с тираннозавром оказался самым представительным: уровень его понимания был положительно связан с уровнями понимания всех остальных мемов. То есть, чем лучше вы поняли мем про тираннозавра, тем лучше вы поймете все остальные наши мемы!
Мы так и не поставили точку в главном вопроса нашего исследования. Наша гипотеза не подтвердилась, хотя мы и не можем с уверенностью сказать, что она неверна. Так что вопрос о том, связано ли отношение к юмору с пониманием шуток, а если связано, то как, все еще ждет ответа.