Как подписка на игры в айфоне станет новым Netflix

16 сентября 2019 в 20:34
В четверг заработает Apple Arcade, игровой сервис по подписке, который будет работать на айфонах (но в бета-версии iOS 13.1 он запускается уже сегодня). Андрей Подшибякин познакомился с ним во время презентации 10 сентября и теперь рассказывает, почему это очень, очень важная история.

Что такое Apple Arcade

Это «Netflix для игр», он будет работать по всему миру, включая Россию, с 19 сентября (то есть уже в эту пятницу) по подписке за 199 рублей в месяц. Некоторые игры в Arcade будут эксклюзивными для экосистемы и доступными практически на любом устройстве Apple — от телефонов до приставки Apple TV. На старте будет около сотни игр (сейчас известно о существовании 51 из них), библиотека станет пополняться ежемесячно. Ни в одной игре Arcade принципиально не будет внутренних микротранзакций.

Впервые в истории мероприятие в Apple началось с игрового анонса, а Apple Arcade, выходящая на несколько недель раньше стримингового сервиса Apple TV+, оказалась первым внутренним контентным сервисом Apple. Если кто‑то до сих пор сомневался, что игры являются высшей формой существования популярной культуры, то больше можно не сомневаться.

Что за игры там будут

На презентации 10 сентября в Купертино были доступны несколько игр, среди которых ремейк классической аркады Frogger, галлюциногенный раннер Sayonara Wild Hearts от инди-мейджора Annapurna Interactive, походовый постапокалиптический квест Overland, подводный платформер Shinsekai Deep Sea крупного японского издателя Capcom, грустный симулятор скейтбординга Skate City и некоторые другие.

И визуально, и в жанровом смысле это очень разные игры. Некоторые из них лучше всего играются на смартфоне (головоломка The Enchanted World), некоторые — на планшете (Skate City), остальные — на Apple TV (абстрактный раннер Super Impossible Road), а некоторые на лету адаптируют схему управления под устройство, на котором воспроизводятся (приключенческая головоломка Where Cards Fall). Попытка связать их друг с другом по любому формальному признаку терпит неудачу. Идейные вдохновители и менеджемент Apple Arcade от ответа на соответствующий вопрос уходят, ненатурально пожимая плечами, — мол, мы и сами не понимаем, по какому принципу все эти игры оказались, так сказать, под одной обложкой.

Впрочем, ответ, кажется, есть. И головоломки, и раннеры, и даже такие эзотерические вещи, как симулятор йети, крадущего еду у туристов (Sneaky Sasquatch), объединяет одно: все игры безошибочно считываются как игры от Apple.

Что об этих играх можно сказать еще до релиза

Дизайн

Он, опять же, очень разный, но ни одна из анонсированных для Apple Arcade игр не выглядит, условно, «реалистично». Везде стилизация, гиперболизация пропорций, ускользающие референсы: «Это похоже на стилистику канала Adult Swim… Хотя нет, показалось. А вот это — на классические диснеевские шестнадцатибитные игры… Но нет, так кажется только под определенным ракурсом». Если кто‑то заглянет через плечо, когда вы запустите на айфоне любую из игр Apple Arcade, наблюдатель не сморщится («Фу, игрульки!»), а, скорее всего, с уважением присвистнет.

Игровой артхаус

То, что в индустрии обозначается термином Double A. Чтобы установить систему координат: Triple A — это огромные игры-блокбастеры крупнейших издателей (см. Gears of War). Просто «А» не существует, но если бы существовало, то этой буквой обозначались бы глупые инди-платформеры в одном на всех пиксель-арте. Середины долго не было, но теперь Apple взялась за нее всерьез.

Как Apple Arcade может изменить индустрию

Судьба (и драма) современной независимой игровой разработки связана с Apple максимально тесным образом. На заре смартфонов App Store заполонили игры, для которых это была едва ли не единственная возможная форма существования. Canabalt, GeoDefence, Space Invaders: Infinity Gene, ранняя игра создателей Cut the Rope под названием Parachute Ninja — шедевры инди-игростроения, внезапно ставшие доступными миллионам людей.

Дальше произошло следующее: инди-ренессанс неожиданно для себя схлопнулся под напором более динамичной бизнес-модели условно бесплатных игр. Топы App Store захватил free-to-play, а платные игры зачахли — даже если за них предлагалось заплатить символические два-три доллара, психологически проще было не платить.

Apple Arcade радикально поменяет эту ситуацию: десятки топовых независимых игр всегда будут на расстоянии одного прикосновения к экрану. Абонентская плата принципиально копеечная.

Apple с ее триллионной капитализацией важно отдать эти игры в максимальное количество рук, а дальше сработает апокрифическая мантра раннего Цукерберга: «Миллиард чего угодно — это много».

Инди-игры снова готовятся к масштабному наступлению — и снова при непосредственном участии Apple.

Глобальная игровая индустрия давно и целенаправленно работает над расширением пространства борьбы. Ядро аудитории, исправно покупающее блокбастеры, давно уже мало кому интересно — с ним и так все понятно. Женщины, дети и пенсионеры сначала в массовом порядке покупали Nintendo Wii, а сейчас играют в непритязательные мобильные игры, часто с разноцветными птичками в главных ролях. Между этими категориями игроков есть огромный, в несколько сотен миллионов человек, зазор — именно туда идеально, как элемент пазла, встраивается Apple Arcade с ее Double A контентом.

Чего от Apple Arcade ждать дальше

Игровой сервис Apple впервые в истории не требует железа, кроме того, что у вас и так наверняка есть. Игры Apple Arcade не привязаны ни к приставочной конфигурации, ни к конфигурации игрового компьютера, вообще ни к чему. Но легко представить ситуацию (и в Apple в целом с этим соглашаются), когда пользователь Arcade купит дополнительное устройство для игр.

По некоторым косвенным признакам видно, что в Apple заинтересованы не только в потенциальных доходах от платформы, но и в вышеупомянутом расширении пространства борьбы — руководители Arcade говорят, что компания не является издателем представленных в сервисе игр, зато финансирует разработчиков и консультирует их по техническим вопросам. На практике это означает, что внешним студиям предоставлена творческая свобода внутри заданных идеологических параметров сервиса, а Apple берет на себя самое сложное — доставку контента потребителям, привлечение новых игроков и оптимизацию игр для десятков разноформатных устройств внутри экосистемы. Для современной игровой индустрии это слишком хорошо, чтобы быть правдой. И, по правде говоря, Apple — единственная компания, у которой достаточно воли (и денег) на такой формат.

Расскажите друзьям