Пиар-директор издательской группы «Эксмо-АСТ»
Зачем все это было
«Внутри книжного издательства мы привыкли работать с уже читающей аудиторией и, соответственно, с лидерами мнений, которые работают на читающую аудиторию. А в проекте «ЮФ», направленном на популяризацию чтения среди молодежи, мы решили попробовать поработать с самой сложной аудиторией — той, которая не читает, с подростками и молодежью — через амбассадоров и инфлюенсеров. И это привело нас к рэп-исполнителям.
Идея была в том, чтобы привести эту аудиторию в очень консервативное пространство, главную библиотеку страны. Это, с одной стороны, символический шаг: есть молодежь, которая слушает рэп, это связано в том числе с протестом против ценностей более старшего поколения. В том числе против навязывания чтения — читать полезно, читайте классику. Мы провели много исследований, это навязывание сильно мешает тому, чтобы появилась устойчивая привычка к чтению. Поэтому для нас важно вывести чтение из стрессового образовательного процесса и сказать, что чтение может быть и в их обычной жизни, среди прочих интересов.
Подростки читают, потому что они учатся. Как видно из исследований, которыми мы пользуемся, 70% в группе 10–14 лет активно читают. А к возрасту 25 лет и старше читают только около 30%. А нам хочется, чтобы у молодых людей привычка к чтению оставалась. Понятно, что времени становится меньше, и выбор делается в сторону другого развлекательного контента. Но хочется, чтобы все равно оставляли время для книг и понимали, что это важно и интересно».
Легко ли было уговорить пошуметь в библиотеке
«Очень сложно — причем сложно с двух сторон. С одной стороны, рэперы сами не тянутся в библиотеку. С другой стороны, библиотека — это научный институт, важная их функция — хранение культурных ценностей, им недосуг.
Но в таких проектах важна внутренняя уверенность, что мы делаем все правильно. Мы были уверены, что музыкант — это не какой‑то не дружащий с головой агрессивный элемент, который приведет в библиотеку еще 400 таких же неуправляемых людей.
Изначальная концепция была со сценой. Я зашла в третий читальный зал и сразу увидела: тут сцена, концерт, люди, какие будут потом фотографии. Но потом мы узнали, что там, например, есть ограничения по басам. Еще там висят невероятные люстры — и нет гарантии, что эти люстры не опустятся от сильных звуков. И там нельзя стоять — все слушатели должны сидеть на местах. Мы взялись за головы — нет, это невозможно.
Но потом родился другой формат. Мы привлекли к проекту независимое издательство Parallel Comics, которое сотрудничает с большими музыкантами, и они помогли нам подружить библиотеку и рэп-концерт, предложив идею. Основателю издательства Максиму Чумину 21 год. Какие бы мы ни проводили исследования, мы все равно не можем придумать что‑то такое, что «зайдет» подросткам, — а он может. В итоге мы придумали такой формат: сначала они приходят, слушают лекцию, пишут сочинение про хип-хоп. А потом уже на крепкой мраморной лестнице происходит концерт.
Я немножко боялась, что накануне ЕГЭ им не захочется писать сочинение — ну что это за издевательство? Но на самом деле когда встречаешься лицом к лицу с аудиторией, то понимаешь, что им важно получение нового, уникального опыта, которым они потом с удовольствием делятся.
Перед началом концерта, когда еще проходил саундчек GONE.Fludd, гардеробщица внизу начала очень громко возмущаться. Ей пришлось выйти на работу в выходной, но она не рассчитывала на то, что ее нервная система пострадает. Она говорила, что просто не сможет выйти на следующий день на смену, потому что это огромный моральный ущерб — слушать эту ужасную музыку, и как могло руководство допустить, чтобы такой беспредел творился в главной библиотеке страны.
А после концерта, когда слушатели выходили из библиотеки, она им широко улыбалась, потому что ребята были очень интеллигентные, хорошо себя вели, для них это был прекрасный опыт. И было видно, что они пришли с интересом в библиотеку не только получить новые впечатления от концерта GONE.Fludd, а поучаствовать в чем‑то новом.
Сначала работниками библиотеки двигали предрассудки: они смотрят на молодежь откуда‑то из своего мира и руководствуются определенными стереотипами. Проблема не только в том, что подростки считают, что читать не модно. Есть, с другой стороны, предубеждение взрослых о том, что молодежь глупая, она хочет только развлекаться, и интеллектуальный уровень этой аудитории очень низкий. Это абсолютно не так».