Основной проект
Уральский оптико-механический завод и кинотеатр «Колизей», до 1 декабря
Основной проект 5-й Уральской биеннале на этот раз посвящен теме бессмертия и представлен на двух площадках. Наиболее масштабная часть развернулась на 12 тыс. м² действующего оптико-механического завода. Специально для проекта в здании закрытого предприятия даже оборудовали отдельный вход. Именно там можно посмотреть видеоарт Сиприена Гайара, знаменитое «Плацебо» Гонзалеса-Торреса, живопись Павла Пепперштейна и еще работы порядка 70 звезд российского и мирового современного искусства. Вторая часть основного проекта расположилась в здании кинотеатра «Колизей», построенного в 1845 году и превращенного в рамках биеннале в «Павильон бессмертия».
Программа арт-резиденций
Уральский оптико-механический завод, до 1 декабря
В стратегическом проекте биеннале приняли участие 12 художников из 8 стран, приглашенных для работы с локальным контекстом. Участники резиденций работали на 10 предприятиях в разных городах Урала. К примеру, норвежская художница Сесилия Йонссон обратилась к теме добычи полезных ископаемых, а группа художников Werker Collective продолжила свой долгосрочный проект, посвященный вопросам труда на основе методологии немецкого «Рабочего фотографического движения».
«Урал мари. Смерти нет»
«Ельцин-центр», до 27 октября
Один из специальных проектов биеннале — выставка «Урал мари. Смерти нет» в «Ельцин-центре» — посвящен экспедиции антрополога Натальи Конрадовой и фотографов Федора Телкова и Александра Сорина по деревням, где живут уральские марийцы. Сохраняя традиционный уклад и веру в загробный мир, они уверены в возможности поддержания связи с мертвыми и их постоянном вмешательстве в обыденную жизнь. Экспозиция подробно рассказывает об обычаях и ритуалах марийцев, чей уклад мало изменился за последние несколько сотен лет.
«После нас»
Уральский филиал ГЦСИ, до 20 октября
Владимир Селезнев, получивший «Инновацию» как художник года в 2019 году, выступил в роли куратора проекта о наболевшем вопросе взаимодействия человека и цифровых технологий, размывании границ реальности и перепроизводстве. Инсталляции из скриншотов Игоря Самолета, сетевые фильтры Людмилы Калиниченко и межгалактические торговые центры Юли Вергазовой зарисовывают «портрет настоящего, который будет закончен уже после нас».
«Все не то, чем кажется»
Музейный комплекс им. И.Я.Словцова, до 17 ноября
Важная составляющая биеннале — выставочные проекты в ряде других городов на Урале. В тюменском музейном комплексе имени И.Я.Словцова представлен проект «Все не то, чем кажется», в котором приняли участие 35 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Основная тема проекта — особенности мифологического мышления в технократическую эпоху и исследование пределов восприятия реальности.