К открытию выставки великого невротического художника «Афиша Daily» вспоминает пять картин с рыжими женщинами — и рассказывает истории за ними.

Вампир, 1893

© Музей Мунка, Осло

Однажды друг (по одной из версий это был шведский писатель Адольф Пауль) зашел к Мунку в мастерскую. В то время Мунк рисовал стоящую обнаженную, и ему позировала натурщица с длинными ярко-рыжими волосами. Художнику пришла в голову идея сблизить двух героев на картине: он попросил друга встать перед натурщицей на колени, а ее — поцеловать его в шею. Но когда рыжие волосы натурщицы стали спускаться по плечам мужчины, богатое воображение художника породило ассоциации со струями крови — так появилась картина «Вампир».

Вокруг них он рисует темную тень, не то предвещающую беды, не то символизирующую, что женщина поглощает мужчину, лишает его воли, высасывает из мужчины все соки. Отсюда пошли интерпретации, гласящие, что Мунк страшно боялся женщин, боялся подпасть под их влияние. Это было отчасти правдой: художник выходил из любовных отношений, когда чувствовал, что его влюбленность перерастает в страсть. Можно сказать, что фраза о «токсичных женщинах» отчасти принадлежит и Мунку: он считал, что женщины отравляли его своими ненужными эмоциями, и как только понимал это, переставал с ними встречаться.

Он очень боялся попасть под женское влияние — видимо, был наслышан о тех роковых женщинах, которые ломали мужчинам жизнь.

Он издевательски подшучивал над своими женатыми друзьями, которые начинали угождать своим женам, говорить и вести себя иначе. И, чувствуя, что рискует повторить их судьбу, просто исчезал. Женщины не понимали, что происходит, писали ему письма, пытались поговорить, но Мунк не открывал дверь, уезжал в другой город.

Женщина с длинными рыжими волосами, которую мы можем увидеть на этой картине, кстати, частый типаж Мунка. Он писал, что больше любил брюнеток, но почему‑то ему чаще попадались рыжеволосые, а с ними отношения у художника, увы, не складывались.

Автопортрет между часами и кроватью, 1940–1943

© Музей Мунка, Осло

Мунк был знаком с с выдающимися литераторами эпохи — Станиславом Пшибышевским, Стефаном Малларме, встречался с Генрихом Ибсеном. Мунк часто ассоциировал себя с героями ибсеновских пьес. Но одним из его любимых писателей был Достоевский. Впервые Достоевского перевели на норвежский в 1883 году. «Преступление и наказание» в норвежском варианте называлось «Раскольников», и на Мунка Раскольников произвел неизгладимое впечатление.

Интерес к Достоевскому сохранялся у него на протяжении всей жизни. Когда Мунк умер, на его прикроватном столике лежали «Бесы». На этой картине мы видим этюд обнаженной женской фигуры в голубых тонах и вертикального формата — этюд имеет название «Кроткая» и, конечно, ассоциируется в первую очередь с книгой Достоевского. Новелла «Кроткая» повествует о мужчине, который своей холодностью и равнодушием изматывает жену, и в результате она убивает себя.

Метаболизм, 1899

© Музей Мунка, Осло

Картина «Метаболизм» объединяет темы зарождения жизни и смерти, по замыслу автора она замыкала «Фриз жизни» — цикл картин о любви, тоске, расставании и смерти. На картине мы видим Адама, Еву и дерево познания. Корни дерева прорастают в череп человека, а наверху расположен Небесный град. На заднем плане можно увидеть лес, а через него — море. Лес на берегу моря — любимый пейзаж Мунка, его можно часто увидеть на гравюрах художника — и по невнимательности принять вертикальные полосы за декоративный узор.

В таком лесу у моря Мунк встречался с Туллой Ларсен. Эта картина была написана во время их любви. Они встретились в конце 1890-х годов, и у них случился яркий роман. Мунк тогда очень нуждался в деньгах, его картины почти не покупали, а гравюры приносили не очень много дохода. В то время Тулла, дочь состоятельного виноторговца, очень сильно выручала его деньгами. Когда Мунк почувствовал, что она занимает слишком много места его жизни, то предложил возлюбленной фиктивный брак, который позволил бы им жить раздельно, а ему, соответственно, больше времени посвящать картинам. И предложил Тулле самой этот брак оформить, а сам уехал в Италию.

Тулла потратила месяц, чтобы собрать все нужные бумаги, заверить их, принести в мэрию, но ей отказали — тогда она отправилась за Мунком в Италию. Но как только художник узнал, что она в пути, тут же переехал в другой город. Тулла отправилась следом. Так она несколько недель пыталась его догнать, пока Мунк не отправил ее дяде письмо: угомоните вашу племянницу, она мне уже надоела.

Смерть Марата I, 1907

© Музей Мунка, Осло

Их расставание длилось еще какой‑то период, пока не заканчилось трагической историей. Мунк узнал, что Тулла хочет убить себя — и отправился к ней. Что дальше произошло — неизвестно, но у Мунка оказалась прострелена левая рука — в результате чего он на всю жизнь теряет фалангу среднего пальца. Он утверждал, что стрелял в себя сам, Тулла говорила, что пыталась застрелиться.

Возможно, именно это событие послужило основой для картины «Смерть Марата». Мунк потом эту картину повторит несколько раз, его очень волновал сюжет убийства великого революционера. Когда он лечился от алкоголизма в клинике доктора Якобсона, то также позировал в ванной в белых простынях, изображая из себя Марата. Автопортреты вообще очень важны для Мунка — он очень много рисовал себя, но не из самолюбования, скорее он относился к себе как к художнику-модели, модели, которая постоянно рядом и ей не нужно платить денег.

Танец жизни, 1899

© Музей Мунка, Осло

Эту композицию можно трактовать по-разному. У Мунка было несколько любовных отношений, и одни критики видели в этой работе Эмилию Таулов, его первую любовь (она прославится как первая норвежская журналистка, писавшая о гастрономии и моде). Если любовь к Тулле Мунк считал разрушающей, то чувства к Эмилии сам художник находил вдохновляющими.

Но кто‑то из исследователей пишет, что это другая девушка. Тем более что красное платье как будто захватывает мужчину в плен. Обратите внимание, что отражение луны в море приобретает вид восклицательного знака — тот прием, который Мунк часто использует и в других пейзажах.

Если присмотреться, можно заметить, что слева и справа от картины расположены одинаковые женщины — одна в белом платье, а другая в черном. У Мунка есть картина «Три возраста женщины», где изображены девочка, девушка и старуха. Те же изменения в человеке на разных стадиях его жизни он, возможно, стремился изобразить и здесь: тема возраста его очень волновала.


«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала Третьяковскую галерею.

Подробнее на afisha.ru